Тайский бокс или Муай Тай -жемчужина боевых искусств народов Юго-Восточной Азии,уникальная традиция,имеющая многовековую историю. Наиболее яркое выражение культурное наследие тайцев нашло именно в Муай Тай, без которого невозможно представить современный Таиланд. Чтобы понять сущность современного тайского бокса, следует хотя бы кратко рассмотреть общую эволюцию тайских боевых искусств, тот исторический фон, на котором произошло его зарождение и развитие. Надо отметить, что реальные корни происхождения Муай Тай, вероятно, никогда не будут найдены, поскольку большая часть исторических записей исчезла навсегда в 1767 г.,когда бирманские войска сравняли с землей древнюю столицу сиамского королевства - Аютию. Поэтому описываемый здесь процесс эволюции традиционных боевых искусств Сиама (Сиам - официальное название Таиланда до 1939 г. и в 1945-48 гг), вплоть до начала xvii в., является лишь попыткой его исторической реконструкции.


Те немногие сведения, которые дошли до наших дней, сохранились, в основном, в исторических архивах сопредельных с Таиландом государств: Бирмы, Кампучии, Лаоса, а также исторического королевства Чиенгмай (Чиенгмаи - средневековое феодальное государство на территории северного Таиланда, основанное в 1296 г. королем Манграем.В xvi-xviii вв. попеременно являлось вассалом Сиама и Бирмы, а в 1775 г. окончательно вошло в Сиамское королевство), Вьетнама, Китая и в записях первых европейцев, посетивших Сиам. Эти данные зачастую носят противоречивый и разрозненный характер, что сказывается на точности описания истории Муай Тай в современной литературе.


Кто же такие тайцы? Истинное происхождение тайской нации до сих пор остается неизвестным. Считается, что тайские племена пришли в Юго-Восточную Азию через Китай с алтайских гор, поэтому современный Таиланд не является их исторической родиной. Предками нынешних тайцев были народности, объединенные принадлежностью к единой языковой группе (тайские языки), в которую входили племена таи, лао, чжуаны, шаны, буи сиамцы (кхон-таи) и др. Территории, населенные тайскими племенами, занимали горные плато к югу от реки Янцзы там, где сейчас находится китайская провинции Юньнань. Большая часть китайцев проживала в то время восточнее, в центральном и тихоокеанском регионах современной КНР. Ранние китайские хроники (первые китайские записи, касающиеся тайцев, датированы vi в до н.э.) свидетельствуют о том, что тайские племена занимались выращиванием риса в долинах. На основании археологических находок на плато Корат в северо-восточном Таиланде, некоторые ученые считают эту территорию древнейшим в мире рисопроизводящим регионом и местом зарождения "бронзового века" на Земле (примерно 3000 лет до н.э.).


Говоря объективно, трудно судить о существовании каких-либо систем боевых единоборств на границе неолита и бронзового века, но если следовать утверждениям тайских историков, то уже где-то в середине ii тысячелетия до н.э. на территории, заселенной тайскими племенами, существовала система рукопашного боя, возникшая на основе опыта борьбы с китайцами (воинские знания тайской нации до xiii в. опирались, в основном, на опыт ведения боевых действий против китайцев и монголов). Начиная с этого столетия Сиам ведет крупномасштабные войны с Бирмой и соседними королевствами Камбоджа, Чиенгмай. Чиенграй и др. Скорее же всего, время возникновения подобия каких-либо систем рукопашного боя в Таиланде следует отнести на тысячелетие позже, а именно к xv в.до н.э., когда в Китае появились первые протогосударства в бассейне реки Хуан. Именно к эпохе Шань-Инь(xiv - xi вв. до н.э.) относятся одни из первых найденных в Китае изображений приемов борьбы с оружием.


К концу i тыс. до н.э. на территориях, занятых тайскими племенами, начинают формироваться протоисторические государства, названия которых сохранились в китайских династийных хрониках этого периода.


Одним из первых образований такого рода стало крупное государство Фунань (i -vi вв. н.э.), занимавшее территорию дельты и среднего течения реки Меконг и включавшее в себя половину современного Таиланда и всю Камбоджу. Фунань, правящий класс которого состоял из индусов, играло ключевую роль в политике и экономике Юго-Восточной Азии того периода. В течение i тыс. н.э. тайские племена были организованы в так называемые "мыанги"("земли"), возглавляемые удельными князьями "чао" ("отцы народа") и сотенной администрацией. Общественный строй мыангов базировался на феодально-родовых отношениях и представлял собой сочетание вертикальных и горизонтальных классовых связей. Соседние мыанги часто объединялись, чтобы противостоять своим воинственным соседям - китайцам и вьетнамцам, с которыми и происходила большая часть военных конфликтов.


Ключевую роль в становлении единой тайской нации сыграло образование в середине vii в. на территории южного Китая (современная провинция Юньнань) государства Наньчжао (с ix в. - Дали), которое просуществовало до xiii столетия. Правящая китайская династия Тан, которой с севера угрожали кочевники и могущественные западные государства (Тибет и др.), решила обезопасить свои юго-западные границы путем форсированного создания дружественного государства в Юньнани, состоящего из различных национальностей, называемых в Китае "южными варварами". Однако, если первоначально Наньчжао было союзником Китая, то в последующие столетия стало его соперником, распространив свое влияние на территорию современной Бирмы и северного Вьетнама.


В 1235 г. монгольские армии хана Хубилая покорили Наньчжао и оно вошло в великую империю Юань. Роль Наньчжао в истории тайцев была двоякой. Создание государства-буфера, с одной стороны, простимулировало миграцию тайских племен на юг, а с другой - затормозило китайское культурно-экономическое влияние с севера на многие столетия. В противном случае, тайцы просто ассимилировали бы в китайскую культурную среду как многие малые народности современного Китая. После создания государственного образована Наньчжао, одному из тайских удельных князей, правивших на этой территории, Кунло (около vii в. н.э.), удалось объединить шесть крупнейших тайских княжеств и провозгласить их независимость.

Ему также приписывается создание элитных воинских частей, состоящих как из мужчин, так и женщин, которые базировались в районе реки Конг. Управление этими подразделениями основывалось на крайне суровом военном кодексе, согласно которому, к примеру, лечению подлежали только те воины, которые получили ранения в переднюю часть тела. Те же, кто был ранен в спину, карались смертью кактрусы, не выполнившие свой воинский долг. Воинская тактика элитных частей во многом предопределила способы ведения боя в этот период. Для защиты корпуса спереди воины носили специальные панцири из нашитых на одежду полосок толстой кожи, а типичное вооружение состояло, как правило, из традиционного тайского меча. Лишь отдельные воины имели копья или другое древковое оружие.


Признаком принадлежности к элитным частямбыли прикрепленные к шлемам кошачьи хвосты и татуировка красного цвета на теле. В сражениях эти части всегда находились впереди войска, а чтобы стать их членом, необходимо было пройти весьма сложные испытания. Кунло считается также основателем "фандаба" - тайского искусства фехтования на мечах. Следует отметить, что возникновение искусства фехтования в Таиланде тесно связано с развитием китайских боевых искусств. Древняя тайская система боя на мечах, существовавшая в конце i тысячелетия до н.э., полностью базировалась на китайской модели, как и тип самого меча, называемого "даб чек". От своего китайского аналога он отличался лишь укороченной рукоятью.

На юге Таиланда форма тайского меча претерпела некоторые изменения, в результате чего возникли три новые разновидности, используемые больше как орудия крестьянского труда. Меч первого типа, "то",имел закругление с одного конца лезвия и применялся для рубки ветвей деревьев в джунглях (аналог мексиканскогомачете). У другого меча, называемого "даб", было изогнуто само лезвие, что позволяло использовать его для нарезания травы и побегов бамбука. И, наконец, меч третьего типа, "понг даб", имел обоюдоострое упрочненное лезвие с закруглениями на обоих концах и представлял собой идеальное орудие как для труда, так и для боя. Однако именно из "даба" вышел классический древний тайский меч "даб тай", техника боя на котором со временем стала очень сильно отличаться от фехтования на 2 мечах китайской.


