Следующая статья была написана и опубликована несколько лет назад журнале "inside kung-fu" (vol.18/no.2) под названием “Вон Шун Леун: живая легенда Вин Чунь” ('wong shun leung: wing chun's living legend'). Эта статья публикуется в первоначальной форме, как дань уважения к шифу Вону Шуну Леуну, который умер 28 января 1997 года.


Автор

Вон Шун Леун, живущий в Гонконге инструктор Вин Чунь, много раз привлекал внимание специалистов и любителей в мире боевых искусств. Широко известный английский журнал “Бойцы” (“fighters”) назвал его "выдающимся распространителем и учителем стиля Вин Чунь”. Джесси Гловер, первый американский ученик знаменитого Брюса Ли, написал в своей книге “bruce lee's non-classical gung fu” (“Неклассическое кунфу Брюса Ли”), что Вон Шун Леун – это “один из самых крупных мастеров Вин Чунь в мире”. Бэй Логан, редактор английского журнала боевых искусств “Рукопашный бой” (“combat”), написал, что "Вон Шун Леун гораздо более важен, как учитель Вин Чунь сам по себе, чем только важная фигура в жизни Брюса Ли. Он заслуживает лучшего, чем быть в тени кого-то”. Американский журнал “Черный пояс” просто назвал его "феноменом Вин Чунь”.


С какой бы стороны вы не смотрели на это, никто не отрицает, что Вон Шун Леун, возможно, самый крупный живущий представитель динамического китайского боевого искусства Вин Чунь, человек, который нанёс Вин Чунь на карту мира в конце 1950-х – начале 1960-х годов своими многочисленными победами в хорошо разрекламированных поединках вызова против представителей всех боевых искусств в Гонконге. Это человек, который может справедливо утверждать, что был учителем знаменитого Брюса Ли и повлиял на развитие личного боевого искусства Брюса Ли – Джиткундо. Его эго таково, однако, что Вон Шун Леун предпочитает быть известным просто, как учитель, шифу, и он отказывается принимать почётные звания типа "мастера" или "великого мастера". Он совершенно убеждён, что эти звания ничего не стоят, потому что ими сильно злоупотребляли в последние годы и раздавали направо и налево.


Шифу Вон, как правило, преуменьшает свой "смертельный” имидж, заявляя, “я не могу бороться очень хорошо, и моё кунфу не очень хорошо”. Он порицает претензии других, так называемых, "мастеров”, подчеркивая, что это не имеет значение, является ли кто-то сыном великого мастера, или он известен, как “самый смертельный человек”. По его мнению гораздо более важно много тренироваться и “стать мастером искусства, а не его рабом”. Для шифу Вона не имеет никакого значение, какой вы “старший”, важно, какой вы хороший в бою. Он полагает, что Вин Чунь – это навык, а не искусство, и он не видит ничего неправильного в использовании навыков.


При сравнении навыков и искусства, шифу Вон указал, что, "если А и b ведут бой, и b получает нокаут, то каждый знает, что А победил. Имеется победитель и побеждённый. Однако, в музыке, например, вы можете любить игру кого-то на гитаре или не любить её, и это не имеет значения, потому что это – искусство. Вы не можете доказать, что одна картина или музыка лучше, чем другая. Однако, в кунфу вы можете доказать превосходство своих навыков таким способом, который не оставляет никаких сомнений! В этом всё различие. В других искусствах красоту оценивают глаза зрителей, но в боевом искусстве единственный критерий – работает это или нет!" Утверждения такого типа характерны для людей с очень практическим подходом, и для подтверждения его точки зрения шифу Вон должен был драться. Он имеет огромное количество побед в поединках, которые поддерживают такую веру.


Вон Шун Леун начал изучать боевые искусства в годы его ранней юности. Он пробовал себя в нескольких стилях, включая английский бокс, к которому он испытывал большой интерес. Этот интерес он всё ещё сохраняет сегодня. Шифу Вон полагает, что бокс является очень практичным искусством для улицы, потому что боксёры учатся начинать бой мгновенно и нацелены на атаку, вместо "преследования рук противника", подобно многим классическим стилям кунфу. Он вероятно был бы боксёром сейчас, если бы не было двух особых случаев, которые изменили его подход к боксу и рукопашному бою раз и навсегда.


Во-первых, во время спарринга со своим тренером по боксу Вон случайно нанёс ему мощный удар по лицу. В гневе тренер начал бить Вона до тех пор, пока не разбил ему в кровь нос и рот. Вон в ответ нокаутировал тренера. После этого случая, Вон потерял все уважение к тренеру по боксу и больше к нему не возвращался.


