Всю технику каратэ можно условно разделить на составляющие элементы: стойки, блоки, удары руками и удары ногами.



Стойки


Стойки могут быть оборонительные, атакующие и переходные. Каждая стойка обладает определенным запасом устойчивости.


Основными параметрами, характеризующими стойку являются:

  • база (расстояние между пятками или площадь опорной поверхности)
  • линия атаки (направление, в котором наиболее вероятно продолжение движения)
  • длина (расстояние между стопами вдоль линии атаки)
  • ширина (расстояние между стопами перпендикулярно линии атаки)
  • разворот ступни.


Три стойки сидзэнтай: хэйсоку-дати, мусуби-дати и хэйко-дати являются основными начальными стойками в каратэ и объединены общим названием "сидзэнтай", т.е. положение готовности. Они различаются между собой лишь положением ступней. В стойке хэйсоку-дати вес тела распределен на обе ноги равномерно. Ступни ног прижаты друг к другу. Стойка мусуби-дати отличается тем, что носки ступней развернуты в стороны под углом в 45 градусов от продольной оси. Эта стойка является начальной и конечной при выполнении большинства ката. В хэйко-дати ступни располагаются на ширине плеч и параллельны друг другу. Колени находятся в полусогнутом состоянии.


К этим же стойкам можно отнести тэйдзи-дати, рэнодзи-дати и хатидзи-дати. Все они отличаются различным положением ступней.


Киба-дати: стопы стоят строго параллельно друг другу, носки направлены вперед. Расстояние между ними приблизительно две ширины плеч. Колени согнуты и разведены в стороны так, что сидящему в стойке не должно быть видно его ступней. Спина выпрямлена, таз чуть подобран под себя. Благодаря своей форме эту стойку еще называют стойкой всадника. Передвижение в этой стойке осуществляется боком, путем подстановки задней ноги к передней и отшагивания передней ногой.


Дзэнкуцу-дати: Стойка предназначена в основном для атакующих действий. Стопа передней ноги направлена носком вперед. Колено согнуто и чуть наклонено внутрь, прикрывая пах. Задняя нога немного согнута, её стопа направлена носком в сторону на 45 градусов от продольной оси. Плечи развернуты фронтально, спина прямая. При передвижении вес тела переносится на переднюю ногу, задняя подтягивается. Затем точка опоры смещается на заднюю ногу, корпус поворачивается вокруг своей оси и делается шаг вперед задней ногой. Корпус разворачивается фронтально и вес тела распределяется соответственно 70 и 30 % между передней и задней ногами.


Кокуцу-дати: Стопа передней ноги направлена носком вперед, колено немного согнуто. Стопа задней ноги развернута на 90 градусов по отношению к передней. Пятки находятся на одной линии. Колено направлено в сторону так, что не видно носка задней стопы. Плечи развернуты на 45 градусов к линии атаки. Вес тела распределяется соответственно 40 и 60% на переднюю и заднюю ногу. Передвижение в этой стойке аналогично передвижению в дзэнкуцу-дати.


Каги-дати: Стопа передней ноги развернута внутренней стороной в сторону линии атаки. Пятка чуть впереди. Колено развернуто в сторону. Стопа задней ноги стоит на носке, пятка оторвана от пола. Колено задней ноги лежит в подколенной впадине передней ноги. Бёдра и корпус развернуты на 45 градусов в сторону линии атаки. Спина прямая. При передвижении вес тела переносится на переднюю ногу. Стопа задней ноги описывает полукруг вокруг передней. Затем разворачивается пяткой вперед с одновременным поворотом корпуса и распределением веса тела равномерно на обе ноги. Стопа задней ноги разворачивается носком вперед одновременно отрывая пятку от пола.


Никоаси-дати: "кошачья стойка", из которой возможны быстрые переходы в другую стойку или смена направления атаки. Стопа задней ноги полностью стоит на полу и развернута носком на 45 градусов к линии атаки. Вес тела полностью находится на задней ноге. Передняя нога развернута коленом по линии атаки и лишь слегка касается пальцами пола. Из-за колена опорной ноги не должно быть видно носка стопы. Таз убран назад, а корпус чуть наклонен вперед. Стойка по своей сути является оборонительной и передвижения в идентичную стойку практически не осуществляются.