В китайских летописях, относящихся к династии Та (618-907 гг.), встречается термин "даб наньчжао", который впервые появляется в записях, датируемых 649 г. н.э. В докладе императору упоминается о пришедшей с территории тайских племен странной и непредсказуемой технике фехтования, против которой очень трудно защищаться. В качестве резюме высказывалось соображение воздерживаться от нападения на тайцев до тех пор, пока н будут изучены все секреты этого искусства. Как оказалось данная техника фехтования отличалась использованием в комплексе с мечом приемов рукопашного боя "пачуху" ил "пахуют" (приблизительный перевод этого термина - "многосторонний бой), в который входили удары кулаками, ногами, локтями и коленями. Гораздо позже в даб наньчжао сталприменять два обоюдоострых меча одновременно, используя их рукоятки для проведения бросков и болевых приемов (в т.ч. на суставы) по принципам, которые до сих по сохранились в тайском массаже и акупрессуре. Фехтование двумя мечами в какой-то степени предвосхитило появление системы тайского фехтования "краби крабонг", самые первые свидетельства о которой появились лишь середине xiv века.



Воины "Золотого века"


В xiii в. миграция тайских племен таи и лао, которые под натиском монгольских кочевников Хубилай-хана перемещались из мест своего постоянного проживания в Юньнани дальше на юг, достигла своего максимума.


На юге находилась империя Камбуджадеша, состоящая из народностей кхмеров и монов (первые государства монов, народа, происхождение которого до сих пор неизвестно, возникли на территории современного Таиланда в 1-11 вв., в xiii в. проникшие с севера тайские племена заселили страну и слились с монами.), подчинивших себе местные племена. В целом же, переселение тайских племен началось намного раньше, и к этому периоду они уже проживали на таких удаленных к западу территориях, как Ассам (сейчас индийский штат Ассам), а на юго-западе занимали район современной Бирмы (Шаны).


Отдельные тайские племена, известные как "таи дам" ("черные таи"), "таи дэнг" ("красные таи") и "таи као" ("белые таи") поселились в юго-восточных районах Тонкин и Аннам (северная и центральная части современного Вьетнама). Борьба с монголами и наступление на империи монов и кхмеров упрочили власть тайских вождей и в конце xiii в. в северной части Центрального Индокитая возникли буддийские государства народности лао Чиенгмай (1296 г.) и Лангсанг, а на подчиненной кхмерам северо-западной территории монов вдоль реки Пинг (приток Менама) государство народности таи Сукхотаи (1238 г.) - колыбель тайской цивилизации. В 1238 г., с приходом к власти короля Индрадитья, началось правление первой в истории тайцев королевской династии Сукхотаи, просуществовавшей до 1350 года.


Одно из первых собраний записей по тайским боевым искусствам было составлено третьим сыном короля Индрадитья Рам Камхенгом ("Рама Великий"), который взошел на трон в 1275 году. Рам Камхенга называют "отцом тайской нации", отдавая дань уважения за те огромные социально-экономические и административные преобразования, которым он способствовал в годы своего правления. Помимо того, что он присоединил к Сиаму южные территории вплоть до оконечности полуострова Малакка, "Рама Великий" известен еще и как создатель тайского алфавита. "Золотой век" Сукхотаи при Рам kaмхенге продлился до его смерти в 1317г., после чего королевство практически распалось,а столица обезлюдела. Упомянутое выше собрание записей получило название "тамраб пичайсонкрам" ("Книга о способах достижения победы на войне" (известно также под названием "Чупасат")) и представляло собой сохранившиеся разнородные материалы по тактике и стратегии боя магическим ритуалам, записям о старых приемах рукопашного боя, а также содержало сведения по астрологии и астрономии.


В собрание вошли как тайские,так и китайские источники. Вообще, бытует мнение, будто бы в Х в. до н.э. в Китай попал один из самых древних тайских секретных трактатов по рукопашному бою, на основании которого были составлены первые китайские наставления на эту тему. Однако все это выглядит не более чем вымыслом. После падения династии Сукхотаибольшая часть коллекции была утеряна. Часть записей, касающихся буддизма и боевых искусств, сохранилась в буддийских монастырях, часть - в китайских, бирманских и камбоджийских исторических архивах, однако в целом до наших дней дошло очень мало сведений. Тем не менее, общую картину в какой-то мере можно восстановить. Так, все источники практически единогласно сходятся на том, что в сиамской армии не было кавалерии. Войска состояли из вооруженной мечами пехоты ("тахан гао") и экипажей боевых слонов ("тахан чанг"). Женщины сражались наравне с мужчинами и имели равный с ними статус. Сиамские воины использовали стиль рукопашного боя, известный как "пахуют".


Согласно китайским хроникам, движения их были непредсказуемы, а в качестве оружия активно использовались все ударные поверхности тела. Перед битвой воины проводили ритуалы поклонения богам и призыва духов-покровителей. В пахуюте использовались три вида оружия: длинное древковое (копье, шест или различные виды алебард), стандартное (меч) и спецназначения, которое эволюционировало из защитных приспособлений. В последнем случае имеется ввиду защитный нарукавник "кра зок", которым в бою стали наносить удары по аналогии с техникой использования шеста "крабонг". Искусство владения длинным оружием называли "тэн чанг" ("фехтование палками на слонах"), поскольку практиковали его воины в составе экипажей боевых слонов. В систему рукопашного боя вошли также независимо развившиеся техники страховок при падении со слонов, и чуть позже все это объединилось под единым названием "пахуют".


Когда мигрировавшие тайские племена достигли центральных районов современного Таиланда, столицей области Ладья (сейчас Канчанабури, Западный Таиланд) стал крупный город Суваннапум. Он был заложен на развалинах одноименного древнего города, построенного еще индусами. Сейчас это место в западном Таиланде носит название Након Пратом. Рядом с Суваннапумом появились четыре крупных города: Рачабури, Транасаури, Сингбури и Петбури (Канчанабури). Район Суваннапума известен как место зарождения новой системы фехтования "даб суван-напум" или "даб канчанабури", пришедшей на смену "даб наньчжао". До xiv в. здесь находились лучшие в Таиланде оружейники, поэтому Суваннапум был местом паломничества фехтовальщиков со всей страны.


Этот факт отражен в наскальных записях времен Рам Камхенга. С городом Суваннапумом связана легенда о "небесной пещере" ("там кухасаван"), где будто бы была создана система рукопашного боя "пахуют", основателями которой считаются пять великих мастеров: Кру Кун Плаай, Кру Лам, Кру Сри Трейрат и дочь Кру Кун Плаая, Кру Мэ Буа. Действительно, фрески, найденные в пещерах Канчанабури, подтверждают версии о том, что это место являлось одним из древнейших центров обучения воинским искусствам.


Согласно преданиям, пещера была местом отдыха некоего женского божества, спускавшегося с небес в человеческом облике, и являлась своего рода "дверью между "верхним миром" и миром людей. Только те, кто обладал магической силой, могли пройти сквозь эту "дверь". Пещеру использовали и другие божества для того, чтобы сойти на землю и помочь тем, кто просил богов о помощи. Однажды за божеством в образе ворона ("куангтеп"), которое возвращалось на небеса, попытался последовать демон ("як"), который поднял страшный шум в попытках открыть "дверь" с помощью своей магической силы. Божество в женском образе, отдыхавшее в это время в пещере, страшно испугалось и немедленно улетело обратно, однако в спешке потеряло свой плащ. В это же время Кру Кун Плааю пригрезилось во сне, что духи предков советуют ему найти пещеру, где он мог бы получить от них знания и развить свой дух.