Во-вторых, отец и дедушка Вона были специалистами по традиционной китайской медицине и хорошо знали членов сообщества боевых искусств Гонконга. Уже в очень раннем возрасте Вон слышал сотни рассказов о подвигах различных местных бойцов.


Его дедушка даже был хорошим другом мастера Чань Ва Суня (chan wa sun) , первого учителя Ип Мана. Сам Вон изучал боевое искусство у некого Чаня, менялы из Фатсана.


Вон рассказывал некоторые из историй, которые он слышал о Чане Ва Суне и учителе Чаня, легендарном Джане Синсаане (jan sinsaang) из Фатсана, который известен также, как доктор Леун Джан, и был известным торговцем лекарственными травами в девятнадцатом веке и прославился своим непревзойдённым боевым искусством. Вон Шун Леун решил разыскать учителя Вин Чунь, чтобы увидеть то, что система могла ему дать. Так случилось, что друзья его старшего брата изучали Вин Чунь. Они помогли ему посмотреть их тренировку. Эта “экскурсия” закончилась тем, что Вон Шун Леун принял участие в поединке с человеком, который потом стал его учителем, – последним великим мастером Ип Маном, и был очень легко побеждён. С того момента Вон Шун Леун стал преданным членом клана Вин Чунь и превратил практически никому не известное южно-китайское боевое искусство в искусство, с которым всем пришлось считаться.


В настоящее время 55-летний Вон Шун Леун занимается стилем Вин Чунь уже около сорока лет. Он развивает это искусство и передаёт его буквально тысячам учеников. Ежегодно он не менее трёх месяцев проводит, путешествуя по различным странам мира, распространяя Вин Чунь. Шифу Вон – реалист, и, когда он вступает в бой перед зрителями, он говорит им, что боевые мастера не являются непобедимвми и иногда лучшим решением является "убежать!" Глупо думать, что тренировка в боевых искусствах позволит человеку в одиночку без труда расправиться с группой нападающих.


"Если кто-то занимается любым боевым искусством”,– говорит Вон,– "то этот человек будет более сильным и более надёжным, чем тот, который не занимался. Такой человек способен нанести намного более сильный удар, чем обычный человек. Я терпел поражения много раз, как это было со всеми известными мастерами боевых искусств, которых я знаю. Так что мы – не “сверхчеловеки”, но мы можем намного больше. Любой боевой мастер, который утверждает, что он не терпел поражений, обманывает не только вас, но и самого себя!”


Для него бой похож на игру в шахматы. Также, как никто не может выигрывать партию в шахматы без принесения в жертву одной или нескольких фигур, никто не может победить в бою без того, чтобы не понести некоторый ущерб, даже если это только несколько ушибов. Несколько зубчатых шрамов на его суставах, а также шрамы от ножа на его руке и на лбу свидетельствуют об этом Когда дело касается боевого опыта, Вон Шун Леун мог бы рассказать нам многое, но с его обычной скромностью, он всегда скрывает и преуменьшает этот аспект его карьеры в боевых искусствах.


В Гонконге общеизвестным фактом является то, что в возрасте от 18 до 24 лет шифу Вон принял участие в бесчисленных поединках вызова, называемых на кантонском наречии “бэй мо”, против бойцов фактически всех стилей боевых искусств в колонии. Брюс Ли приписывал Вону сотни побед, но более скромные оценки сообщают, что таких схваток было примерно 50–60, и Вон всегда был победителем. Он добился такого успеха, что местная пресса Гонконга превозносила его до небес, а один репортёр (теперь резидент в Австралии) устроил поединки Вона против некитайцев, в которых выступал даже русский боксёр весом более ста килограммов по имени Гико!


В сообщениях печати Вон стал известен, как Гон Сау Вон (gong sau wong), что означает "Король Поединков Вызова". Слово “Вон” одновременно означает "король" и его фамилию, хотя пишутся они разными иероглифами. Имя “Гон Сау” было дано Вону во время его интервью и означает буквально "говорящий руками". Это очень точное описание того, что он делал. Когда Вона спрашивали об этих поединках во время его интервью в Австралии два года назад, то шифу Вон отвечал: “Я фактически не изучал Вин Чунь только для того, чтобы выходить и драться. Кунфу должно, в действительности, использоваться для защиты там, где вам действительно физически угрожают.


"После того, как я получил навыки Вин Чунь от Ип Мана, я часто имел возможность проверить их. Экспериментируя с моими навыками я смог обнаружить их ограничения, сравнить Вин Чунь с другими искусствами и, таким образом, улучшить свои навыки.


