Воинская мораль (УДЭ) "Учитель, что такое Учение?" - спросили как-то послушники Дамо. "Существует пропасть между тем, что мы знаем, и тем, что мы чувствуем. Человек должен построить мост через эту пропасть!" - ответил Бодай.
(А.Червоненко "Дамо")


Испокон веков ученик стремится обрести учителя. Идти по его стопам. Для этого человек, прежде чем назовётся учеником, должен осознать, какие обязательства он на себя берёт. Хотеть - не значит быть готовым идти по этому пути. Ученик должен быть готов к решению тех задач, которые будет ставить учитель перед ним. Главным в успехе ученика является образ мышления и его моральный уровень. "Ученик три года ищет хорошего учителя, а учитель три года проверяет ученика" (китайская поговорка). Мудрый ученик лучше потратит несколько лет в поисках хорошего учителя, чем будет заниматься у посредственного. Хороший учитель поможет встать на правильный путь, заложить крепкий фундамент (принципы учения) для дальнейшего духовного и физического развития. Хороший учитель предлагает образ жизни.

Как-то правитель спросил Дамо: "Всегда ли ты говоришь правду своим ученикам?" Бодай ответил: "Если я не буду говорить правду, она просто уйдёт из моего монастыря!"

Но на поиски хорошего ученика у учителя также уходит много времени. С разными целями приходят люди за знаниями, с разным уровнем горения. И пока они полны энтузиазма (активность по течению), очень сложно увидеть их истинное лицо. Но как только предстоит начать преодолевать трудности (активность против течения), человек показывает всё, на что он способен. Наблюдая и испытывая учеников, он решает можно ли им доверять секреты своего искусства.

Как-то правитель спросил Наставника, только начавшего создавать общину: "Ты надеешься, что к тебе пойдут ученики?" Дамо, подумав, ответил: "Если что-то беспокоит меня, в мире найдётся хоть один чело-век, которого это тревожит тоже..."

Критериями оценки учеников является Воинская мораль. Удэ состоит из двух аспектов: мораль деяния и мораль ума. Мораль деяния включает в себя смирение, уважение, праведность, доверие и верность. Мораль ума состоит из воли, выносливости, настойчивости, терпения и смелости. Более важной из них является мораль деяния. Это отношения ученика с учителем и соучениками, с обществом в целом. Ученики, не соблюдающие мораль в своих поступках, не заслуживают, чтобы их уважали и обучали. Мораль ума связана с самосовершенствованием, которое требуется для достижения конечной цели в развитии человека.

Китайцы считают, у человека есть два ума: "эмоциональный ум" (синь) и "ум мудрости" (и). Если человек суетится, дёргается, вспыльчив - это значит, им управляет эмоциональный ум. Если он собран, дисциплинирован, тогда доминирует ум мудрости.


Мораль деяния:

1. Смирение ( цяньсюй ).

Однажды к Дамо обратился мужчина надменного вида и с непроницаемым лицом стал жаловаться на не сложившуюся жизнь? "Твоя беда в том, - прервал его Бодай, - что ты слишком серьезен..."

Смирение помогает человеку сдерживать чувство гордости (чувство удовлетворения). Чувство удовлетворения дает чувство наполненности, а чувство наполненности не дает возможности получать новые знания. И не важно, чем наполнен человек, он остановится в своем развитии. "Опустошись и я тебя наполню" - один из принципов Учителя (А. Червоненко). Человек, который действительно умен, знает, когда и где нужно склониться, всегда держит свою чашу пустой для наполнения.


2. Уважение (цзуньцзин).

Однажды Бодай увидел на площади нескольких человек, мертвецки пьяных, прилюдно валявшихся в собственных нечистотах, и еще одну группу сидящих в таком же виде и клянчивших деньги на вино... "Первые предвестники беды общества, - сказал он, - потеря достоинства его граждан..."

Уважение - это основа человеческих взаимоотношений, на которых строится общение между людьми. Уважение - это признание чьих-нибудь достоинств. И самым главным уважением является уважение к самому себе. В Китае говорят: "Кто уважает себя и других, того тоже будут уважать". Для того, чтобы человека стали уважать, ему необходимо разобраться в своих достоинствах и недостатках и идти дальше по Пути, опираясь на свои достоинства.


3. Праведность (чжэнъи).

Ученик как-то спросил Дамо: "Учитель, почему ты ни-когда не ошибаешься в своих суждениях?" Бодай погладил послушника по голове и, засмеявшись, сказал:" Потому что отсекаю мечом все заблуждения, будто сухие ветки, и тогда остается голая истина, как ствол молодого дерева, очищенного от коры".