Поскольку в Таиланде сны считаются одним из способов перехода в иные миры, то он воспринял свое видение как конкретный совет и, занявшись поиском волшебного места, действительно вскоре наткнулся на пещеру, где обнаружил какие-то полуистлевшие куски ткани. Решив, что это и есть та самая пещера духов, Кру Кун Плаай поселился в ней вместе с остальными мастерами пахуюта. Там они получили сверхъестественные знания ("сайя сат") и обучились высшему искусству борьбы, включая владение различными типами оружия. Все пять мастеров оставались в пещере вплоть до момента полного "просветления", после чего их души ("чит") покинули физические тела ("ранг") во время медитации и они прекратили свое земное существование в человеческом облике. Однако их высшие духовные сущности ("пхи") продолжали оставаться в пещере. Все пятеро превратились в высшие существа ("теп"), которые могли появляться в любом месте и принимать любую форму, в том числе временно вселяться в человеческие тела, передавая свои, знания людям, и так же таинственно исчезать. Смертным нельзя было посещать пещеру, поскольку присутствующие в ней магические силы могли вызвать ужасные последствия и привести к смерти смельчака, осмелившегося нарушить покой духов.


Однажды, много лет спустя, странствующий буддийский проповедник, монах Пра Ту-донг, благодаря своему духовному подвижничеству сумел увидеть вход в пещеру. Он попросил у духов пещеры разрешения войти в нее, чтобы получить знания, которые могли бы помочь людям в этоммире. Рядом с пещерой монах построил маленький буддийский храм под названием Ват Там Кухасаван ("храм небесной пещеры"). Этот храм, известный также как Ват Там, расположен в местечке Намток Сайёк Ной вблизи Канчанабури.


Первым из пяти великих учителей пахуюта, которые упоминаются в легенде, был Кру Кун Плаай, выходец из района Наньчжчао, где проживали тайцы. Он происходил из семьи потомственных шаманов и с детства получил глубокие знания по магии и пахуюту. По легенде, его свита состояла из духов, которые вместе с ним составляли отряд неуязвимых воинов, участвовавший в войне с китайцами. Даже обезъяны, стада которых населяли Лоп ри, однажды будто бы составили его свиту. В этом же городе Кру Кун Плааю воздвигнут памятник как "святому отцу-покровителю". Одновременно в Супанбури ему поклоняются как защитнику джунглей "чао по саминг плаай" ("святой отец духа тигров"), а в Канчанабури Кру Кун Плаай является покровителем гор. Его дочь также была знаменитым мастером пахуюта и целителем, которая лечила травами и "святой водой", выжимаемой из своих волос. Ей поставлен мемориальный памятник в Бангкоке.


Третьим из "Пяти Великих" был охотник из гор (Мунг (современная Бирма) Кру Сри Трейрат ("учитель трех принципов"), разработавший три базовых принципа пахуюта: удар, удержание и падение (перекат). Его ученики могли надеяться встретить учителя только в джунглях, откуда тот никогда не выходил. Более реальной исторической фигурой является, по-видимому, Кру Лам, родившийся в крестьянской семье из города Чингтунг (северный Таиланд). Все тело Кру Лама было покрыто татуировкой синего цвета, что впоследствие стали копировать многие тайские бойцы. До этого татуировки наноси исключительно красного краской, символизировавшей уважение к духам предков. Кру Лам впервые разрабол защитный нагрудник и боевые поножи, взяв за основу китайскую модель, поэтому его метод пахуюта учитывал использование защитных приспособлений. Статуи воина в доспехах Кру Лама стоят в Таиланде во многих местах, напоминая об угрозе, подстерегающей воина в бою. Кру Лам выделил также пять видов оружия, за что почитается как учитель "ауд тай" - тайского искусства борьбы с оружием.


Последний из перечисленных мастеров, Кру Фонг, принадлежал племени таи, происходившему из одного из центральных районов современного Китая. Следуя традиции предков, он изучил технику традиционного фехтования, включившую в себя впоследствие методы пахуюта Кру Сри Трейрата и Кру Кун Плаая. Кру Фонг разработал также концепцию фандаба - тайского фехтования на мечах, которая использовалась позже для обучения в некоторых школах фехтования в северном Таиланде, Аютии и Чантабури. Скрещенные мечи, висящие над входом в тренировочные залы, являются знаком уважения к Кру Фонгу. Вполне возможно, что легенды о пяти мастерах имеют под собой какую-то историческую основу, опирающуюся на реально существовавшие исторические фигуры. Несомненно также, что некоторые ритуалы, обряды и приемы рукопашного боя, нашедшие отражение в современном Муай Тай, восходят именно к этому периоду.


Методы рукопашного боя в древнем Сиаме развивались на фоне совершенствования способов ведения войны в целом, поэтому даже использование боевых слонов повлияло на формирование тайских боевых искусств. Одна из легенд, в которой впервые упоминается о применении боевых слонов в "личном единоборстве", связана с уже упоминавшимся городом Суваннапумом. Согласно ей, придворный оракул ("хох") короля Прайя Конг предсказал королеве, ждущей ребенка, что ее еще нерожденный сын убьет своего отца. Король, узнав об этом, пришел в такую ярость, что приказал немедленно убить появившегося на свет ребенка. Однако королева опередила его, заменив своего сына, который был тайно отдан на воспитание кормилице в город Рачабури, где он и вырос. Юноша получивший имя Пан, оказался очень талантливым в воинском деде. Он быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре получил титул главнокомандующего ("прайя"). Судьба сложилась так, что Прайя Пан вскоре захотел править в Рачабури единолично, и королю пришлось послать войска на подавление восстания.


В битве Прайя Пан развернул свои войска способом, который был неизвестен ни индийским, ни кхмерским полководцам того времени, и вскоре королю пришлось самому вступить в смертельную схватку. Прайя Пан предложил ему померяться силами "один на один", сидя на боевых слонах, прежде чем пускать в битву войска. Король посчитал невозможным отказаться, хотя раньше никогда не сражался вepxoм на слоне, и в последовавшей короткой схватке был убит. Предсказание оракула исполнилось. Вдохновленный победой Прайя Пан приказал войскам немедленно захватить город Канчанабури. Кроме того, он объявил, что намерен взять в жены супругу павшего короля с целью прекратить возможные попытки восстания в Рачабури. Когда же придворные сообщили, что это его мать, а убитый король был его отцом, Прайя Пан потерял рассудок от горя и обвинил во всем свою приемную мать, которую приказал казнить. В знак раскаяния о содеянном им была воздвигнута мемориальная пагода в Након Пратоме.


Снаряжение и тактика использования тайского боевого слона имеют индо-камбоджийские корни. Так, боевой экипаж состоял из четырех воинов, каждый из которых выполнял свои функции. Первый из них, как правило, очень опытный воин, сидел впереди на шее слона и назывался "насык" ("передняя линия"). Обычно это был командующий ("чао прайя") или кто-либо из высокопоставленных членов королевского дома. В функции насыка входило наблюдение за ходом сражения на земле и выбор стратегии ведения битвы. Как правило, этот воин прекрасно владел одним из видов длинного древкового оружия ("крабонг"), а также должен был уметь сохранять свое положение при неожиданных движениях слона, не прекращая командовать солдатами внизу.