Примерно в то же время Вон Шун Леун помог Брюсу Ли приобрести начальный опыт поединков вызова. В первом поединке Брюса Ли мастер Вон был его секундантом. Он ободрял Брюса, помогал ему советами и заставил его продолжать бой, когда тот уже был готов остановиться. В результате Брюс одержал очень важную для него победу, которая, возможно, изменила весь его жизненный путь. Ли начал своё развитие, как будущая звезда в мире боевых искусств. Говорят, что мастер Ип Ман, услышав об этом случае, сказал Вону: "К счастью вы сопровождали Брюса на место схватки и помогли ему провести её. Эта проверка боевых навыков может оказать решающее влияние на него в будущем. Если когда-нибудь Брюс Ли преуспеет, то заслуга этого законно принадлежит вам.” Рассматривая этот период в жизни Ли, Джесси Гловер написал: "Вон был старше Брюса на четыре года в клане Ип Мана, и Брюс брал у него и Ип Мана частные уроки в течение полутора лет. Вон был человеком наиболее ответственным за развитие Брюса Ли”. Джесси Гловер также написал: "В 1959 году Брюс сказал мне, что Вон был самым лучшим бойцом в стиле Вин Чунь, и что он победил всех своих противников”.


Вон Шун Леун – это не только одарённый боец и превосходный учитель Вин Чунь. Он является известным врачом традиционной китайской медицины и мастером каллиграфии, работы которого очень высоко ценятся. Он любит читать классическую китайскую поэзию, есть вкусную пищу, потягивать стакан хорошего бренди с друзьями и рассказывать забавные анекдоты и шутки своим ученикам.


Бэй Логан в своей статье “bruce lee's teacher” (“Учитель Брюса Ли”) написал: “Первая вещь, которую вы замечаете – то, как обычно он выглядит. Он кажется слишком вежливым, слишком дружественным, чтобы быть легендарным шифу Вин Чунь. Это есть только путь, которым он идёт по жизни, путь, которым он наблюдает. Это показывает уровень самодисциплины, которой он обладает. Потом вас удивляет его острое чувство юмора. Многие люди на Западе думают, что шифу должен быть очень старым и очень важным человеком. Нет ни одного из стереотипов фигуры мастера в образе шифу Вона. Он очень весёлый дружественный и доступный человек. Однако, шифу Вон является, прежде всего, представителем и учителем искусства рукопашного боя с весьма определенными представлениями о целях и средствах кунфу. Будучи единственным учеником Ип Мана, который пришёл к нему для того, чтобы научиться, а не за тем, чтобы уйти и открыть свою собственную школу, Вон был способен верно усвоить всё, что его учитель хотел дать. В результате, он больше других “претендентов на трон” мог бы законно утверждать, что является наследником стиля. Вместо этого Вон просто занимается обучением, а его навыки и опыт сами говорят за себя”.


О самозащите мастер Вон Шун Леун говорит следующее: “Если вы изучаете кунфу, то ваша цель состоит в том, чтобы научиться драться. Если вы не умеете драться и побеждать, то как вы можете защитить себя? Поэтому, если вы хотите защитить себя, то вы должны тренироваться до тех пор, пока не научитесь побеждать других”.


В статье о Воне, которая появилась в журнале “Черный пояс”, написано: “Вон сказал, что Вин Чунь кунфу – это очень сильное оружие и ничто иное. Это – наука рукопашного боя, конечная цель которого полное уничтожение противника. Это оружие прямое эффективное и смертельное. Если вы хотите изучать самозащиту, не изучайте Вин Чунь. Для вас было бы лучше стать невидимкой”.


Сильно сказано, но это мнение мастера основано на многолетнем опыте в том, что могло бы быть описано только, как реальный бой. Вон Шун Леун считает многие из методов современных боевых мастеров не более, чем игрой. Хотя он понимает, что дни поединков вызова закончились, он рассматривает их уход с долей грусти, и не потому, что он – сторонник насилия, а потому, что современное поколение боевых мастеров не имеет реального обучения. Те виды спарринга, которые используют в большинстве стилей сегодня, являются очень слабой заменой реального уличного боя.


