"Искусство Вин Чунь подобно гигантскому водоёму. Учитель приводит вас к нему, но сколько вы выпьете, зависит только от вас”.
(Китайская пословица)
Вин Чунь, традиционный стиль китайских боевых искусств, который находится где-то между "внутренними" и "внешними" стилями. Его суть заключается в эзотерической мягкости. Кропотливое развитие этой чувствительной мягкой "силы" позволяет даже очень маленьким людям развивать "проникающую" мощь, которая действует эффективно в бою с противником, использующим более типичную грубую силу. “Жёсткая” энергия противника фактически служит для того, чтобы увеличить "мягкую" подобную кнуту энергию Вин Чунь.
Почему все говорят о таких женских качествах, как мягкость, слабость и чувствительность при обсуждении стиля борьбы? Термин “эзотерическая”, который используется, чтобы описать эту мягкость, соответствует действительности. Наиболее известный аспект чистого традиционного Вин Чунь есть мягкость, чего не понимают многие ученики. Чтобы понять, вы должны почувствовать это.
Суть искусства Вин Чунь от момента его возникновения была в развитии мягкой, но всё же проникающей силы. Все движения, без исключения, могут быть эффективно выполнены маленькой женщиной против большего и более сильного противника. Этот вид мягкой женской силы не возникает от напряжённой физической тренировки. Эта сила зависит от точного положения тела. Позиции и техники всегда выполняются в спокойной мягкой манере. В то время, как процесс достижения этой силы должен быть мягким, конечный результат может быть весьма разрушительным. Спросите практикующего Вин Чунь, используется ли в тренировке “дит да джоу”, и он, вероятно, ответит: "Да мы используем дит да джоу для своих противников!
Создатель Вин Чунь, буддистская монахиня, Нг Муи, и ее наиболее известный ученик Иим Вин Чунь, в честь которой система была названа, были обе женщинами маленького роста. Нг Муи, преподавая уникальные движения своего стиля ближнего боя, показала Иим Вин Чунь, как можно одолеть больших и более сильных противников. Маленькие люди должны подходить на близкое расстояние, чтобы эффективно действовать против более высоких противников. Длинные руки высокого нападающего будут мешать ему на короткой дистанции. Иим Вин Чунь передала техники своему мужу. В последующих поколениях стиль хранился в тайне и передавался лишь нескольким посвящённым ученикам.
Имя великого мастера Ип Мана связывают с ростом популярности стиля. Методика обучения мастера Ип Мана была проверена множество раз и всегда с большим успехом. Начиная с 1949 года, Ип Ман единолично превратил Вин Чунь во всемирно известную систему, которую сегодня практикуют миллионы людей во всём мире. Ип Ман имел рост около 160 см и вес около 60 кг. По своему телосложению он разительно отличался от современных боевых мастеров атлетов. Он выглядел хилым, имел маленькие бицепсы и, казалось, что своим ударом он не сможет порвать даже бумажный мешок. Однако, хотя он публично никогда не показывал полную мощь ударов в его комплексах упражнений с манекеном, многие его ученики хорошо помнят его проникающую силу. Даже в то время, когда он был уже стар и болен, его руки оставались очень тяжёлыми. Почаще представляйте себе Ип Мана, потому что он является символом Вин Чунь.
Ип Ман передал свои знания многим ученикам, но только наиболее посвященным давался статус “юп сут” ("yup sut", внутренний круг). Леун Шеун (leung sheung) – один из немногих учеников, которые заслужили такой статус.
Один из лучших учеников Леуна Шеуна, Кеннет Чун (kenneth chung), унаследовал его веру в важность создания правильной основы.
"Вы можете потратить всю жизнь, занимаясь Вин Чунь, но, если вы не имеете основы, вы будете сожалеть об этом. Вы можете заниматься стилем в течение сорока лет, но без основы вы – ничто”.