Существовало даже специальное наставление, регламентирующее обязанности насыка. В походе он находился чуть позади своего боевого места,которое во время марша занимал погонщик слона. Этот воин, именуемый "крабоун" ("павлиньи перья"), выполнял все функции по уходу за животным. У него имелось опахало из павлиньих перьев, которым, с помощью системы условных сигналов, передавались приказания насыка находящимся внизу солдатам. Крабоун наблюдал за воинами, прикрывающими ноги слона, и за поведением самого животного, обращаясь при необходимости непосредственно к насыку. Кроме того, он долже был следить за исправностью его оружия и обеспечиват охрану насыка в случае серьезной опасности. Часто эт требовало от погонщика присутствия непосредственн рядом с насыком, для чего приходилось перебираться со своего места вперед. Хотя это расстояние и не превышал одного-двух метров, такой маневр в условиях битвы на раскачивающемся слоне требовал поистине обезьяньей ловкости, и часто случалось, что погонщик падал вниз.


Иногда ему самому приходилось спрыгивать со слона,хотя это и жестоко каралось, поскольку он не имел права самовольно покидать свой пост. Однако в случае падения насыка на землю крабоун не колеблясь бросался вниз, рискуя быть раздавленным, но не желая пренебречь своим долгом телохранителя. Конечно, при падении со слона в битве шансы выжить были минимальными, однако на тренировках по пахуюту воины специально готовились таким ситуациям. В учебнике по искусству ведения боевых действий "тамраб пичайсонкрам" описывались специальные техники, позволящие минимизировать риск случае падения со слона. Эти приемы назывались "вич, токчанг", позднее просто "токчанг". Тем не менее, согласно историческим сведениям, наибольший процент потерь среди бойцов приходился именно на воинов-погонщиков.


Третьим действующим лицом был "крабанг ланг" ("защитник тыла") сидевший позади погонщика спиной к нему и призванный оберегать слона и весь "экипаж" от неожиданной атаки сзади. Этот воин был вооружен длинным древковым оружием, которым должен был владеть в совершенстве, равно как и приемами пахуюта. Его положение было крайне неустойчивым, а свобода движений ограничена, поскольку он должен был следить за тем, чтобы не задеть оружием сидящих за спиной людей.


И, наконец, еще четыре воина, именуемые "пракоб бат" ("защитники ног"), охраняли каждую ногу слона в отдельности. Ноги у боевого слона не были прикрыты защитными щитками, поэтому любое ранение копьем или мечом могло кончиться очень плачевно для всех: слон мог либо погибнуть, рухнув со всем экипажем, либо прийти в бешенство от боли и броситься давить свои же войска. Боевая задача"защитников ног", вооруженных двумя мечами, была совсем не из легких. Необходимо было, уподобившись "двуликому Янусу", отбивать атаки врага спереди и следить, чтобы слон не растоптал их самих сзади. Кром того, им вменялось в обязанность помогать всем, кто падал со спины слона. Такие же четыре воина ("пракоб тау"), защищали ноги королевского слона. Именно из этих людей сформировалась впоследствии первая группа личных телохранителей ("онкарак") сиамского короля.



Прекрасная и нерушимая


В 1350 г. династия Сукхотаи потеряла свое влияние, и к власти пришел другой сиамский королевский дом из низовьев реки Чао Прайя, где и появилась новая столица государства, город Аютия. Одноименная династия, в которой сменилось 33 короля, просуществовала вплоть до 1767 г., когда Сиам был захвачен бирманскими войсками, а его столица полностью разрушена. С приходом династии Аютия иностранцы стали называть государство тайцев "королевством Сиам" (название, очевидно, связано с санскритским словом "шиам", т. е. "темнокожие"). За эти четыре столетия боевые искусства тайцев претерпели значительные изменения.


Еще где-то в конце Х в. правитель города Аутонг, который позже стал называться Сри Аютия ("прекрасный и нерушимый"), Пра Панса впервые организовал соревнования по пахуюту. Это зрелище было задумано как народное празднество и азартная игра для всего населения одновременно. Следует сказать, что страсть к азартным играм является характерной национальной чертой тайцев, и даже сейчас любые соревнования не мыслятся без тотализатора. Поединки носили дружественный характер и, согласно правилам, убийство соперника не допускалось. Такой вид соревнований стал называться "муай", или "па-нан муай" ("муай" означает "схватка, поединок", а "па-нан" - "делать ставки"), и он явился предтечей современного Муай Тай. Основное внимание в этой ранней форме боксерских соревнований уделялось лишь техническому превосходству над соперником.


Сам Пра Панса почитается как основатель соревновательной формы Муай Тай, выросшей из этих поединков. Древний тотализатор включал в себя не только выступления бойцов панан муай, но и другие виды развлечений, где люди могли заключать пари и делать ставки. К ним относились петушиные бои "муай кай" - развлечение, чрезвычайно популярное во всей Юго-Восточной Азии, бои между бойцовыми рыбками "муай пла кад" (необычайно красивые, но страшно драчливые рыбки "петушки" (betta splendens regan), обитающие в аквариумах любителей, как раз и представляют собой разновидность таиландских бойцовых рыбок), а также схватки между между кобрами и мангустами "муай нгу". В поединках нередко принимали участие и китайские бойцы, практикующие различные стили ушу, поэтому в таких случаях распорядитель делал объявление о бое "муай чек", что означало "поединок с китайцем".


Первоначально в панан муай отсутствовал ринг и какие-либо правила соревнования. Под арену отводился участок плотно утоптанной земли с четырьмя деревянными столбами высотой до колена, расположенными по углам площадки ("лаг муай"). Тренера бойцов сидели на столбах и принимали у зрителей ставки на дерущихся. В качестве дополнительных участков для сбора заявок были установлены еще два столба. Зрители наблюдали поединки сидя на земле. Ставки считались принятыми в том случае, когда обе стороны подавали условный сигнал, символизирующий разрешение начинать поединок.


Роль организатора и рефери, полностью контролировавшего ситуацию на площадке и определявшего победителя, играл всего лишь один человек, для которого проведение поединков панан муай было средством к существованию. В случае, когда бои проводились королевским домом, в качестве рефери выбирались служащие из числа гражданского населения, которым было запрещено делать ставки. Перед схваткой оба бойца, выполняли церемониальный танец в честь своих учителей, духов предков и богов. Этот ритуал, известный под названием "рам уай кру", существует и по сей день. Поединки панан муай проходили в атмосфере народного праздника и сопровождались музыкой, призванной подбодрить бойцов, которая исполнялась музыкантами из числа зрителей. Ритуалы, имеющие отношение к панан муай, сохранились до настоящего времени в народном фольклоре северного Таиланда. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, на котором проходил праздник, однако позднее музыка стала регулировать ход самого поединка.


В самом начале, когда бойцы медленно двигаются, исполняя рам уай кру, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По мере нарастания напряженности движения бойцов становятся все более и более резкими, переходя в настоящий шквал яростных атак. При этом ритм ускоряется и приобретает совершенно неистовый характер в самые кульминационные моменты схватки. Оркестр "вонг муай" включал в себя пять основных инструментов: индонезийскую флейту "пи чава", индийские сдвоенные барабаны "клонг кэк" с различной высотой тона: "туа пу" (барабан с "мужским (высоким) голосом") и "туа миа" (барабан с "женским (низким) голосом"), еще один барабан южно-таиландского происхождения "кхонг" и металлические цимбалы "чинг".


Аналогичное музыкальное сопровождение поединков сохранилось в таиландском боксе и в наши дни. Уже во второй половине xv в. восьмой король Аютии Боромотрайлоканата (1448-1488) пересмотрел положения военного трактата "тамраб пичайсонкрам" и сделал изменения, касающиеся управления войсками. Вскоре, в 1518 г., португальский король Мануэль первым из европейцев установил дипломатические отношения с Сиамом. Португальцы ввезли в страну огнестрельное оружие, а их наемники помогли тайцам в первой войне против молодого королевства Бирмы. Такая помощь оказалась как нельзя кстати и Сиам одержал победу.


