В многих деревнях Малайзии и Индонезии весьма обычными являются встречи нескольких “песилат” (pesilat), мастеров боевого искусства “силат”, которые спаррингуют между собой в мягкой и плавной манере. Каждый боец показывает свои собственные отличительные “бунга” (bunga - приём). Победа достигается, если боец сумел схватить головной убор своего противника, который называется “сонкок” (songkok), или, когда противник падает. Это очень похоже на игры и танцы и часто происходит под музыку. Музыканты играют на традиционных музыкальных инструментах. Такое представление называется “пермаинан сени” (permainan seni) или “сени силат” (seni silat) потому, что в центре внимания находится артистический и похожий на танец театрализованный поединок двух бойцов. “Пермаинан” означает “игра” или “играть”, а “сени” можно перевести, как “искусство”.


Непосвящённым, которые есть даже среди малазийцев, кажется, что все эти движения не имеют никакого практического значения. Однако, все, изучающие силат, знают, что в этих мягких и плавных движениях скрыты тайны их искусства. Это - путь развития их сознания (akal), чувствительности и техники до очень высокого уровня боевой эффективности.


Чтобы показать это, один из многих гуру силат поделился со мной своим опытом изучения “силат бату манди” (silat batu mandi). Этот стиль силат практикуют в западной части Суматры. “Силат бату манди” дословно переводится, как “силат Купальщицы На Скале”.


Существует древняя легенда о возникновении этого стиля силат:

"Гуру силат шёл по берегу реки и увидел красивую девушку, которая купалась возле скалы (“бату” – “скала”). Внезапно появились четыре молодых парня, которые стали приставать к ней. Гуру увидел, как девушка прыгнула на скалу, а потом последовала жёстокая схватка между ней и четырьмя нападающими. Удивлённый гуру наблюдал за этим, так как для него было очевидным, что девушка не нуждалась ни в чьей помощи. Она ловко уклонялась от ударов противников и контратаковала. Жители Западной Суматры славятся своим искусством силат. Эту часть Суматры называют “Гудан Силат” (gudang silat) - “Фабрика Силат”. Все четыре противника девушки были хорошими бойцами, но она сумела расправиться с ними за несколько секунд. Гуру хотел спросить девушку, где она научилась так драться, но пока он добежал до скалы, девушка исчезла. Тогда этот гуру превратил увиденные им техники в особый стиль силат, который известен сейчас, как “силат бату манди”. Этот стиль также называют “силат путери манди” (silat puteri mandi – “купающаяся принцесса силат”)".


Сегодня найти его учителей нелегко, так как этому стилю не обучают открыто.

Ученики этого стиля сначала изучают базовые движения в доме гуру силат. Тренировка начинается с того, что ученики садятся перед гуру, скрестив ноги. Гуру показывает базовые движения ударов и блоков руками в этой позиции. Постепенно движения становятся всё более сложными, и ученики переходят сначала в низкую позицию, а потом в высокую. Зрителю это напоминает изучение изящного танца. Ученикам на этой стадии обучения не разрешают использовать грубую физическую силу. Ученики изучают координацию и технику, знакомятся с особенностями боя “на нижнем уровне” и на короткой дистанции. Особое внимание уделяется деталям, типа положения пальцев, которые очень легко сломать по неосторожности.


На более поздней стадии ученик садится со скрещенными ногами на пол, а вокруг него точно также садятся четверо нападающих, которые атакуют ученика голыми руками и ножами. Ученик должен защитить себя от нападений спереди, сбоку и сзади, используя захваты, удары и любые другие действия.


На следующей стадии обучения ученики проводят свои тренировки под домом гуру. По традиции дома в этой части острова строят на сваях, чтобы защитить жителей от опасных животных. Обычная высота свай позволяет подлезть под дом, сильно согнув колени. Тренировка в таких условиях развивает сильные ноги и одновременно учит вести схватку в ограниченном пространстве.


Только после этого ученики начинают занятия на открытом воздухе. Как правило это происходит перед домом гуру. Здесь их ждёт другое испытание: тренировка проходит на скользкой площадке, покрытой слоем глины и политой маслом. Ученик должен стоять в центре квадрата, сторона которого равна двойной ширине его плеч. Со всех сторон на него нападают противники, а он должен защищаться, удерживая хотя бы одну свою ногу в этом квадрате. Сначала нападающие не вооружены, потом они берут в руки палки и, наконец, ножи.


Обучение начинается с мягких плавных движений, которые постепенно становятся быстрыми и сильными. Гуру настаивает на этом, чтобы ученик понял лучшие способы нападения, защиты и обнаружения намерений противника через контакт. Это было бы невозможно, если бы они обучались в “жёстком” стиле.


Наконец, наступает такой момент, когда обучение проводится в темноте. Все огни гасятся и ученики ведут бой, полагаясь на звук, контакт и инстинкт. В результате такой тренировки мастера этого стиля могут вести бой с завязанными глазами.


В заключительных стадиях обучения ученики начинают вести бой быстрее и жёстче, действуют на основе своих инстинктов и рефлексов, используют молниеносные техники и даже смертельные приёмы силат. Интересная особенность обучения силат бату манди состоит в том, что гуру лично проводит проверку учеников и церемонию посвящения. Некоторые гуру спаррингуют с каждым учеником по два или три часа подряд. Это свидетельствует о невероятной выносливости гуру этого стиля.


Начиная с мягких плавных движений бунга силат, два участника начинают бой в пермаинан сени. Постепенно атаки и контратаки становятся быстрее и быстрее и, наконец, выполняются с полными силой и скоростью. По словам одного гуру это напоминает драку двух котов, которые отчаянно кувыркаются и царапают друг друга. Все уроки, которые были получены от гуру, входят в программу испытаний. Только после того, как ученик получит одобрение гуру, он может закончить своё обучение. Однако считается, что нет никакого реального конца изучению силат. Церемония посвящения – “тамат” (tamat) – означает только завершение обучения под руководством конкретного гуру. Для песилат обучение продолжается, и он совершенствует и развивает свои техники.


Существуют различные стили ведения боя в искусстве силат. Когда боец использует стиль “пандай акал” (pandai akal), то зрителю кажется, что неудачи его противника происходят случайно. Боец может “случайно” наступить на ногу противника, вынуждая его споткнуться и упасть с серьёзной травмой головы или ноги. Он может толкнуть своего противника каким-то неуклюжим движением на стеклянную стену или металлический штырь с фатальным результатом. Он может, в тот момент, когда противник схватил его, внезапно сесть ему на колено и сломать ему ногу. Если противник удерживает бойца в замке, он может ткнуть противника пальцем руки или ноги, отвлечь его на мгновение, освободиться и провести мощную контратаку.


Другой стиль боя получил название “сепади” (sepadi). В этом случае боец обладает превосходным чувством дистанции и таймингом. Он уклоняется от ударов противника “на толщину волоса” и всегда находится в лучшей позиции для контратаки. Он неуловим, он постоянно перемещается вне фокуса атаки противника. Кажется, что он предвидит каждое движение противника, и для победы ему требуется одно единственное касание. Этот стиль боя является высшим. Здесь всё очень разумно, обдумано, эффективно, и возможности для контратаки максимальны.


Для понимания и изучения этого боевого искусства необходимо изучать танцевальные формы Бунга Силат, которые часто демонстрируют на деревенских праздниках в Малайзии.

Тэги: боевое искусство бунга

Оцените статью:
1

0|+1