Праведность - это справедливое восприятие жизни. Это отношения между "внешним Я" (сознанием) и "внутренним Я" (подсознанием), в которых непременно должно присутствовать взаимопонимание (снятие "пелены Майя"). Праведность означает, что если человек чувствует необходимость что-либо сделать, то он должен сделать это без колебаний, а если у человека есть нежелание что-либо делать, то лучше за это и вовсе не браться. Эти принципы помогают дать правильную характеристику ситуации, наработать ясность духа и не позволяют проявиться в мире чувств качествам вины или сожаления.


4. Доверие (синьюн).

Как-то послушники спросили Дамо: "Скажи, Учитель, что есть вера?". Бодай ответил: "Эмоциональная вера - глупость, фанатичная - рабство, сознательная - свобода!"

Доверие помогает сделать шаг на Пути к взаимопониманию как самого себя, так и других людей, главным из которых является доверие к самому себе. Доверие к своим внутренним ощущениям и к своему осознанному выбору - это основа уверенности в себе. Человека, твердо уверенного в своих действиях (поступках), очень сложно "выбить из седла" (раскачать). Доверие к самому себе дает возможность быть достойным доверия со стороны других людей.


5. Верность (чжунчэн).

Однажды к Дамо пришел богач, решивший отойти от мирской жизни. "Я много о тебе слышал и хочу стать твоим учеником!" - сказал он Наставнику. "Ты мне не подходишь, - вымолвил Бодай, - в твоих глазах не горит огонь преданности".

Верность - одно из тех качеств, которые больше всего подвергаются испытаниям (тапас) - каждый день и каждую минуту, в мыслях и в поступках. Верность - это идти по стопам Учителя, то есть опираться на жизненные принципы, на которые опирается Учитель. Поэтому верность строится на фундаменте послушания Учителю. Без послушания не может быть обучения. Отсутствие послушания ведет к потере верности, потеря верности ведет к предательству.


Мораль ума:

1. Воля (ичжи).

Один послушник отставал в освоении искусства Сян-сюэ, но в результате длительных, упорных занятий вскоре стал опережать даже тех, кто еще совсем не-давно были в первых учениках... "Если у человека есть воля, - сказал Дамо, - ему дается такое, что другим не по силам..."

Воля - это способность реализовывать поставленные перед собой задачи. Для достижения той или иной цели мало одного желания ("хочу"), человек должен ответить самому себе на один очень важный вопрос "зачем?". В этом ответе и будет заключаться сила воли (сила горения). Искренность ответа даст силу воле, страх породит хитрость и обман. В борьбе истины и хаоса и рождается воля.


2. Выносливость, настойчивость и терпение (жэньнай или хэнсинь).

Как-то раз известный полководец в беседе спросил Дамо: "Всегда ли нужно сразу бросаться на врага?". Бодай ответил: "Умение победить - это умение выждать!"

Для проявления сильной воли человек должен обладать качествами выносливости, настойчивости и терпения. Каждое из этих качеств в сложных ситуациях помогает выстоять, не поддавшись какому-либо воздействию, сохранить стойкость и спокойствие. Но все это возможно только при одном условии - человек должен четко осознавать, во имя чего он выносит все эти испытания. Чем выше цель - тем достойнее устремления.


3. Смелость (юнгань).

Некий усэн спросил Дамо: "Скажи, Учитель, куда направлять взор во время боя?" Бодай ответил: "Смотри опасности в лицо и не смотри на нее со стороны..."

Смелость очень часто путают с храбростью. Но это разные вещи. Смелость - это ровное внутреннее горение, которое позволяет без страха посмотреть опасности в лицо, увидеть страх агрессора в его глазах. Храбрость всего лишь является внешним проявлением (внешним горением) смелости, то есть следствием внутреннего состояния. Хотя в жизни бывает, что храбрость порождена и страхом (хаотичным внутренним горением). И тогда храбрость превращается в браваду, лихачество.



НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ предлагает своим ученикам развивать в себе высоконравственные качества, основанные на осознанности своих действий. Способствуют этому развитию медитации, оздоровительные (Лиао) и боевые (Сян-сюэ) техники. Медитация дает возможность понять свою душу, Лиао - очистить тело, Сян-сюэ - закалить дух. Не случайно в статье использовались притчи о Наставнике Дамо из книги доктора А.Червоненко "Дамо". Учитель показывает в этой книге свое видение тех принципов, на которых учился сам и которые предлагает людям. "Доброта должна быть сильной" - один из принципов Учителя. В те моменты, когда Учитель рассказывает о своём Учителе Чуне, он показывает, что продолжает оставаться учеником по отношению к своему Учителю. Посмотрите на это нестандартно. Посмотри-те на него не только как на Учителя, посмотрите на него, как на ученика, как на СТАРШЕГО ученика. И вы увидите всю цепь преемственности, которая существует между Учителем и учеником. И вы поймёте, что и Чунь, и А. Червоненко, и мы все только звенья этой цепи, которые связывает лишь одно - принцип "НАВСЕГДА".

Тэги: мораль этика воин

Оцените статью:
8

0|+8