Пояснения переводчика

8 усилий (ба цзинь) являются основополагающей частью теории тайцзицюань.

Вместе с 5 шагами, они образуют 13 форм (позиций, сил) - фундамент любого стиля тайцзицюань.

Исполнение комплексов тайцзи без понимания 13 усилий лишено всякого смысла, поскольку сами формы (ши) образующие комплексы (таолу) - всего лишь различные реализации 13 форм. Таким образом, таолу, на котором часто делается акцент в обучении, вторично по отношению к 13 формам.


Первая часть 13 форм - 5 шагов: наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо, стабильная позиция. Смысл их достаточно очевиден - все они имеют отношение к работе ног и корпуса. Комментария требуют, пожалуй, только "взгляд влево" и "взгляд вправо", которые обозначают скручивания корпуса влево и вправо при выполнении техники. Причём "взгляд" упоминается здесь не зря - взглядом направляем волю (и), за ней следует усилие (цзинь), а движение уже само собой происходит в этом направлении (и наоборот, если не смотреть в нужном направлении, движение тормозится, несмотря на прилагаемые физические усилия). "Наступление" и "отступление" относится не только непосредственно к шагам, но также обозначает соответствующие перемещения корпуса без отрыва ног от земли.


Вторая часть 13 форм - 8 усилий более сложны для понимания. Ниже даётся перевод посвящённых данной теме разделов из классических книг Сюй Чжии (направление У Цзянцюаня) и Чэнь Гу'аня (направление У Юйсяна). Чтобы данный материал был воспринят адекватно даже начинающими изучать тайцзицюань и туйшоу, необходимо дать некоторые комментарии.


1. Восемь цзинь - это не позиции и не формы, не "приёмы", а именно усилия. Т.е. имеет значение вектор силы, а не вектор скорости, или положение тела. Правильная позиция - только необходимое условие для создания правильного усилия. Движение (траектория) - результат сложения усилий двух противников (партнёров по туйшоу). Поэтому никакое конкретное положение руки, тела, траектория движения не могут быть однозначно связаны с каждым типом усилия. В этом, в частности, проявляется "бесформенность" тайцзицюань.


2. Пэн - наиболее важное из 8 видов усилий, которое включает в себя все остальные. Все виды усилий - модификации пэнцзинь в различных ситуациях. Некоторым образом, "пэнцзинь" синоним "тайцзи". Можно сказать, усилие "пэн" - "усилие тайцзи".

Технически пэнцзинь является усилием расширения, усилием направленным наружу. Довольно удачный пример - воздушный шарик или мяч, на который нажимают пальцем или бросают камешек.

Пэнцзинь (тайцзицзинь) обладает своеобразной "двунаправленностью". От себя направляю силу, ко мне - идёт информация о противнике, это возможно только при упругости усилия, которое и создаёт вязкость. Типичными ошибками являются или чрезмерно сильное, не упругое, безоглядное давление на партнёра по туйшоу, и слишком слабое, прерывистое давление, не позволяющее прилипнуть и почувстовать его изменения.

Пэнцзинь не является чем-то, искусственно ежесекундно генерируемым под контролем сознания, оно скорее является свойством мышц и нервов, не требующем для работы сознательного вмешательства, как мячику не требуется думать, чтобы отбросить камешек.

Пример того, как пэнцзинь образует другие виды усилий можно рассмотреть на примере усилия люй, которое в определённом смысле является прямой противоположностью пэн, поскольку возникает при сжатии структуры, отступлении, втягивании руки обратно. Однако внутри люй обязательно есть мощное усилие пэн (тем сильнее, чем рука ближе к корпусу и короче рычаги), которое воздействует на руку противника поперёк его усилия. В результате действия результирующего усилия рука противника уходит по вогнутой дуге мимо моего корпуса. Т.е. можно сказать, что люйцзинь - модификация пэнцзинь для случая, когда выгодно сжиматься.

Если попытаться выполнить люй без пэн то структура будет смята и противник сможет добраться до моего корпуса и воздействовать на мой центр тяжести.

То же касается и других видов усилия, которые можно рассматривать как превращения пэнцзинь в различных условиях.

Кстати, иероглиф "пэн" используется только в тайцзи, и не употребляется в бытовом языке, поэтому в китайской литературе часто даются пояснения по чтению и значению данного иероглифа. То же самое касается "ле".


3. Каждое из восьми цзинь не является чем-то жёстко фиксированным, а скорее перекрывает некий свой специфический диапазон усилий (впрочем, довольной размытый). В процессе спирального движения усилия переходят друг в друга, сочетаются друг с другом и образуют комбинированные варианты. Одна рука может создавать один тип усилия, одновременно другая - другой (например цай и ле).