Сантин-дати: эту стойку еще называют песочные часы. Стопа задней ноги полностью стоит на полу. Носок направлен по направлению линии атаки. Колено немного согнуто. Стопа передней ноги стоит на ширине плеч от стопы задней. При этом пятка передней стопы находится на одном уровне с носком задней и развернута к центру на 45 градусов. Колени сведены в центр. Расстояние между коленями не должно превышать ширины кулака. Корпус развернут фронтально. Таз подобран под себя. При передвижении вес тела переносится на переднюю ногу. Стопа задней ноги, описывая полукруг подходит к стопе передней ноги и делает отшаг в сторону пяткой вперед. Стопа опорной ноги, одновременно с постановкой стопы теперь уже передней ноги, разворачивается носком к линии атаки. Корпус при этом своего положения не меняет.


Ура-дзэнкуцу-дати: положение ног в этой стойке такое же, как и в дзэнкуцу-дати с тем отличием, что корпус развернут к линии атаки. Сама линия атаки при этом находится со стороны прямой ноги. Одна рука прикрывает пах, а другая голову. Передвижение осуществляется также как и в дзэнкуцу-дати или при помощи каги-дати.



Удары руками


Гяку-дзуки и ои-дзуки: это прямой удар рукой наносится кулаком практически во все секции на средней дистанции. При исполнении удара рука сжата в кулак и находится на бедре пальцами вверх. Локоть отведен назад. Плечи расположены фронтально по отношению к линии атаки. Удар наносится прямо перед собой. Кулак по ходу выполнения удара разворачивается пальцами вниз. Ударной поверхностью являются два сустава среднего и указательного пальцев. Удар гяку-дзуки наносится из стойки дзэнкуцу-дати противоположной рукой по отношению к передней ноге. Удар ои-дзуки наносится одноименной по отношению к передней ноге рукой.


Татэ-дзуки: это вертикальный удар рукой наносится кулаком в верхнюю и среднюю секции на ближней дистанции. При исполнении удара исходное положение такое же, как и при гяку-дзуки. Удар наносится прямо, но кулак при этом поворачивается на 90 градусов. В конечной точке удара расстояние между локтем и корпусом не должно превышать ширину ладони.


Ура-дзуки: этот прямой удар наносится кулаком в среднюю секцию на короткой дистанции. Исходное положение для удара такое же, как при гяку-дзуки. При ударе кулак не поворачивается и локоть бьющей руки в конечной точке удара остается прижатым к корпусу.


Уракэн-дзуки: хлесткий удар кулаком. Выполняется с короткой и дальней дистанции во все секции. При исполнении из исходного положения локоть бьющей руки отведен назад за голову. Кулак прикрывает ухо и развернут пальцами наружу. Первым движение начинает локоть, разворачиваясь в сторону удара. Затем выпрямляется предплечье. Кулак движется по дуге сверху вниз, одновременно разворачиваясь пальцами вверх.


Эмпи-ути: удар локтем. Наносится на короткой дистанции в верхнюю и среднюю секции. Исходное положение для удара такое же, как при гяку-дзуки. Локоть начинает движение вверх. Корпус поворачивается на 45 градусов в сторону линии атаки. В конечной точке удара кулак бьющей руки находится за ухом и развернут пальцами вниз.


Маваси-эмпи-ути: удар исполняется так же, как и эмпи-ути, но сбоку.


Остальные удары локтем:

  • Маэ-эмпи
  • Агэ-эмпи
  • Отоси-эмпи
  • Маваси-эмпи
  • Ёко-эмпи
  • Усиро-эмпи


Маваси-дзуки: Удар кулаком сбоку. Наносится на ближней дистанции в верхнюю и среднюю секции. Исходное положение такое же, как и при гяку-дзуки. Кулак движется по дуге сбоку, одновременно поворачиваясь пальцами наружу. При этом важно, чтобы локоть и кулак в конечной точке удара находились на одной линии.


