Имя Ван Киу (wang kiu) менее знакомо в Северной Америке, чем в Европе. Ван Киу был одним из первых учеников Ип Мана (yip man) в Гонконге в 1950-х годах. До занятий Вин Чунь он изучил несколько других китайских боевых искусств. К числу его “братьев” в Вин Чунь относятся Цуй Шун Тин (tsui shung tin), Вон Шун Леун (wong shun leung), Лок Ю (lok yiu) и позднее Леун Шеун (leung sheung). Когда группа учеников была ещё маленькой (до того, как место для школы было найдено), они встречались в чайных магазинах и частных домах. Каждый из этих старых учеников был отобран Ип Маном по специфическому аспекту искусства, в котором он превосходил других. Ип Ман называл Ван Киу “Фан Сао Ван” ("fan sao" wang), за качество его “Продолжающейся Руки”, которое происходит от его раннего интереса к теоретической структуре искусства. Ван Киу был первым, кого Ип Ман обучил форме Деревянного Манекена. Так как они не имели тогда никакого оборудования, то Ван Киу отрабатывал эту форму с партнёром.


Ван Киу вместе с Вон Шун Леуном и иногда Лок Ю задумал и осуществил несколько схваток вызова в полный контакт против других школ Гонконга. Некоторые авторы оценивают количество этих схваток десятками, но фактически их было примерно четырнадцать. В дополнение к участию в схватках Ван Киу описывал их под псевдонимом для газеты. Эти слухи о схватках и рекламный характер статей создали ему славу, которая принесла ему большие неприятности. К сожалению, эти схватки создали “драчливое” впечатление о всей школе, которое не отражало её лучших качеств. Ип Ман приказал, чтобы схватки были прекращены. Оглядываясь на этот период, Ван Киу расценивает эти драки, как дурацкие выходки.


Мастер Ван и другие старшие ученики с самых ранних дней Ип Мана в Гонконге пришли к соглашению о том, что ни один из них не будет требовать звания шифу, чтобы сохранить гармонию среди быстро растущего клана Вин Чунь во всём мире.


Ван Киу приезжал в Европу в 1960-х и имел там много учеников, из которых сегодня многие сами стали учителями. В течение этих лет его приглашали на семинары во многих школах от нескольких ветвей клана. Он выбрал себе занятия Вин Чунь в качестве любимого хобби, а средства на жизнь зарабатывал как переводчик. Мастер Ван всё ещё показывается изредка на семинарах, но он прекратил активное обучение.


На своих семинарах Ван Киу мог без конца говорить обо всех аспектах Вин Чунь. Он был переполнен легендами, историческими фактами, рассказами о поединках, теориями и детальными объяснениями. Он мог ответить на любой вопрос. Эти короткие заметки лишь маленькая часть его высказываний.


Уроки Ван Киу


• В Южном Китае Вин Чунь называют так, потому что девушка с этим именем привезла стиль туда. На Севере этот стиль называют “Ортодоксальный Шаолинь”. В его основе хорошие приёмы из монастыря Шаолинь. Движения с деревянным манекеном практикуют сегодня многие. Это только половина того комплекса, что Ип Ман преподавал первоначально. Остальное было утрачено. Опубликованные в книгах комплексы упражнений с деревянным манекеном – это только перемешанный беспорядок. Они только подменяют некоторые движения Ган Сау (gan sau) и Квун Сау (kwun sau). Фотографии в книге были сделаны, когда Ип Ман был уже очень болен.


• Первоначально Ип Ман имел десять учеников. Все они были крестьянами.


• Хорошая сторона Брюса Ли была в том, что он вкладывал в удар своё сознание. Всё его намерение состояло в том, чтобы пробить кулаком насквозь, даже если бы гора была между ним и его противником. Ип Ман не любил Брюса Ли за острый язык. Люди Вин Чунь имеют обыкновение держаться скромно. Вон Шун Леун и Брюс Ли не были такими. Брюс начал преподавать ча-ча-ча в США, потому что он был чемпионом Гонконга по ча-ча-ча. Никто не был заинтересован ча-ча-ча. Тогда Брюс переключился на обучение Вин Чунь. Когда люди Вин Чунь сказали ему: "Что позволяет Вам преподавать Вин Чунь? Вы не знаете третий комплекс, Деревянный Манекен и прочее”, то Брюс изменил стиль и назвал его Джиткундо.