Первая половина xvi в. явилась началом целого ряда сиамо-бирманских войн, которые в свою очередь способствовали развитию воинского мастерства тайцев. В 1569 г. тайцы впервые потеряли свободу. Их столица Аютия была оккупирована войсками бирманской коалиции, возглавляемой правителем бирманского государства Таун-гу, Байиннауном. Тринадцатилетний сиамский наследный принц Пра Онгдамм (позже известный как король Наре-суан Великий) был захвачен в качестве заложника и увезен в Бирму. Однако, бирманский король отнесся к молодому принцу как к сыну и дал ему хорошее образование. Помимо всего прочего Наресуан изучал также и бирманские боевые искусства. Когда принцу исполнилось 19 лет, король разрешил ему вернуться домой. К этому времени Аютии уже была предоставлена некоторая автономия, поскольку молодое бирманское государство не могло долго удерживать все захваченные территории. Аютию возглавил отец Наресуана, выходец из правящей династии Сукхотаи, Маха Дхармарача.


Вернувшись домой, молодой Наресуан в 1571 г. в Питсанулоке на основе общинных отрядов самообороны создал боевые отряды молодежи "дикие тигры" и возглавил движение сопротивления против бирманского присутствия в Сиаме, опираясь на тайскую диаспору в Бирме (помимо тайцев на сереверо-западе страны, в центральных районах Бирмы проживали выходцы из Индии и Цейлона, а на юге - этническая группа монов). В ночь на 14 июня 1584 г. Наресуан провел мистическую церемонию "ранг синоток", символизирующую независимость сиамского государства, и начал борьбу за освобождение страны от бирманского владычества и объединение разрозненных тайских этнических групп, что само по себе было нелегким делом. Наресуан сражался во всех битвах в первых рядах бок о бок со своими воинами и до наших дней дошло много историй о его неустрашимости и мужестве.


Так, при взятии штурмом бирманской крепости Кай Прайя Након принц, зажав в зубах свой знаменитый штурмовой меч "даб кабкай", одним из первых взобрался на ее стену. При этом он был несколько раз ранен бирманскими копьями, но даже упав вниз, нашел в себе силы продолжить сражение. Естественно, что престиж Наресуана среди населения был очень высок и в 1590 г. он стал королем тайцев. Наресуан основал специальные центры подготовки сиамских воинов, что привело к расцвету собственно тайских боевых искусств (в большей степени это касалось искусства фехтования, а также воинской стратегии и тактики).Он прожил жизнь как настоящий воин, проведя почти 30 лет в непрерывных походах, и скончался в 1605 г. во время военной кампании против бирманского государства Авы.



Искусство королей


Одна из историй, касающаяся короля Наресуана и описанная в тайских хрониках, повествует о его знаменитой "личной" дуэли ("юттахатти") в генеральном сражении 1593 г. с главнокомандующим войсками Бирмы, наследным принцем Пра Маха Уппарача, возглавившем поход на Аютию. Боевой слон Наресуана оторвался от передовой линии своих войск и попал в окружение бирманцев. Однако, король тайцев не растерялся и вызвал на дуэль наследного принца. А поскольку в детские годы они вместе воспитывались при дворе короля Хонгсавади, честь не позволила бирманцу уклониться от поединка. Правда, помимо боевых слонов в нем участвовали погонщики и прислуга с обеих сторон, так что вряд ли его можно было назвать "личным единоборством".


Пра Маха Уппарача первым нанес удар боевой алебардой, однако только повредил шлем Наресуана. Ответный удар королевской алебардой достиг цели и принц был убит на месте. Потеряв своего главнокомандующего, бирманские солдаты прекратили сопротивление и тайцы одержали победу. Все атрибуты короля Наресуана (шлем, алебарда и слон) "участвовавшие" в поединке, стали почтительно именоваться так: шлем - "пра малабьенг" ("Его (королевского высочества) шлем, разрубленный алебардой). До сих пор в театральных постановках с актера, играющего роль Наресуана, сбивают головной убор.


Большинство современных специалистов считают, что форма боевого искусства тайцев, известная как таиландский бокс, или Муай Тай, приобрела свой характерный облик в конце xvi - начале xvii веков. Уже при короле Наресуане прослеживаются основные черты тайского рукопашного боя. Кулачный бой, как разновидность соревновательного поединка, впервые вышел на сцену при двадцать первом короле Аютии Прачао Прасат Тонге (1630-1655), который был известен тем, что построил небольшой павильон для тренировки своих телохранителей. В этом павильоне впервые стали проводиться показательные поединки с оружием. При этом, также первый раз за всю историю Сиама, во избежание серьезных ранений боевое оружие заменили на его имитацию из ратана. Идея показательных боев была навеяна чисто практическими соображениями, поскольку их победители зачислялись в личную охрану короля.


Поединки с оружием дали толчок к проведению аналогичных боев по рукопашному бою, которые получили название "ти муай". Впервые за все время на бойцах появляются защитные приспособления в виде специального бандажа для рук из кожаных ремней, либо конопляных веревок. Поскольку бинтование рук не позволяло делать борцовские захваты, то имеющиеся в арсенале предшественника ти муай, пахуюте, разнообразные захваты, броски, падения и перекаты практически вышли из употребления и бойцы сконцентрировались на нанесении ударов руками и ногами в стойках. В это время стали популярны техники, позволяющие наносить сильные нокаутирующие удары кулаками ("мад"). При этом, для укрепления обмотки рук, веревки часто пропитывали рисовым клеем и обмакивали в песок, что приводило к серьезнейшим травмам в поединках. С другой стороны, в развитии техники бинтования рук многие исследователи видят ключевой фактор превращения ти муай в универсальное искусство тайского кулачного боя Муай Тай. Поэтому более точной датой рождения Муай Тай можно считать приблизительно 1630 г., когда, согласно хроникам династии Аютия, перестали применяться техники открытой ладони.


Взошедший на королевский трон после Прачао Прасат Тонга двадцать второй король Сиама Пра Нарай (1656-1688) стал проводить политику "открытых дверей" по отношению к западноевропейским католическим государствам. Сиам стал понемногу европеизироваться, как в области торговли, ремесла и культуры, так и в военном искусстве. Нехватка новобранцев подтолкнула короля к мысли перестроить армию по европейскому образцу. Помимо структурной перестройки, изменения коснулись и вооружения. Теперь каждый солдат был вооружен мечом ("даб"), копьем ("хок") и мушкетом, а защитные приспособления включали прямоугольный щит и металлический шлем. После локальной войны с англичанами в 1678 г. (тайцы по праву гордятся тем, что Таиланд - единственная страна Юго-Восточной Азии, которая никогда не была колонизирована) к арсеналу тайских воинов добавился еще и круглый щит. Солдаты дополнительно изучали стрельбу из мушкетов и отрабатывали тактические маневры по европейскому образцу.


С этого времени копье перестало быть оружием ближнего боя. Кроме того, введение в армейский арсенал щитов привело к утрате искусства владения защитными нарукавниками "кра рок", которое в свое время стало основой для разработки техники ударов локтями в ти муай. Телохранителями короля Пра Нарая вместо тайских солдат стали наемники из Португалии, Испании, Дании и Франции, а в роли лучников выступали индийская кавалерия и гайские отряды. С 1673 г. Сиам установил дипломатические отношения с Францией, где правил Людовик xiv. Естественно, что приемы ти муай вместе с матросами и торговцами попали во Францию. Поэтому среди историков до сих пор ведутся споры, является ли французский сават местной разновидностью Муай Тай или это все-таки независимое направление, развитие которого было только стимулировано знакомством с тайским боксом.