Шифу Вон постоянно предупреждает учеников об опасности вслепую следовать за инструктором, копировать каждое движение, которое он или она делают и принимать всё, что они говорят, на веру. "Вы должны стать мастером вашей системы, а не рабом" – вот слова, которые Вон повторяет очень часто. Используя изобразительное искусство, как пример для сравнения, шифу Вон говорит: "Кунфу подобно написанию картины. Когда вы учитесь рисовать у своего учителя, вы не можете быть точно таким же, как он или она, потому что есть различия в возрасте, опыте и обязательно имеются индивидуальные различия. Характер человека и его телосложение влияют на тот способ, которым он выполняет какие-то действия. Кроме того, если вы делаете что-то точно так же, как это делает ваш учитель, то вы только копируете его. Вы не выражаете себя и не будете поэтому улучшать самого себя”. Вон не утверждает этими словами, что ученик Вин Чунь ученик должен выйти за пределы стиля и изобретать собственный путь выполнения техники. Напротив, шифу Вон – твёрдый сторонник передачи и выполнения всех технических навыков Вин Чунь точно в том виде, в котором он сам изучил их. Однако, он учитывает тот факт, что все люди являются различными, имеют различные уровни подготовки и так далее, и поэтому принимает более реалистический подход передачи сущности Вин Чунь в форме концепций и основных принципов, с которыми ученики свободны интерпретировать и использовать их собственным специфическим способом.


Шифу Вон также любит рассеивать многие мифы, которые окружают боевые искусства, мифы, которые дают боевым искусствам плохой имидж и уменьшают доверие к ним. “Боевые мастера – это не волшебники, и не мифические монахи, которых показывают в кино. Многие стили кунфу, возникшие в прошлом, жили с репутацией наличия у них некоего “секретного” уровня, которого вы можете когда-то достичь, и к сожалению, некоторые инструкторы поддерживали веру в эти глупости”.


Вон рассказывал о случае из дней его юности, когда он оказался вовлечённым в драку между его другом и другим человеком. Вон победил этого человека и собирался уйти, когда его противник, всё ещё лежавший на земле, крикнул ему: “Эй, погоди немного, не уходи! Я уже нанёс тебе дим мак! Ты обречён!” Вон добавляет: "Это было около тридцати пяти лет назад и дим мак до сих пор не сработал...”


Однажды, когда журналист из австралийского журнала спросил его о существовании или отсутствии методов дим мак в Вин Чунь, шифу Вон в шутку ответил: "Вы могли бы убить себя, если бы вы к себе прикоснулись?”, а затем в немного более серьезном тоне добавил: "Кроме всего прочего, если человек движется очень быстро, то практически невозможно коснуться таких мелких областей с такой точностью”.


Вон Шун Леун – это удивительный человек. Он не пытается эксплуатировать свою репутацию одного из лучших уличных бойцов Гонконга. Он не рекламирует своего влияния на карьеру знаменитого Брюса Ли. Он не сообщает каждому насколько хорошим бойцом он является, и при этом он не ругает других инструкторов и их стили.


Несмотря на очевидный высокий уровень его мастерства, Вон не претенциозный человек. Его школа в Гонконге очень маленькая, и в ней нет никакого современного оборудования, которое можно найти в большинстве западных школ. Там есть только превосходный преподаватель, воплощающий в себе все лучшие качества учителей.


Он посвятил жизнь распространению стиля Вин Чунь во всём мире, от Мельбурна до Мюнхена. Он создавал школы везде, где он был и преподавал своё искусство всем желающим, независимо от расы, цвета кожи или веры. Шифу Вон – враг всех, кто делает ложные заявления о кунфу и друг каждому ищущему правду о боевом искусстве и о себе самом. Его называют “примером человека, который стал искусством, и искусством, воплощённым в человеке”. Он начал как одаренный боец, изучал физические и ментальные аспекты Вин Чунь и, наконец, стал воплощением Вин Чунь духовно.


"Вон – человек, который может говорить мягко или грубо, в зависимости от ситуации. Он научился понимать собственные ограничения и поэтому понимает ограничения других. Его поведение спокойное, расслабленное. Его намерения стойкие. Его философия лишена приукрашивания. Он подобен старому мечу, который не кажется опасным, пока вы не испытали остроту лезвия.”


Шифу Вон Шун Леун – это живая легенда Вин Чунь, живой пример того, что может быть достигнуто любым желающим посвятить всю свою жизнь практике и изучению выбранной им области знания.


Тот факт, что он отказывается принимать такую похвалу, делает его ещё более достойным этого. Почему он достиг того уровня мастерства, который он имеет? Благодаря очень простой философии. "Моя главная цель – становиться лучше с каждым днем обучения,”– говорит Вон.

Тэги: боевое искусство вин Чунь мастер

Оцените статью:
6

0|+6