• Существуют девять законов поведения в Вин Чунь:

  1. Сохранять дисциплину и вести себя этично, как это подобает мастеру боевого искусства.
  2. Практиковать вежливость и справедливость – служить обществу и уважать старших.
  3. Любить товарищей и учеников – быть единым с ними и избегать конфликтов.
  4. Ограничивать свои желания и избегать телесных удовольствий – сохранять правильный дух.
  5. Тренироваться старательно – поддерживать свои навыки.
  6. Развивать духовное спокойствие – воздерживаться от споров и драк.
  7. Участвовать в жизни общества.
  8. Помогать слабым и самым юным – использовать ваши боевые навыки для хороших целей и из чувства гуманности.
  9. Передавать традицию – сохранять это китайское искусство и правила поведения.


• Сила запястья очень важна в Вин Чунь. Она обеспечивает удар с расстояния один дюйм (2,5 см). В Сиу Лим Тао (siu lim tao) все удары запястьем являются мелкими движениями. Пусть кто-то стоит напротив стула. Теперь держите руку прямо напротив человека, который скрестил свои руки на груди. Этот человек будет двигаться назад, когда кулак идёт вперёд даже с маленькой силой. Вин Чунь полагает, что это хорошо. Удар по шее также очень маленькое движение. Удар с одного дюйма и удар с расстояния нуль дюймов предназначены только для показательных выступлений.


• Защитную руку нужно держать так, чтобы кость предплечья была расположена вертикально, а не горизонтально. В противном случае предплечье не сможет противостоять большой силе. Это - одна из причин отсутствия плоского Фоок Сау (fook sau).


• Вы не можете только бить ногами. Вы должны сначала создать иллюзию у противника. Это может быть выполнено с Пак Сау (pak sau) к руке, в комбинации с низким ударом ногой или, используя Ган Сау (gan sau) в его живот, чтобы отвлечь внимание противника, а затем ударить низко ногой.


• Обхват за шею на деревянном манекене есть фактически удар по нерву сзади шеи. Это вызывает у противника головокружение и потерю сознания. Вы применяете этот приём, когда ваша рука сильно вытянута.


• Если вы не можете давить рукой, только хлопните ею. Если это слишком сильно, то скользните вокруг руки противника и ударьте его по шее. Это скольжение выполняется, как отведение руки назад после удара.


• Не существует такого стиля, в котором вы не можете получить удар. Все стили имеют слабости. Слабость некоторых бойцов Вин Чунь в том, что они колеблются. Они ждут слишком долго, прежде чем сделать что-то.


• Когда вы делаете дуговое движение ногой в конце формы Чум Киу, делайте его подобно реальному удару ногой. Это – удар “полумесяц”. Если противник наносит удар ногой вперёд, вы можете применить удар ногой снаружи, чтобы отклонить этот удар. Удар ногой “полумесяц” может также наноситься в бок противнику.


• Дуговое движение ногой в третьем комплексе есть реальный удар ногой или подсекающее движение, которые могут применяться, когда противник шагает к вам. Все движения из комплексов Вин Чунь предназначены для чего-то.


• Пак Сау используют, чтобы пройти защитные руки Вин Чунь. Если нет никаких защитных рук, то идите прямо внутрь с серией ударов. Не волнуйтесь ни о чём, только идите внутрь.


• Вин Чунь делит руку на три части. Кисть есть первая. Предплечье есть вторая. Верх руки – третья. Вы ударяете противника в сердце через вторую часть. Не позволяйте противнику уклониться от вашей первой части.


• Деревянный манекен подобен зеркалу. Если имеется левое движение, то имеется и правое. Если имеется низкое движение, то имеется и аналогичное высокое движение. Тан сау есть центр. Тело делится слева направо по центральной линии. Тело делится сверху донизу по центральной линии.


• Ган Сау используется, чтобы разделить или отделить руки противника. Более низкий Ган Сау отделяет низкую руку противника от центра, затем ударяет вверх в его шею. Ган Сау – это атакующее движение. Оно ломает шею. Квун Сау, поддержанный низким Пак Сау также является атакующим движением.


• Другие стили могут быть хороши в нисходящем блоке или блоке на среднем уровне, но ни одно из этих движений не направляет силу вперёд к противнику. Они не агрессивны. В Вин Чунь каждое движение есть сила, атакующая вперёд в направлении к противнику. Если сила не направлена вперёд, то это не атакующая сила.


• Бон Сау (bong sau) – самая слабая рука в Вин Чунь. Она должна быть изменена в пределах доли секунды на другую технику.


• Если вы не имеете Бон Сау в своём арсенале, то вам трудно защититься от многократных ударов Вин Чунь. Бон Сау нейтрализует эти удары сразу же.


• Высказывание “Если он придёт, то я встречу его” означает, что если противник начинает атаку, то эту атаку встречают своей собственной атакой. Высказывание “Если он идёт, то я следую за ним” означает, что если противник отдёргивает свою руку, то придерживают противника и ударяют его. Высказывание “Если он стоит, я иду” означает, что если противник не делает ничего, тогда не колеблются и нападают сразу же. Иначе вы можете быть обмануты. Намерение вашей атаки состоит в том, чтобы вступить в контакт с противником. Эти высказывания были предназначены для простых крестьян и сообщали им, что делать. Образованные люди не должны полагаться на эти высказывания.