В середине xvii в. пахуют получает новое название "линг лом", связанное с ритуалом нанесения магической татуировки "сак линг лом" (дословно "татуировка воздушной обезьяны"). Считается, что такой ритуал ввел в пахуют легендарный учитель Кру Кун Плаай, изучавший магическое искусство сайясат. На татуировке, делающей воина неуязвимым. Создателем самого рисунка был могильщик Най Чу, совмещавший свои обязанности со службой у буддийского проповедника. Однажды, во время ритуала нанесения татуировки, он спонтанно впал в такой сильный транс, что пришел в совершенное неистовство, воображая себя Кру Кун Плааем и прыгая как обезьяна. Выйдя из транса, Най Чу заявил, что движения, которые он выполнял, были откровением богов и должны стать основой рисунка для татуировки. Носить "воздушную обезьяну" обязаны были все изучающие пахуют. Отказ считался равносильным проклятию, которое рано или поздно должно было привести к смерти данного ученика, или, по меньшей мере, сделать его неудачником в изучении искусства боя. Татуировка "воздушной обезьяны" сохранилась в неизменном виде до наших дней и ее носят многие практики тайских боевых искусств.


Дальнейшая судьба Най Чу сложилась так, что после посещения его тела духом великого учителя Кру Кун Плаая, он также стал считаться выдающимся мастером боевых искусств. Най Чу продолжал изучать пахуют и обучать учеников до самой смерти. С этого времени само название "пахуют" стало употребляться все реже и реже. Вместо термина "пахуют" искусство рукопашного боя начали именовать "линг лом" ("воздушная обезьяна"). Дошедшие до наших дней истории повествуют и о других случаях одержимости духами великих воинов, когда бойцы с тауировкой обезьяны совершали непонятные спонтанные движения, как бы вступив в схватку с невидимым противником. Это послужило толчком к использованию в различных церемониях ритуалов "воздушной обезьяны" для вызывания духов воинов-предков посредством особого "боевого танца". На большей части территории Таиланда эти ритуалы известны как "пробуждение духа воздушной обезьяны", в то время как на юге Таиланда, в Малайзии и Индонезии, данная церемония получила название "чилад" ("духи боя").


По этой причине само слово "линг лом" стало трактоваться по-разному: одни отождествляли его с одноименной церемонией вызова духов великих воинов особенно Кру Кун Плаая, а другие использовали данный термин просто как синоним слова "пахуют", что привело некоторой путанице. В современном Таиланде лишь единицы практикуют пахуют под названием "линг лом". Из-всех этих недоразумений и отсутствия достаточного количества знающих учителей пахуют постепенно стал терять популярность. В последний раз термин "пахуют" встречается в военном трактате времен сиамского короля Канарай Вахарата (1656-1688) из династии Аютия.


"Золотой век" для Муай Тай наступил в годы правления двадцать девятого короля сиамской династии Аютия Прачао Сыа - "короля-Тигра" (1703-1708). В это время произошла настоящая революция в искусстве ти муай. Страна находилась в относительном мире с соседями, поэтому развивались все виды развлечений.


Хаак нгуанг ияра в том числе и кулачный бой, достигли максимальной популярности. "Король-Тигр", известный своим свирепым нравом, был большим поклонникам тайского бокса и оказывал покровительство этому искусству. Тогда появился новый термин "рам мад рам муай", означавший специально организованную схватку за приз. Некоторые из приемов пришлись особенно по душе королю, поэтому боец, продемонстрировавший их в поединке, получал специальную награду. Особая ответственность падала на распорядителя этих турниров, который рисковал жизнью, если представление чем-то не угодило вспыльчивому королю или его придворным. Такая задача была крайне сложной из-за высокой степени травматизма поединков, которые нередко заканчивались смертью одного из участников. Поэтому, очень часто в финале турнира практически не оставалось бойцов, способных выполнить все прихоти его королевского величества. По этой же причине в последние годы правления "короля-Тигра" (1707-1708) в правила рам мад рам муай были внесены некоторые изменения, призванные уменьшить количество травм у бойцов.


В первую очередь, участники должны были перед каждым раундом смачивать в воде защитные бинты на руках (процедура "пан мад"), чтобы сделать их более мягкими. Кроме того, им вменялось в обязанность одевать перед боем бандаж на пах ("кра чаб"), изготовленный из обернутых тканью половинок кокосового ореха или раковин двустворчатого моллюска. Арена для боя приобрела прямоугольную форму ("санам муай"). Иногда с этой целью строился деревянный помост "коч муай". Впервые стали отсчитывать время каждого раунда ("ёк муай"). Тайцы использовали примитивные "песочные часы": половинку скорлупы кокосового ореха с проделанной в ней маленькими дырочками опускали в емкость с водой в начале каждого раунда. Раунд продолжался до того момента, когда скорлупа ореха заполнялась водой и погружалась на дно сосуда. При этом общее время поединка не ограничивалось. Бой заканчивался лишь по приказу короля или в случае серьезной травмы одного из участников. Традиционная церемония "боевого танца" рам муай превратилась в настоящее представление поклонения духам предков, демонстрации уважения к участникам и зрителям и стала своеобразной настройкой на бой, ценой которого было самое дорогое, что есть у человека - его жизнь.


Возникшие при короле Прачао Сыа и столь им любимые приемы бокса получили название "та прачао сыа" ("техника короля-Тигра"), что породило версии, будто бы король сам, инкогнито (никто в тайском королевстве не имел права касаться короля), не раз вступал в схватки со своими подданными и разработал эти техники. В действительности же, хроники династии Аютия ("понгсавадан отия") говорят лишь о том, что король с энтузиазмом наблюдал за соревнованиями и, как и большинство правителей всех времен и народов, развлекался в основном женщинами, охотой и рыбной ловлей. Легенды о королях (не только Прачао Сыа), занимающихся Муай Тай выглядят несколько экзотично еще и по той причине, что патернализм во времена Аютии полностью исчез.


В период Сукхотаи король Рам Камхенг считался "отцом народа" и любой крестьянин мог позвонить в колокол на воротах дворца, чтобы лично обратиться к нему с просьбой. С наступлением династии Аютия королевская власть, под кхмерским влиянием, была окружена многочисленными ритуалами и табу. Король, как "дева-раджа" ("Божественная королевская особа", санскр.) и земная инкарнация Шивы, стал объектом политико-религиозного культа. И если Шива, согласно постулатам индуизма, был "Господином Вселенной", то сиамский король ("чаккрапат" - санскрито-палийский термин, означающий "вращающий колесо" (Вселенной), т. е. весь мир вращался вокруг божественной королевской особы в силу ее статуса) был "Господином Земли", совершенно недосягаемым для простого смертного.



Без права на поражение


Войны с соседней Бирмой продолжались, и в 1760 г. бирманский король Алаунгпая снова попытался захватить тайскую столицу Аютия. Неожиданно у короля начались видения, его посещали духи и слышалась неумолкающая музыка. Придя в ярость, он приказал стереть Аютию с лица земли. В раже король подгонял артиллеристов, обстреливавших вражеский дворец, пока, потеряв терпение, не решил сам выстрелить из пушки. Пушка разорвалась и тяжело раненый монарх скончался через пару дней. Семь лет спустя в 1767 г. его сын Мунг Ра успешно завершил военную кампанию против Сиама. Бирманцы разрушили столицу государства, уничтожив все строения, дворцы и храмы и угнав вместе с членами королевской семьи около 90 тыс. тайских пленников. Династия Аютия прекратила свое существование. Остатки тайского населения рассеялись по отдаленным районом Сиама, где сформировалось пять группировок тайцев, возглавляемых ветеранами тай-ской армии и бывшими королевскими сановниками.


Здесь нельзя не рассказать о национальном герое тайцев, боксере Пай Кханом Томе, имя которого знает в Таиланде каждый школьник. В различных источниках по Муай Тай его история немного различается деталями, но в целом такова. Пай Кханом Том был одним из пленников бирманского короля Мангры, угнанных в Бирму. На следующий год после великой победы в буддийском монастыре в Рангуне (современная столица Бирмы), где хранится святая реликвия - часть праха Будды, проводилась большая праздничная религиозная церемония. Желая продемонстрировать мастерство своих воинов король Мангра приказал устроить поединки девяти наиболее умелых бирманских бойцов с тайскими пленниками, первым из которых выступил известный у себя на родине боксер Най Кханом Том. Бирманцы были уверены в своем превосходстве, пола- гая, что тайцы будут использовать сильно упрощенную форму пахуюта, стиль рам мад рам муай, в то время как сами полагались на знание сходной с пахуютом старой бирманской системы рукопашного боя, делающей акцент на удары кулаками.