4. Понимание 8 цзинь вряд ли возможно без понимания других элементов теории тайцзицюань: "прикосновение-присоединение-прилипание-следование (чжань лянь нянь суй)", "спиральное усилие наматывание нити (чаньсыцзинь)", "провалив в пустоту, четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней" и т.д., которые изложены в классическом трактате Ван Цзунъюэ и развиты представителями семейных школ (особенно Чэнь и У-Хао).


5. Трактовки разными мастерами 8 усилий не являются вполне одинаковыми, наибольшие разночтения можно увидеть по отношению к лецзинь.


6. 8 цзинь обычно отрабатывается в практике туйшоу, однако классические упражнения туйшоу ("четыре прямых", "большое проведение", "обматывание рук" и т.д.) являются формализованными, строго регламентированными упражнениями, в них используются только некоторые, характерные для данного упражнения, варианты 8 усилий. Не стоит всё сводить именно к этим вариантам (не всегда самым типичным).


7. Работа над 8 цзинь - прежде всего парная работа, в одиночном исполнении (например, в таолу) движения могут сильно отличаться от движений в паре, поскольку должно сохраняться соответствие в смысле усилий, а не форм.


8. Данные в переводном материале примеры - именно примеры, а не фиксированные формы. Любое действие, выполненное в соответствии с нормами тайцзицюань, может быть представлено в виде комбинации 8 цзинь.



Восемь базовых движений

(Из книги Сюй Чжии)


Восемь базовых движений, обычно называемых "Восемь способов туйшоу" - это пэн, люй, цзи, ань, сай, ле, чжоу, као. Далее они, одно за другим, объяснены и проиллюстрированы.

(А - слева, Б - справа)

Пэн

Пэн Это способ движения, использующий силу по косой вперёд и вверх. Как показано на рис.1, два партнёра первоначально находятся в позиции шуньбу (выставлены одноимённая ноги и рука), правые руки соединёны. Так как А правой рукой толкает вперёд, Б, использует эту ситуацию, и получает выгодную позицию всего лишь сгибая локоть, и прилипая предплечьем к предплечью А. Если А продолжает использовать силу, то Б, для контратаки, должен использовать направленную вперёд и вверх пэнцзинь (конечно, можно использовать и другие виды преобразования цзинь, здесь они не обсуждаются), её диагональная траектория похожа на . Если контратака Б будет иметь только лишь прямую цзинь вперёд (как ), то хотя он и может контратаковать противника, однако ему потребуется больше силы. Используя пэнцзинь, которая ведёт противника по направлению вверх, можно приподнять тело противника, заставить его потерять устойчивость, т.е. малой силой получить эффект большой силы.




Люй

Это движение по косой линии, использующее силу вовлечения к своему телу и влево или вправо, следующую наступающей вперёд главной силе противника. Как показано на рис.2, Б применяет пэнцзинь для контратаки, А используя ситуацию, вращает оба предплечья вперёд и назад и прилипает к правой руке Б (где и находится главная сила), использует люйцзинь внутрь и вправо, и заставляет пэнцзинь Б изменить направление. Люй - это один из часто используемых видов преобразования цзинь (хуацзинь), цель его - провалить в пустоту контратаку противника, и заставить противника наклониться влево или вправо от своего тела. Затем, когда противник потеряет равновесие, нужно добавить лишь немного силы, чтобы его контролировать.




Цзи

Это вид движения по косой линии, использующего силу давления вперёд и вниз. Как показано на рис.3, левое запястье А прилипает к правой руке Б и его левой кисти сверху. Правую кисть А накладывает на своё левое запястье. В это время А, конечно, может выпустить цзинь (фацзинь) вперёд, однако он использует силу давления вниз и вперёд, приводя к сдавливанию (цзи) и отклонению тела Б назад, если Б не найдёт способ освободиться, А достаточно приложить совсем небольшую силу, чтобы вытолкнуть Б. Если Б изо всех сил будет сопротивляться по направлению вверх, стремясь выпрямить тело, А сразу снимает давление вниз и выпускает силу вперёд, тело Б будет отброшено ещё дальше. Направление цзицзинь можно показать так (для А). Если же Б будет применять цзицзинь, то это можно показать так . Цзицзинь и пэнцзинь противопоставлены по принципу вверх-вниз.