Сёто-дзуки: Рубящий удар ребром ладони на ближней и средней дистанции. Наносится в основном в верхнюю и среднюю секции. При исполнении локоть отведен назад. Кисть открыта и развернута внешней стороной ладони в сторону уха. Описывая дугу, локоть начинает движение вперед и вниз. Затем раскрывается предплечье. Во время движения руки кисть разворачивается бьющей поверхностью в сторону атаки. Удар наносится ребром ладони.


Нукитэ-дзуки: колющий удар рукой на ближней и средней дистанции в верхний и средний уровни. Исходное положение как при гяку-дзуки. Траектория такая же, однако кулак раскрывается и удар наносится кончиками пальцев.


Тэцуй-дзуки: удар кулаком подобно молоту дном кулака. Наносится на средней и ближней дистанции в верхнюю и среднюю секции. Этот удар наносится также, как и уракэн-дзуки с той лишь разницей, что бьётся он тыльной стороной кулака.


Кагэ-дзуки: подбивающий удар снизу вверх. Наносится запястьем кисти. Бьётся на ближней и средней дистанции в основном в верхнюю секцию. Обычно наносится из стойки никеаси-дати. Рука, описывая дугу, выносится вверх на уровень подбородка. С началом движения руки пальцы кисти собираются вместе и поворачиваются вниз, выделяя при этом запястье.



Удары ногами


Маэ-гэри: прямой удар ногой. Наносится на дальней и средней дистанции в верхнюю и среднюю секции. Выполняется из стойки дзэнкуцу-дати. Вес тела переносится на переднюю ногу. Задняя нога подтягивается коленом вперед так, чтобы колено бьющей ноги оказалось как можно выше перед грудью. Затем нога выпрямляется, выделяя на стопе бьющую часть (подушечку под пальцами). Одновременно с ударом стопа опорной ноги проворачивается на носке на 90 градусов в сторону атаки.


Ёко-гэри: удар ногой в сторону ребром стопы. Наносится на средней и дальней дистанции во все секции. Исходное положение - киба-дати. Вес тела переносится на опорную ногу. Одновременно с этим к плечу подтягивается колено бьющей ноги. Затем, одновременно с ударом опорная нога поворачивается на носке пяткой в сторону атаки. Колено опорной ноги чуть присогнуто.


Маваси-гэри: удар наносится подъемом или основаниями пальцев из различных стоек с дальней, средней и даже ближней дистанции во все секции. Исходное положение для удара - кокуцу-дати. Толчок задней ногой с одновременным выносом колена через сторону в направлении линии атаки. Удар ногой сбоку с одновременным разворотом на носке опорной ноги пяткой в сторону линии атаки.


Усиро-гэри: удар пяткой назад наносится на дальней дистанции в среднюю секцию. Исходное положение для удара - ура-дзэнкуцу- дати. Делается зашаг назад в кагэ-дати. Затем колено бьющей ноги подтягивается к плечу с одновременным поворотом корпуса в сторону линии атаки. Удар наносится пяткой. Носок бьющей стопы направлен вниз. При этом делается разворот на носке опорной ноги. Опорная стопа в конечной точке удара направлена по линии атаки.


Микадзуки-гэри: удар ногой наотмашь внутренней стороной стопы. Наносится со средней дистанции в верхний и средний уровни. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Толчок задней ногой с одновременным переносом веса тела на переднюю ногу. Колено бьющей ноги выносится вперед. Затем стопа делает движение по дуге снаружи внутрь за среднюю линию сечения.


Ура-микадзуки-гэри: вполняется аналогично, но изнутри наружу внешней стороной стопы.


Ура-маваси-гэри: обратный круговой удар, наносящийся пяткой или подошвой стопы. Бьётся в верхний и средний уровни со средней и дальней дистанций. Толчок задней ногой с одновременным переносом веса тела на переднюю ногу. Колено бьющей ноги выносится к противоположному плечу с одновременным разворотом на носке опорной ноги. Стопа опорной ноги развернута пяткой в сторону линии атаки. Делается хлёсткое движение ногой по дуге изнутри наружу.


