Онэгай симасу (onegaishimasu)...
Аригато годзаймасита (arigato gozaimashita).
Этими формальными выражениями вежливого вопроса и благодарности ученики Хонтай Ёсинрю дзюдзюцу (hontai yoshin ryu jujutsu) начинают и заканчивают, соответственно, их совместное обучение в дзюдзюцу ката. Эти слова сопровождаются скромными поклонами в традиционной позиции сэйдза (seiza), когда человек становится на колени, а его ягодицы плотно прижаты к пяткам повёрнутых вверх ступней. Эта ритуальная вежливость характерна для природы Нихон или японского дзюдзюцу.
Традиционные дзюдзюцу есть “корю” или “древний стиль” японского боевого искусства. Хотя были и существуют много рюха (ryuha) или систем японского дзюдзюцу, имеются такие особенности, которые характерны для большинства (если не для всех) стилей дзюдзюцу. Так как, существует множество относительно новых боевых систем, называющих себя дзюдзюцу, то интересно определить те характерные особенности, которыми отличаются традиционные японские дзюдзюцу.
Все Нихон дзюдзюцу имеют историю, поддающуюся проверке, и родословную рю, включая список прошлых глав рю, которых называют сокэ (soke). Эти исторические детали часто содержатся в макимоно (makimono, свиток) стиля, или они зафиксированы как-то иначе. К сожалению, для большинства иностранцев эта информация едва ли полезна, так как свиток, в котором зафиксирована история, написан иероглифами.
Другими признаками, которые могут помочь человеку получить ощущение традиционного характера школы, являются следующие:
- тренировки в Нихон дзюдзюцу проходят в атмосфере вежливости и взаимного уважения, что помогает воспитать соответствующее кокоро (kokoro, сердце);
- тип доги (dogi) или тренировочного костюма. Как правило, используется белая одежда, часто с тёмными хакама (hakama). Наиболее красочной может быть чёрная или традиционная синяя одежда. В любом случае, вы едва ли увидите звезды и полосы или камуфляжную форму;
- отсутствие всего показного. Стремление к простоте, которое выражено в Японии в таких концепциях, как саби (sabi) и ваби (wabi). Это стремление характерно для многих традиционных искусств Японии;
- использование традиционной системы оценки уровня мастерства, например, сёдан, тюдан, окудан и мэнкё кайдэн. Возможно применение более современной и всё более и более обычной системы кю / дан.
- отсутствие спортивных трофеев, долгосрочных контрактов, причудливых эмблем, значков и любых других украшений.
Технические особенности
Хотя существует некоторое разнообразие в техниках различных традиционных стилей дзюдзюцу, можно выявить важные общие черты:
- ученики изучают традиционные дзюдзюцу, прежде всего, посредством наблюдения и имитации, копируя ката рю или заранее подготовленные формы;
- большинство ката содержат техники замков на суставы, которые оказывают давление на него в направлении противоположном его естественному сгибанию, бросковые техники или комбинации бросков и замков на суставы;
- ряд очень болезненных ударов (атэми, atemi), нацеленных в некоторые, особенно уязвимые области, используют, чтобы создать кудзуси (kuzushi, нарушение баланса) или иначе подготовить противника для замка, подсечки или броска;
- сила никогда не противодействует силе, техники опираются не на силу рук, а на мягкость, что следует из названия искусства, и на техническое мастерство;
- во всех движениях подчёркивается округлость, используют импульс нападающего и его раскрытия, чтобы поместить сустав в опасное положение или нарушить баланс для подготовки к подсечке или броску;
- тело обороняющегося расположено так, чтобы получить максимальное преимущество от слабостей нападающего и при этом не раскрывать ему собственных слабостей;
- включение в рю родственного тренинга с оружием (снова ката используют, как основной учебный метод), происходящего от исторического развития дзюдзюцу и других корю. Оружие может включать, например, рокусякубо (roku shaku bo, длинный шест), ханбо (hanbo, короткий шест), катана (katana, длинный меч), кодати (kodachi, короткий меч) и танто (tanto, нож). Все эти виды оружия являются частью традиционного вооружения воина.
Философские особенности
Хотя дзюдзюцу и корю часто вообще не имеют суффикса “до” (“путь”), что позволило бы определять их, как пути к духовному освобождению и внутреннему развитию, существуют некоторые философские и умственные компоненты, которые имеют значение и применение в этих системах, по крайней мере, из-за их ценности в развитии фактической боевой эффективности ученика.
Они включают:
- всеобъемлющее сознание, дзансин (zanshin), состояние, в котором ученик готов к любым неожиданностям в любое время;
- спонтанность или мусин (mushin, буквально “никакого сознания”) которая позволяет действовать без предварительного обдумывания;
- сохранение спокойствия или хладнокровие, известное как фудосин (fudoshin).
Вместе, эти состояния сознания укрепляют ученика корю, позволяя ему использовать предельный потенциал для эффективного действия. Такая эффективность техники становится возможной только после длительного периода тщательного обучения, и преображения духа в соответствии с концепцией сэйсин танрэн (seishin tanren).
Эти различные характеристики все вместе в значительной степени описывают основные элементы традиционных японских дзюдзюцу. Знакомый с ними ученик сможет сознательно оценить относительную традиционную природу и подлинность системы дзюдзюцу.
Если большинство или все эти характеристики отсутствуют в так называемой дзюдзюцу системе, то её связь с подлинными Нихон дзюдзюцу очень сомнительна. Это не означает, что рассматриваемая система или школа не имеет хорошей программы обучения или эффективной техники. Это просто означает, что такая система или школа “дзюдзюцу” могла быть более точно названа каким-то другим термином.