Ань

Это вид косого движения, при котором используется сила погружения вниз и ведения по направлению вниз и к своему телу. Как показано на рис.4, обе руки Б нажимают (ань) на предплечье А. В соответствии с обычным смыслом иероглифа "ань", необходимо применять силу давления вниз. Если исходить из положения на рисунке, Б также может использовать прямую цзинь толчка вперёд, или использовать толчок по направлению цзицзинь. Однако же аньцзинь тайцзицюаня - это когда с одной стороны, кисти обеих рук Б имеют цзинь погружения вниз, а с другой стороны, прилипнув к правому предплечью А ведут (иньдай) к своему телу (то есть ). Обе руки Б выпрямлены, но это делается не для толчка вперёд, а подготовка к сгибанию локтей с аньцзинь, и ведению от тела противника к своему телу. Применяя аньцзинь нужно обратить внимание на следующие два момента: 1) Если в правой руке А вовсе нет силы, и нет восходящей (дин-макушечной цзинь) вверх, то у Б нет способа повести (вовлечь) к свему телу 2) Б применяет аньцзинь с ведением к своему телу, защищаясь готовится к атаке вперёд. Поэтому во время ведения с погружением, нужно отклонять влево или вправо по отношению к своему телу. Аньцзинь - это движение, заставляющее противника наклониться вперёд, если противник, не желая наклоняться, сопротивляется по направлению назад, то после аньцзинь сразу выпускают цзинь вперёд выталкивая противника.



Цай

Это движение, которое использует цзинь погружения вниз и следом сразу же силу подъёма влево или вправо от своего тела. Как показано на рис.5, обе руки Б лежат на обеих руках А, иначе говоря, А обеими руками поддерживает руки Б. В это время , Б использует цзинь погружения против направленной вверх поддерживающей цзинь А, и, сразу же ослабляет погружающую цзинь, используя руки для ведения с подъёмом вправо от своего тела. Это заставляет противника наклониться вперёд или влево-вперёд и потерять устойчивость. Способ применения цзинь таков, что сначала погружаю, затем поднимаю, это похоже на движение срывание чего-либо, сначала опускаешь, затем поднимаешь, поэтому и называется "цайцзинь". Используя цайцзинь, нужно обратить внимание на использование позиции для атаки, т.е. усилие ведения с подъёмом должно соответствовать поддерживающему усилию противника.




Ле

Это движение использует силу по дугообразной траектории вдоль главной силы противника, которая заставляет тело противника скрутиться. В соответствии с рис.6, правая рука А толкает левый локоть Б (это и есть место приложения главной силы А), в соответствии с позицией, левая рука Б, находясь на правой руке А, прикладывает цзинь проведения (люй) вниз по дуге (вроде ). Одновременно, как раз когда правая рука А прикладывает силу к правой руке Б, используя позицию, Б накладывает руку на левую сторону груди А и толкает вправо-вниз по дуге . Оба вида цзинь, которые использует Б, одновременно прикладываются к руке и телу А, таким образом, можно заставить тело А скрутиться и наклониться вправо. Направление взгляда Б на рисунке указывает направление, в котором тело А будет скручено и наклонено после применения ле.





Чжоу

Это движение в котором, используется локоть для удара противника или для ведения с погружением кисти или руки противника. Как показано на рис.7, первоначально левая рука А вытянута перед грудью Б, и, когда Б выполняя проведение (люй), толкает левой рукой левую руку А, тот пользуется позицией сгибая руку в локте и преследует Б ударом верхушкой локтя в грудь. Это один из способов удара локтём, когда не успеваешь изменить положение руки (конечно, использование локтя для ударов этим не ограничивается). Если Б не будет толкать левой рукой левую руку А, а будет продолжать люй влево, А не будет иметь случай согнуть локоть и нанести удар. Можно видеть, что для удара локтем нужно прежде иметь случай согнуть руку, если же такого случая вообще не было или он уже упущен, то не нужно пытаться нанести удар локтем. На рис.8 показана форма использования локтя для ведения с погружением, вариантов её применения больше нежели предыдущей. Как показано на рисунке, А поддерживает правой рукой левый локоть Б, если в это время Б толкнёт левой рукой в грудь А, то А выполнит горизонтальную поддержку против левой руки Б, эта позиция крайне невыгодна Б. Поэтому Б должен использовать локоть, чтобы погружать (чэнь) вниз и одновременно вести (дай) назад (левая кисть по-прежнему прилипает к груди А, нельзя отделяться), тем самым можно заставить тело противника наклониться вправо-вперёд и потерять устойчивость. Так как левая кисть не отделяется от груди противника, Б может вытянуть левую руку с ударом или использовать обходную силу влево, так можно отбросить или опрокинуть противника.