На кантонском диалекте это известно, как "доа ло ют чеун хун”, что означает, что “вы являетесь пустым (есть недостаток сущности), когда вы становитесь старым, потому что вы были пусты с самого начала”. Основа должна быть сильной и правильной. Основа – это самое важное в Вин Чунь.
Уделяя большое внимание деталям, Кеннет Чун мягко поощряет учеников к настойчивому достижению цели. Ничто, абсолютно ничто, не является вынужденным в обучении Чуна. Он хорошо помнит эмоциональное и физическое напряжение в начале собственного обучения, поэтому его руководство очень чуткое. Он полагает, что степень успеха в чем-нибудь всегда пропорциональна опыту учителя, объединенного с преданностью и настойчивостью ученика. Чун говорит об отношениях ученика и учителя: "Ответственность учителя в том, чтобы показать ученику правду”.
Хотя не каждый ученик может вынести утомительные физические и ментальные требования Вин Чунь, те, кто решают остаться и полностью закончить его курс обучения, постигают эту истину. В то время, как некоторые учителя беспокоятся о том, чтобы не давать слишком много "секретной" информации плохому ученику, Чун беспокоится о том, что ученик не сможет воспринять всё, что он хочет ему преподать. Он никогда не отказывается от трудного ученика и видит в нём вызов своему педагогическому мастерству. Постоянные успехи учеников Чуна на крупных соревнованиях и в поединках вызова с другими стилистами, не являются случайными.
Подобно заботливой матери, Чун с ложечки кормит своих учеников маленькими порциями информации – бесконечно малыми мелкими деталями о каждом движении. Он показывает, как нужно выполнять движение каждого мускула в каждом приёме, чтобы максимизировать силу. Он не имеет никаких тайн.
Он говорит: "Тайны любого стиля не являются тайнами вообще, это просто детали, которые образуют стиль”. Именно эти детали он даёт так свободно тем, кто приходит к нему учиться. В ответ он ожидает, что его ученики используют эту информацию и будут применять её на практике. Он показывает вам правильный путь, но затем нужно ваше усилие, потому что никто не может сделать Вин Чунь за вас. И никто не может скрыть свои способности в Вин Чунь. Доказательство качества вашего обучения находится в "касании рук”. Не существует никаких "танцеподобных" комплексов, есть только реальное применение техники каждый день, каждую минуту, каждый урок.
В самом начале три четверти времени обучения тратится на развитие фундаментальной позиции. Основная в Вин Чунь позиция лошади имеет первостепенную важность, и будет, в конечном счёте, после многих часов тренировок, давать ощущение "врастания” в пол. Этому укоренению противостоит чрезвычайная лёгкость и спонтанность движения. Позиция прочна и тяжела, но она выполняется с полным расслаблением, поэтому мускулы тела готовы реагировать мгновенно. Если мускул напряжён, то время его реакции увеличивается.
С самого начала источник силы изолирован. В то время как многие стили начинают с изучения размашистых сложных движений и через много лет обучения постепенно превращают их в очень маленькие эффективные движения, Вин Чунь движется от малого к ещё более меньшему. Все его движения очень ограничены - выпуск энергии достигается не через жёсткую внешнюю тренировку, а скорее, через обучение каждого мышечного волокна действовать мягким, но всё же взрывным способом. Сила должна быть выпущена спонтанно, без предварительного обдумывания. В реальной борьбе нет времени, чтобы думать. Если при нападении вы должны думать о том, как реагировать, то будет слишком поздно. Ваша реакция должна быть мгновенной и подсознательной. Этот вид реакции “обходит” процесс мышления и происходит автоматически.