• Деревянный манекен можно практиковать много раз, но без понимания сути это бесполезно.


• Вы можете знать деревянный манекен, но если вы не знаете “липкие руки”, то вы не сможете применить свои навыки.


• Предположим, что вы любите яйца. Однако, если вы едите их слишком много и каждый день, то вы заболеете. Подобно этому Вин Чунь преподают понемногу. Рим не был построен за день, но для этого не потребовалось сотни лет. Если какой-то стиль даст вам мастерство через сто лет, то Вин Чунь даст вам то же самое через десять лет.


• Всегда спрашивайте: "Почему я делаю эти движения?"


• Если учитель желает передать ученику только 99.9% его искусства, то вам лучше не оставаться с этим учителем. Таким образом искусство в конечном счёте будет утрачено.


• Вин Чунь не имеет никаких сложных движений. Вы не должны быть акробатом. Все движения стиля – простые движения.


• Вон Шун Леун однажды получил удар, когда он использовал классический Чум Сау (chum sau). Удар вошёл слишком низко, и он не смог его перехватить. Ип Ман сказал ему, что он должен был использовать Ган Сау (gan sau). Чтобы обратить особое внимание на это движение, Вон Шун Леун добавил его в первый комплекс, который подчёркивает его важность. Теперь многие люди также добавили это движение к их стилю.


• За многие годы практической работы я не нашел ни одной причины, по которой что-нибудь в Вин Чунь должно быть изменено. Вин Чунь – это очень совершенное искусство. Если вы чувствуете потребность изменять, то сохраняйте классическое искусство тем же самым. Только скажите ученику, почему вы считаете необходимыми изменения. Не изменяйте оригинал, или всё в конечном счёте будет утрачено.


• Против низкого удара ногой спереди мастер Ван Киу без колебаний использовал остановку. Он сказал, что можно также хорошо идти внутрь, чтобы нанести удар ногой. Если вы будете стоять на месте, то получите удар.


• Дипломатия Ван Киу: кто-то из учеников спросил мастера Ван Киу, что он думает о нашем Вин Чунь (мы обучались всего год). Он сказал: "Я не могу говорить, что вы хороши, но для того времени, в течение которого вы занимались, вы очень хороши".


• Ван Киу демонстрировал удар с нулевого расстояния совершенно прямой рукой. Он говорил, что это была только сила его запястья. Его удар был очень сильным.


• Ван Киу говорил, что он необразованный человек, но представляет себе весь Вин Чунь, поэтому студенты университета не должны иметь никаких трудностей в понимании искусства. Они должны только думать об этом.


• Леун Тин (leung ting) был последним человеком, который научился чему-то от Ип Мана.


• Техника Тан Сау (tan sau) должна выполняться горизонтально. Если это не так, и руки находятся в контакте, то удар пройдет.


• Бокс представляет тактику типа “ударил и беги”. Вин Чунь стоит и сражается.


• Один очень хороший боец из Гонконга, который был известен его молниеносными ударами кулаками, спросил Ван Киу, как он будет защищаться от таких ударов. Ван Киу сказал: "Хорошо, давай попробуем”. Боец нанёс очень быстрый удар “Глаз Феникса”. Ван Киу применил удар Тан Сау из комплекса с деревянным манекеном, чтобы быстро закончить бой.


• Хорошая особенность стиля Вин Чунь – одновременный удар. Как только вы вступили в контакт с противником, вы можете делать всё, что узнали из “липких рук”.


• Думайте о Вин Чунь не как о стиле, а как о наборе боевых принципов.


• Ван Киу сказал, что многие из тех, кто пишет книги о боевых искусствах, делают это только для того, чтобы похвастать тем, что они кое-что знают. Большинство этих книг – ерунда.


• Не существует такого стиля, в котором вы не можете получить удар. Важно другое: сможете ли вы ответить ударом.


• Ван Киу учился в 1950-х годах у Ип Мана. Когда Ван Киу, который был очень опытным мастером в стилях Богомола и Лама кунфу, увидел искусство Ип Мана, он только рассмеялся и сказал: "Это не боевое искусство”. Потом он понял свою ошибку.


• Ван Киу рекомендовал ученикам помогать друг другу учиться и не ввязываться в драки.


• Ван Киу сказал, что другие стили утверждают, что они могут изменяться и вести бой на любой дистанции. На самом деле они не могут этого, потому что изменения происходят слишком долго. Бой заканчивается за несколько секунд.