Маэ-гэри-какато: удар пяткой ноги сверху вниз. Наносится с дальней дистанции в верхнюю и среднюю секции. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Толчок задней ногой с одновременным выносом колена к противоположному плечу. Затем нога выпрямляется, вынося стопу как можно выше вверх. Одновременно с этим производится разворот на стопе опорной ноги. После этого нога с силой опускается вниз, выделяя бьющую часть стопы и сгибаясь в колене.


Удары коленом:

  • маэ-хидза-гэри: фронтальный удар
  • маваси-хидза-гэри: боковой удар


Удары в прыжке:

  • маэ-тоби-гэри
  • ёко-тоби-гэри
  • усиро-тоби-гэри
  • маваси-тоби-гэри
  • ура-маваси-тоби-гэри

Эти удары могут выполнятся как толчковой, так и передней ногой.



Блоки:


Сёто-укэ: блок внутренней стороной предплечья. Применяется от прямых ударов в среднюю секцию. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Блокирующая рука выносится вверх локтем назад. При этом кисть собрана в кулак и внешней стороной кулака прикрывает ухо. Первым движение начинает локоть, разворачиваясь в сторону линии атаки. Затем рука раскрывается, а предплечье, описывая дугу, встречает удар внутренней стороной и затем доворачивается, уводя бьющую руку в сторону с линии атаки.


Ути-укэ
: блок внешней стороной предплечья. Применяется против прямых ударов в среднюю секцию. Исходное положение - дзэнкуцу- дати. Блокирующая рука отводится к противоположному бедру. Кулак сжат. Первым движение начинает локоть, а затем предплечье. Удар принимается внешней стороной предплечья, а затем доворачивается, уводя бьющую руку в сторону с линии атаки.


Гэдан-барай: рубящий блок внешней стороной предплечья. Защищает от ударов в нижнюю секцию. При исполнении кулак блокирующей руки отведен к противоположному уху и развернут внешней стороной наружу. Движение вниз по дуге начинает локоть, затем выносится предплечье. Удар принимается внешней стороной и отводится от линии атаки.


Маратэ-укэ: усиленный блок внешней стороной предплечья от ударов в среднюю секцию. Этот блок выполняется так же, как и ути-укэ, с той лишь разницей, что его его усиливает вторая рука, упираясь кулаком в предплечье.


Нагаси-укэ: блок основанием ладони от прямого удара в верхнюю секцию. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Рука начинает движение в сторону и вперед на 45 градусов по отношению к линии атаки. Одновременно с этим кулак раскрывается пальцами вверх и блокирует бьющую конечность, уводя её в сторону с линии атаки.


Асаи-укэ: блок основанием ладони от удара в нижнюю секцию. Локоть блокирующей руки отведен назад. Кисть открыта и развернута внешней стороной к уху. Кисть начинает движение вниз по прямой линии, одновременно разворачиваясь пальцами к противоположному бедру и отводит или останавливает бьющую ногу за линией атаки.


Гэдан-кагэ-укэ: отводящий блок внешней стороной предплечья от ударов в среднюю и нижнюю секции. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Блокирующая рука начинает движение вниз, а продолжает его в сторону по дуге, одновременно разворачиваясь внешней стороной кулака в сторону движения. Блок ставится внешней стороной предплечья.


Чуй-укэ: двойной блок руками. Его еще называют Х-блок. Ставится от ударов снизу и сверху на средней дистанции. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Движение начинают обе руки одновременно и двигаются по прямым линиям под 45 градусов по отношению к линии атаки. Кулаки переворачиваются и в момент контакта повернуты внешними сторонами друг к другу.


Агэ-укэ: блок внешней стороной предплечья. Ставится от удара сверху. Исходное положение - дзэнкуцу-дати. Рука начинает движение вверх и от себя. Одновременно с этим кулак разворачивается внутренней стороной по линии атаки.


Отоси-укэ: блок основанием кулака. Он защищает от ударов в среднюю секцию. Локоть блокирующей руки отведен назад. Кулак сжат и повернут внешней стороной к уху. Локоть движется по дуге вперед и вниз. Одновременно с этим кулак разворачивается бьющей стороной вниз.

Тэги: техника удары ногами удары руками удары локтями удары коленями

Оцените статью:
2

-1|+3