Однако их постигло жестокое разочарование: Най Кханом Том замечательно владел пахуютом и сумел в одиночку нанести поражение всем девяти вой-. нам, особо умело действуя локтями и коленями. Пораженный таким мастерством, король Мангра подарил тайскому бойцу свободу и тот вернулся в Таиланд победителем. С тех пор имя Най Кханом Тома остается для тайцев сим-, волом веры в свое национальное боевое искусство, а ночь 17 марта, называемую "боксерской", тайцы ежегодно посвящают своему легендарному герою. История о Най Кханом Томе, сохранившаяся в бирманских исторических хрониках, является одним из первых достоверных исторических свидетельств о таиландском боксе.


Строителем нового сиамского государства после падении Аютии стал выдающийся военачальник Пья (Пра-чао) Таксин, который был также известен как умелый воин и знаток рукопашного боя. Путем партизанской войны Таксину удалось приостановить бирманскую агрессию и он взошел на трон в г. Тхонбури" в конце 1767 года. Правление короля Таксина (эра Тхонбури) продлилось 15 лет, вплоть до 1782 г., когда к власти пришел король Рама i. За это время заметных изменений в статусе кулачного боя не произошло, поскольку соревнования проводились в основном лишь во дворце короля. Широко известна история одного из воинов армии Пья Таксина, Прайя Пичая по прозвищу "Сломанный меч". Прайя Пичай с детства увлекался воинскими искусствами и в совершенстве владел пахуютом, ти муай и тайским фехтованием фандабом.


Кроме того, талантливый молодой человек участвовал в многочисленных боксерских поединках "муай кад чеуг" - соревнованиях, заканчивающихся только при нокауте одного из участников. "Кадчеуг" - это название старой системы бинтования кистей рук сыромятными ремням или жесткими конопляными (волосяными) веревками, которые, с одной стороны, предохраняли руки боксера от повреждений, а с другой приводили к сильным повреждениям кожи противника. Сам Пья Таксин восхищался мастерством Пичая и пригласил его в свою личную свиту. В исторических записях есть упоминание о том, что в качестве проверки личного боевого мастерства от Прайя Пичая потребовал убить тигра практически голыми руками, используя лишь обычный нож. Пичай сражался в гвардии Таксина на протяжении всего периода сиамо-бирманских войн. Провел захвата бирманцами столицы Аютии, он, вместе с 21 офицером (именами которых были названы впоследствии многие стили ти муай) и 500 солдатами, вырвался из окружения и под предводительством Пья Таксина начал партизанскую войну с захватчиками. После коронации Пья Таксина, Прайя Пичай стал губернатором города Пичай, что и отражено в его имени. За все время правления городом бирманцам ни разу не удалось захватить Пичай.


Прай Пичай возродил на время старый стиль фехтования, где рукоятка меча привязывалась к руке во избежание его потери в битве. Свое прозвище "Сломанный меч" он получил во время атаки бирманцев на город Пичай в 1772 г., когда его меч был сломан в бою. Потеря боевого оружия не остановила Пичая и он продолжал яростно сражаться обломком меча, используя технику тайского кулачного боя. Уже в наши дни в 1968 г. жители города Аутарадит воздвигли перед зданием муниципалитета памятник Прайя Пичаю в знак преклонения перед его мужеством. Площадь перед зданием вокзала в городе Пичай также является местом поклонения его бесстрашному губернатору, В 1782 г., спустя 15 лет после падения династии Аютия и окончания со смертью короля Пья


Таксина эры Тхонбу-ри, одним из боевых генералов его войска, Прачао Йотфа Чулалоком (Чаккри), была основана королевская династия Чаккри. Позже генерал Чаккри стал королем Рамой i (1782-1809) (этот титул королевская семья получила уже в xx в.), а столица сиамского королевства была перенесена на другой берег реки Чао Прайя, где возник город Бангкока - современная столица Таиланда. Бангкок делится рекой Чао-Прайя на два города - собственно Бангкок (Раттанкосин) и Тхонбури, но имеет единое управление. Население Бангкока составляет около 8 млн. человек и он является одним из наиболее динамично развивающихся городов мира.


Еще в годы правления Пья Таксина Рама i зарекомендовал себя умелым военачальником, которому отдавал дань уважения сам главнокомандующий бирманской армии, не сумевший победить молодого и талантливого полководца. В первые годы царствования Рамы i был построен дворец Тамнак Путайсаван, предназначенный для обучения тайских солдат фехтованию. Здесь же, в боксерских поединках, проходили отбор и охранники короля. В этот период европейские методы ведения боя впервые проникают в традиционные сиамские боевые искусства, которые все больше начинают отличаться от оригинала. Так, французы завезли с собой искусство фехтования рапирой, что привело к модернизации тайского меча "краби". Три года спустя, в 1785 г., бирманские войска опять вторглись на территорию Таиланда с юга, однако, в попытках овладеть городом Таланг (нынешний Пукет) потерпели сокрушительное поражение, потеряв убитыми около 4 тыс. человек.


В 1788 г. тайские боксеры впервые встретились на ринге с европейцами. Два заезжих французских боксера, победив нескольких местных специалистов, получили у короля Рамы i разрешение провести показательный бой в столице. Уже до этого они успешно выступили в нескольких городах Индокитая, заработав на этом немалую сумму. Чтобы поддержать честь бойцов Сиама, король пригласил одного из лучших мастеров страны Муэн Плана, который, несмотря на свой малый даже для тайцев рост и вес, легко справился с обоими претендентами.


В начале xix в. при короле Раме ii (1808-1824) сформировались два различных направления тайских боевых искусств: кулачный бой без оружия "чок муай" и фехтование "краби крабонг", на котором сильно сказалось европейское влияние. Последний факт, а также то, что многие учителя не захотели участвовать в распространении такого "новодела", повлекло за собой снижение популярности краби крабонг, которое могло напоминало традиционное тайское фехтование. В настоящее время краби крабонг хотя и признано в Таиланде национальным видом спорта, практикуют его немногие тайцы. Самым известным местом обучения фехтованию краби считается возрожденный вблизи Бангкока учебный комплекс под названием Институт фехтования Буддхай-саван, возглавляемый потомственным мастером Кру Самай Месамари.


В наше время в Таиланде существует большое количество тренировочных лагерей для подготовки тайбоксеров, первый из которых, Каймуай Вангланг, был создан королем Рамой ii для тренировки бойцов чок муай. Временами лагерь использовался в качестве арены для демонстрации боксерского искусства и проведения боев, где можно было делать ставки на их участников. По тем временам это было основной прерогативой буддийских храмов, на территории которых проводились народные празднества с непременными соревнованиями боксеров. Поэтому Каймуай Вангланг стал своего рода прототипом современных боксерских стадионов типа Рачадамнена. Соревнования по чок муай были достаточно демократичны, поэтому в них могли участвовать представители любых школ и направлений тайского бокса.


В те годы на боксерских площадках можно было увидеть бойцов ти муай (более ранний стиль 1630-1655 годов), рам мад рам муай (стиль Короля-Тигра 1703-1708 годов), пахуюта линг лом и даже представителей китайского ушу. После того, как боец заявлял о своем участии, на него можно было делать ставки. В период правления Рамы ii боксеров впервые стали сопровождать так называемые "на ма", люди, играющие роль современных менеджеров. В их функции входило оговаривание размеров и условий ставок, а также принятие решения о том, в каких поединках будет участвовать боксер. Поскольку весовых категорий тогда несуществовало, участники становились друг против друга и судьи визуально сравнивали их физические данные с тем, чтобы ставки были более объективными. После этого давался собственно сигнал к началу поединка.