Као

Это использование плеча для удара противника, одновременно также и атака противника вдогонку, когда неуспеваешь изменить позицию руки. Как показано на рис.9, левая рука А первоначально вытянута перед грудью Б, который проводит (люй) её своими обеими руками. Однако, из-за того, что люй выполнен слишком поспешно, и поясница повёрнута мало, он не может успеть провести А влево. В это время А, пользуясь ситуацией, самостоятельно вращает тело, и наносит удар левым плечом вдогонку. Хотя Б спрятал грудь и осадил корпус, его грудь не повёрнута влево (как на рис.2), и легко может быть атакована ударом плеча А. Описанный удар плечом не встречается в других видах ушу. Однако применяя плечо в туйшоу, важнее упражняться в применении као (прислонения), а не в применении ударов. Поэтому, когда А атакован люй назад, он должен тотчас использовать плечо, чтобы прислониться (као) к корпусу Б, это и значит упражняться в искусстве "не терять". Если он сразу использует плечо для сбивания (чжуан), то не только совершит ошибку "подпирания", но и подвергнется опасности быть опрокинутым Б, который может преобразовать цзинь. Применение као имеет то достоинство, что его используют и в наступлении и в отступлении. Допустим Б атакован као, он не может сохранять устойчивость, в этом случае А может безопасно сбить его плечом. Если же Б, после атаки као, смог сохранить устойчивость и преобразовать усилие плеча и руки А, то А также может использовать ситуацию возвратным движением плеча. Если же атаковать безрассудно, то удар не достигает цели, да к тому же не будет безопасного способа вернуться. Кроме того, при использовании као сила направлена вперёд и вниз (также как и цзи). При использовании плеча для сбивающего удара, направление силы - только вперёд и не ведётся вниз. Независимо от того, достигает ли успеха сбивающий удар или нет, собственный корпус не может избежать опасности наклона вперёд и в сторону. Отсюда можно видеть, что применение као плечом, перед применением сбивающего удара плечом имеет преимущества. Ещё, применяя као изначально нужно приобретать выгодную позицию через наступление, рис.9 - это объяснение формы као в туйшоу на месте, поэтому местоположение партнёров немножко не такое как в предыдущих формах.



Объяснения восьми позиций туйшоу на месте

(Из книги Чэнь Гу'аня)


Пэнши

А (с белыми волосами) и Б (с чёрными волосами) выставляют вперёд правые ноги на один уровень так, чтобы можно было соединив запястья вытянутых рук стоять прямо, центрировано, комфортно и расслабленно. Нужно погрузиться в покой и расслабление, быть лёгким, расслабленным, округлым и подвижным, нельзя использовать грубую силу. Выполняя подпирание в форме пэн, необходимо, чтобы мысль пронизывала цзинь, плечи и локти должны быть расслабленно отпущены (фансун). Б соединяет обе ладони с рукой А, которая выполняет пэн, и нажимает (ань) на неё. А расслабляет поясницу и бёдра, сгибает левую ногу и на неё оседает, правой рукой подпирает, направляя по косой перед лицом Б, ладонь обращена к своему лицу, пальцы скручены вверх, левой ладонью блокирует среднее сочленение правой рукой Б.


Основные моменты: Приклеиваясь в форме пэн, дух должен быть сосредоточен, погруженное расслабление и покой, движение пребывает в покое, снаружи мягкое, внутри твёрдое, подобно накоплению цзинь при натягивании лука, позиция ожидания момента отпускания.



Люйши

Когда А ведёт свою руку с отражением по косой перед лицом Б, Б правой [а не левой?] рукой смягчает-поддерживает-преобразует (жоу то хуа) движение правого локтя А. А быстро оттягивает поясницу и бёдра складывает локоть, левой кистью принимает и осаживает (цзе та) левое запястье Б, правая ладонь в соответствии с ситуацией делает движение "втыкать цветок", выныривая из-под левой подмышки Б и скручивая руку и запястье внутрь, заворачивает (гуо) и сопровождает (люй) плечо Б. Левая ладонь осаживает верхушечный сустав, правое запястье сопровождает корневой сустав, локтем выполняется замок плеча и локтя Б, это приводит к тому, что корпус Б наклоняется вперёд и он теряет равновесие [абзац содержит много опечаток, перевод сделан в соответствии со следующим разделом, где его содержание повторяется].


Основные моменты: Движения люйши лёгкие, расслабленные и естественные, стойка (шаг) подвижная и живая, приклеивание и соединение (нен лянь) непрерывны, живая подвижность и прочность цзинь.