Чтобы добиться подобной реакции, необходимо соблюдать пять руководящих принципов, которые формируют основу теории Вин Чунь. Мастер Чун поощряет стремление к понимание и применению этих принципов. Тренинг может быть монотонным и скучным для некоторых учеников. Все новички стоят в той же самой позиции на каждом занятие в течение нескольких месяцев перед переходом к более сложной работе. Это кажется настолько скучным, что неопытный зритель мог бы легко заснуть, наблюдая формы Вин Чунь. Однако, важность этого начального обучения переоценить невозможно. В позиции лошади, ученик стремится к более глубокому физическому и умственному пониманию пяти основных руководящих принципов:
1. Ким Сут (kim sut) – бёдра и колени сжимаются вместе. Колени не зажимаются внутрь до полной неподвижности, а скорее сжимаются плотно и мягко внутрь и вниз. Все инструкторы Вин Чунь говорят о Ким Сут в начале, но если они не напоминают об этом, то ученики это скоро забудут. Для большинства учеников это требует слишком большого усилия и вызывает чувство боли. Если они (учитель и ученик) не связаны, то это - первая вещь, от которой они откажутся. Это есть сверхжёсткая работа, но Ким Сут нельзя избегать, если человек хочет стать мастером. В классе Чуна, когда ученик думает, что он действительно врос в пол и действительно сжимает колени и бёдра вместе, Чун подходит и советует ему “опуститься” и “давить” немного больше.
2. Лок Ма (lok ma) – понижение позиции, сгибая колени. Лок Ма есть развитие “укоренения”. Это обучает ноги эффективно поддерживать тело, и помогает ученику позже развить наступательный шаг Вин Чунь.
3. Тин Ю (ting yu) – спина прямая, позвоночник изогнут так, чтобы каждый позвонок находился на вершине другого. Позвоночник полностью выровнен. Верх тела не должен отклоняться назад и при этом голова не наклоняется вперёд. Поддержание головы в правильном положении и правильное выполнение Тин Ю есть предпосылка для Дун Тао.
4. Дун Тао (dung tao) – голова вверх, шея и плечи расслаблены, плечи без напряжения опущены вниз. Голову нужно держать так, как будто кто-то тянет её вверх шёлковой нитью, чтобы помочь вытянуть позвоночник прямо.
5. Май Цзян (mai jiang) – давление локтей внутрь и вперёд. Без применения силы локти должны поддерживать расстояние ширины кулака от туловища. Энергия идёт от локтя вперёд, через расслабленное предплечье и руку.
Состояние “Хин муй дом сэ” ("hing mui dom se) означает расслабление и отсутствие усилий в сознании и теле. Когда противник толкает, боец Вин Чунь не толкает его назад, а немедленно изменяет направление силы и нападения. Тело очень расслабленное и мягкое. В этом расслабленном состоянии напряжение вашего противника легко передаётся, и вы можете чувствовать его намерения, но он не может чувствовать ваши. Суть этого не выражается в больших внешне видимых движениях, это можно почувствовать только в контакте.
Чтобы достичь высокого уровня мастерства, все движения должны быть выполнены правильно. При использовании основных техник неправильно, ученик быстро достигает состояния перетренировки. Только ученик бесконечно терпеливый и абсолютно доверяющий своему учителю, ученик, который хочет добиться совершенства базовой техники, сможет продвинуться вперёд.
В то время как Чун, истинный учитель, тренер и друг, никогда не вмешивается в личные жизни учеников, он всегда готов помочь им любым способом. Он говорит ученикам: “Не следуйте позади меня, будьте рядом со мной как мои друзья”.
Каждый, кто тренируется с ним, ежедневно становится немного более знающим, немного более сильным. Чун ожидает, что его ученики будут упорно трудиться, но при этом они будут соблюдать правильный баланс. Мотивация способствует прогрессу, но чрезмерная мотивация мешает ему. Ученик Вин Чунь должен быть всегда спокоен. Он улыбается даже перед лицом опасности.
Традиционная сущность Вин Чунь будет жить во многих посвященных учениках Кеннета Чуна, которые обучаются до позднего вечера. Кеннет Чун не хочет, чтобы ученики назвали его “шифу”, и нет никаких поклонов или причудливых униформ в его классе, но во время занятий ощущается уважение всех присутствующих к этой “живой легенде” Вин Чунь.