Ринг представлял собой довольно большой участок земли прямоугольной формы (примерно 8х8 м), который мог находится в любом подходящем месте: на деревенской площади, во дворе особняка, монастыря и т. д. В случае более пышных торжеств, проводимых, как правило, в буддийских храмах, земля на площадке тщательно подготавливалась. Иногда даже строился специальный деревянный помост. В рядовых соревнованиях поверхность земли покрывали слоем рисовой соломы, смешанной с буйволиным навозом и мелким песком, и смачивали водой. Бойцам очень важно было знать качество поверхности ринга перед боем, поэтому каждый из них обязательно касался рукой земли во время выполнения танца рам муай. После того, как бойцы окунали забинтованные руки в воду, рефери (он же организатор) подавал сигнал к началу схватки.


По современным понятиям описываемые поединки были достаточно жестоким зрелищем, поскольку не существовало никаких ограничений ни на правила ведения боя, ни на общее количество раундов. Последнее было в общем-то несущественно, поскольку бой редко длился более одного раунда. В случае падения участника схватка не останавливалась. Бой прекращался лишь когда один из боксеров падал без сознания, либо, что было реже, сдавался противнику. Функции судьи на ринге ("найсанам") также были весьма двусмысленными, поскольку практически весь бой он находился среди зрителей, собирая у них дополнительные ставки. Не будучи уверенными в справедливом решении судьи, больше смотревшего в "кошельки" поклонников бокса, чем на ринг, боксеры стремились сделать результат боя как можно более очевидным, нанося друг другу страшные увечья.


Бои нередко заканчивались смертью одного из участников. На ринге Каумай Вангланг была продолжена традиция театрализованного танца-представления рам муай, положенная "королем-Тигром". Бинтование рук кожаными ремнями и конопляными веревками, приводившее к сильным ссадинам и порезам при ударах, сменилось обмоткой хлопковыми бинтами. Частично это было сделано также и для того, чтобы исключить захваты и броски с помощью рук. Бинтовать стали также и лодыжки.


Помимо этого, король Рама ii, стремясь сделать бои чок муай как можно более эстетичными, стал поощрять использование зрелищных и менее травмоопасных техник. Он также занимался исследованием и систематизацией эпоса "Рамакиен", уделяя особое внимание "обезьяньему" стилю Ханумана.


Выступления бойцов чок муай эволюционировали в разновидность спортивного поединка двумя различными путями. Так, боксерский поединок в стиле короля Рамы ii "муай лыанг" носил больше показательный характер и практиковался исключительно в столице государства тайцев. Отсюда происходит и название стиля, означающее "государственный кулачный бой". Одновременно существовало и другое направление, называемое "муай рат ("кулачный бой среднего класса") или "муай ват" ("храмовый кулачный бой"), представители которого вольны были прибегать к любой тактике и приемам.


Буддийские храмы в Таиланде традиционно служил как центрами образования, так и местом обучения кулачному искусству. Нужно заметить, что здесь нет какой-либо аналогии с шаолиньским ушу и интеграции буддизма с боевыми искусствами. Просто буддийские центры выполняли определенную социальную функцию, в частности являлись общеобразовательными учреждениями, куда родители могли отправить днем своих детей для обучения грамоте. Носителями знаний кулачного искусства в монастырях были бывшие боксеры чок муай, прекратившие выступления и решившие посвятить жизнь "учению Буды", став буддийскими священниками при храмах. Подростки, заинтересовавшиеся кулачным боем, могли обратиться к священнику или другому учителю чок муай просьбой принять их обучение в качестве послушников "лук сит" для прохождения испытательного срока. Воспитание трудных подростков часто перепоручалось монахам. Ежедневно посещающие или живущие в монастыре подростки назывались "дек ват".


Естественно, что у них была одна возможность побольше узнать о чок муай, хотя объем и темпы обучения полностью зависели от наставника. В поединках муай ват разрешалось практически все поэтому никто не проводил различий между линг лом и различными видами Муай Тай. При проведении храмовых церемоний дек ват бросали вызовы друг другу и бойцам из зрителей. За такое зрелищное мероприятие, как поединки Муай Тай, монастырь мог надеяться на дополнительные пожертвования. Решившиеся выступить против дек ват должны были быть особо внимательны и осторожны, поскольку действия монастырских воспитанников были абсолютно непредсказуемы и вряд ли попадали под категорию слова "техника". Таким образом и сформировался "монастырский" стиль муай ват. Сейчас в Таиланде намеренно нарушающих правила бойцов Муай Тай, либо тех, кто участвует в нелегельных поединках, где можно оскорблять противника, плевать ему в лицо, кусаться, дергать за волосы и проводить запрещенные в официальном Муай Тай приемы, также называют "муай ват".


Король Рама V

После периода спада интереса к соревновательным поединкам чок муай, популярность их начала медленно расти и смогла приблизиться к своему прежнему уровню лишь в годы правления короля Рамы v (1868-1910), который очень много сделал для возрождения традиционного бокса. Это был новый "золотой век" Муай Тай. Интерес к матчам подогревался большими денежными и почетными призами. В качестве последних боксеры из рук самого короля получали особые воинские титулы, которые сохранились по сей день. В большом количестве строились специальные боксерские лагеря, а члены королевской команды вербовали талантливых боксеров из провинций по всей стране. Со временем Рамы v основными центрми подготовки боксеров в taйланде стали три города: Чай, Корат и Лопбури. Существовала даже старая поговорка, прославляющая технику знаменитых бойцов, их уроженцев "Кулаки Кората, смекалка Лопбури и хороший удар Чайя". Однако, в отличие от состязаний по Муай Тай, популярность базирующихся на его основе военно-прикладных видов тайского рукопашного боя сильно упала.



Спорт XXI века


Создателем спортивной разновидности чок муай считается сын Рамы v, король Рама vi (1910-1925) из династии Чаккри, придавший традиционному поединку боксеров более цивилизованный вид. Он организовал регулярные боксерские поединки на футбольном стадионе под названием "Сад роз" (Суан Кулаб) на территории одного из колледжей в Бангкоке15 и ввел единые правила проведения соревнований по муай ват и муай лыанг. Провинциальные боксеры наперебой стремились попасть на соревнования в "Сад роз", поскольку это считалось престижным и можно было надеяться на более-менее успешную карьеру по возвращении домой. Кроме того, многих интересовали новые правила проведения боев, которые, по свидетельству одного из современников, состояли в следующем.


Было разрешено проводить поединки с использованием защитных приспособлений, состоявших из бандажа на пах и хлопковых бинтов шириной 4,5 см и длиной до 2,5 м, охватывающих руки боксеров от кисти до локтя. Бинты крепились на костяшках пальцев, а затем пропитывались для прочности клеем из рисовой муки. Возникшая еще во времена династии Аютия достаточно сложная традиционная тайская техника бинтования рук весьма популярна и в наши дни. Она позволяет эффективно предохранять кисти и предплечья от повреждений и смягчает наносимые удары. Поединок длился пять раундов, продолжительность которых отмерялась с помощью уже упомянутых выше кокосовых "песочных часов", на приподнятом над землей квадратном ринге, впервые огороженном канатами. Судили матч два рефери, один в "красном", другой в "синем" углу. Поединок останавливался в случае падения одного из участников, поэтому бросковая техника потеряла смысл. Несмотря на то, что несчастные случаи во время поединков все еще имели место, их количество резко пошло на убыль.

Тэги: тайланд боевое искусство история муай тай

Оцените статью:
9

0|+9