Цзиши

А выполняет люйши как описано выше [не повторяю перевод], Б, не получив сильной позиции, намерен оттянуть тело и руку назад. Тогда А, пользуясь случаем занять силу, погружает правый локоть вниз, поворачивая правую ладонь к выполнению цзи в грудь Б, центр ладони направлен к лицу, левой ладонью помогает нажимая (ань) на выполняющую цзи правую ладонь около запястья. Тогда тело Б будет изломано назад и он потеряет равновесие.


Основные моменты: Цзиши жёсткая и яростная, выпуск силы (фали) подобен отпусканию стрелы, преобразование (хуа) и выпуск (фа) свободные, дух (шэнь) быстр, подвижен и искусен.



Аньши

Когда А пытается согнуть назад тело Б посредством цзиши, тот использует правую ладонь, чтобы блокировать выполняющую цзи ладонь А. Вместе с тем, Б быстро оттягивает бёдра влево, обводит левую ладонь снизу вверх складывая её, намереваясь преобразовать (хуа) цзиши со стороны А. А, пользуясь случаем, двумя ладонями нажимает (ань) на обе руки Б, одна из них нажимает на правое плечо Б, другая - опускает с нажиманием его предплечье, образуется скрещенная позиция. Аньшицзинь имеет цельную опускающуюся цзинь, противнику не легко избегнуть.


Основные моменты: пэн, люй, цзи, ань прилипают-следуют (нянь лянь) так, что не освободиться, соединены плотно, центр тяжести стоит прочно, в обе стороны складываются, циркуляция без перерыва. Выпуская силу (фали) в аньши атакуют поясницей, втягивание и выплёвывание (туна) превращаются, всё пронизано единым ци.



Цайши

Метод цай является одним из угловых приёмов. А и Б стоят друг против друга прилипнув обеими скрещенными руками, в соответствии с приёмами пэн, люй, цзи, ань, выполняют три круга взаимного обматывания. Затем, А отступает правой ногой назад-вправо на полшага, левая нога следом отводится, оттягивает поясницу влево и сгибает бёдра в приседе. Левая рука выполняет подъём, ввинчивание, опускание , опрокидывание (ци, цзуань, ло, фань) и захватывает левое запястье Б, правая ладонь, следуя ситуации, сопровождает и срывает (люй цай) правую руку приседая вниз. В цайши цзинь погружается, сила цельна. Б, атакованный цай, оказывается в позиции спиной и теряет равновесие, наклоняясь вперёд.


Основные моменты: Цай - в десяти пальцах, ци и поза связаны, твёрдость и прочность, имеется сила. В первую очередь, должны быть быстрыми ввинчивание-опрокидывание и подъём-опускание, погружение решительное, изменений множество.



Лецзинь

Когда Б теряет позицию под действием цай, он подтягивает левую ногу и вставляет её к паху А, намереваясь войти с као и ударить правой ладонью в лицо А. А быстро прячет грудь, использует люй против правой руки Б из-под подмышки скручивая вверх, правая ладонь выполняет ле против правого плеча Б, а левая ладонь нажимает (ань) на бедро Б. Б под действием ле оказывается в положении [снопа] хвороста.


Основные моменты: Метод ле очень смел, двигаешь предплечьем, вращаешь ладонь, входишь с ле. Цзинь и ли полностью упорядочены, живая подвижность приводит к ловкости.



Чжоуши

Когда Б теряет позицию под действием ле, он пользуется моментом когда А находится на грани выпуска-отпускания (фа-фан), быстро расслабляет плечо, правую руку скручивает вверх, поясницу и бёдра оттягивает вправо, следуя возвращению цзинь блокирует средний сустав [руки] А. А, следуя ситуации, складывает руку, сжимает запястье обрушиванием движением вниз, наносит удар локтём в грудь Б.


Основные моменты: Локоть в согнутом положении, движения решительные, быстрые, смелые, мощно теснишь противника, изменяешься живо.



Каоши

Когда Б подвергается атаке локтем со стороны А, он прячет грудь, и вращательным перекатывающимся движением левой ладони вправо преобразует атаку А. А следуя ситуации вставляет правую ногу в средние ворота Б, одновременно складывает правую руку и выполняет пронизывание (чуан) вверх, нанося прислоняющийся (као) удар в грудь и плечо Б. Вместе с тем, левая ладонь А наносит нажимающий (ань) удар в область живота Б. Б, атакованный методом као, будет изломан назад, и потеряет равновесие.


Основные моменты: Као заключается в ударе плечом, грудью, бедром и коленом, правая [левая?] рука бьёт в живот - действие не впустую. Смелая, решительная, быстрая атака - трудно защититься, живость и подвижность доходит до тонкой иллюзорной изменчивости.

Тэги: боевое искусство тайцзи тайцзицюань ушу

Оцените статью:
14

-1|+15