• Хороший учитель хочет, чтобы каждый из его учеников был намного лучше чем он сам. Он сказал, что доктор Коэ (g.k. khoe) многое умеет лучше, чем он.


• Если противник не владеет У Сау (wu sau), то он не сможет защититься от ударов по шее.


• В третьей форме нет никакого Бон Сау (bong sau), это заменено на его логическое продолжение, Ман Сау (man sau).


• Никогда не используйте Бон Сау как первую линию защиты. Это всегда вторая линия защиты. Бон Сау очень слабая рука и должна быть немедленно изменена на вторую технику. Встречайте технику противника с передней силой. Если противник наносит прямой удар, вы можете сделать Лап Сау (lap sau) и ударить кулаком. Бойцы стилей без Бон Сау могут получать серии ударов. Бон Сау – это техника спасения.


• Не защищайтесь, нападайте.


• Кто-то спросил Ван Киу, зачем нужно делать Чи Сау. Ученик сказал, что из его опыта Чи Сау не имеет большого применения, потому что противник не позволяет подойти так близко, чтобы касаться его рук. Ван Киу ответил, что, как только вы соединяете промежуток (строите мост, встречаете нападение противника), Чи Сау говорит вам, что делать затем. Как только вы встречаете противника, у вас нет времени, чтобы думать, потому что борьба на короткой дистанции проходит слишком быстро.


• Если вы не знаете значение всего, то, как вы можете преподавать? Если вы знаете значение, то преподавать очень просто.


• Вы должны всегда использовать равную силу. Вы не можете блокировать мотоцикл, налетевший на вас, с помощью Бон Сау. Более слабый человек не может сопротивляться более сильному человеку, если более сильный человек имеет такой же навык. Все мы имеем пределы.


• Против жесткой силы применяют Пак Сау (pak sau).


• Бон Сау выполняют в запястье, потому что вы не хотите, чтобы противник прошёл первую часть вашей руки. Если ему удастся контролировать ваш локоть, то он может и ударить вас.


• В одном из поединков против Ван Киу выступал эксперт стиля Богомол. Он стоял перед Ван Киу в одной характерных позиций с двойным высоким Фоок Сау (fook sau). Ван Киу сказал, что этот боец имел очень хороший уровень в кунфу. Идея этой позиции Богомола была в том, чтобы заманить в ловушку атакующую руку, а затем ударить противника в глаза. Ван Киу ударил кулаком между руками противника, потом ошеломил противника, поймал в ловушку обе его руки своей одной (Гум Сау и движение локтя), а затем ударил противника другой рукой.


• Если вы начинаете движение с головы, вы получите удар. Начинайте с движения рук.


• Вон Шун Леун был очень смел в юности. Однажды они услышали о мастере, который прославился его очень быстрыми ударами. Тогда Ван Киу и Вон Шун Леун пошли к этому мастеру и спросили его, могут ли они научиться его знаменитому удару. Мастер ответил: "Я – мастер, и я буду решать, кого мне учить". Тогда Вон Шун Леун сказал: "Я хотел бы испытать ваш молниеносный кулак”. Мастер спросил: "Вы смеете вызывать меня?" Вон Шун Леун ответил ему: "Мы нокаутировали так много мастеров, что ещё один не добавит нам славы”. Эти слова настолько разозлили мастера, что он бросился в атаку. Вон Шун Леун отбил его атаку простым Тан сау и ударил.

Почти все эти схватки вызова были против тех людей, которые утверждали, что они непобедимы, или говорили, что обладают особой внутренней силой, которую победить невозможно.


• Ван Киу сказал, что видел множество обманщиков. Однажды он видел, как человек сунул руки в большой горшок кипящего масла и затем вымыл этим маслом лицо. Позже он выяснил, что на самом деле масло не было горячим. Просто в горшок добавили химикаты, которые создавали пузыри.


• Ван Киу сказал, что, если вы практикуете десять лет Тайцзи и три года Син-И, то ваша техника должна быть очень хороша.


• Против сильного дугового удара ногой вы не можете делать пассивный блок. Удар отбросит ваши руки вам в лицо. Вы должны отбить удар в сторону.


• При ударах по мешку с песком не бейте слишком сильно. Не форсируйте это упражнение, или вы только повредите себе.


• Даже Ип Ман получал удары от некоторых из его лучших учеников. Он имел от них синяки. То же самое истинно для Ван Киу. Ван Киу сказал, что когда вы учите, вы должны дать ученикам “центр” для их обучения, но, делая это, вы теряете свой “центр”. Вы жертвуете собой, чтобы научить своих учеников.


• Ван Киу сказал, что стиль Богомола очень хорош, но многие бойцы не понимают полностью их собственные действия.

Тэги: вин Чунь мастер тренировки

Оцените статью:
4

0|+4