Айкидо - это современное японское боевое искусство, созданное Уэсиба Морихэи (1883-1969). Уникальность его, как боевого искусства, заключается в том, что айкидо придаёт большое значение этическим принципам, которые реализуются в применяемых техниках. Хотя Уэсиба Морихэи активно развивал своё искусство более двадцати лет до начала Второй Мировой войны, айкидо приобрело свою современную форму за годы, прошедшие после окончания войны.
Технические приёмы айкидо происходят, главным образом, от Дайторю айкидзюцу, одного из стилей дзюдзюцу, ведущего своё происхождение от боевых традиций самурайского клана Аидзу. Техника Дайторю была усовершенствована и распространена мастером Такэда Сокаку в конце 1800-х годов. Предполагают, что он лично обучил примерно тридцать тысяч человек. Уэсиба Морихэи был одним из лучших учеников Такэда. Успех айкидо Уэсиба способствовал возрождению большого интереса к стилю Дайторю.
Большое влияние на мастера Уэсиба оказал также Дэгути Онисабуро (1871-1948), руководитель религиозной секты Омото. Основатель айкидо воспринял значительную часть учения Омото, и взгляд Уэсиба на Вселенную в её динамической гармонии тесно связан с принципами этой религии.
Айкидо испытывает устойчивый рост популярности в Японии и за границей с начала 1950-х годов. Уэсиба, которому к тому времени было уже более семидесяти лет, не был главным участником процесса послевоенного распространения айкидо. Приоритет здесь принадлежит прежде всего таким мастерам, как Тохэи Коити, Сиода Годзё, Мотидзюки Минору, Томики Кэндзии и Уэсиба Киссёмару. С этими центральными фигурами также связаны все процессы развития современных главных стилей айкидо. Родословная фактически каждой школы айкидо, действующей сегодня, может быть прослежена назад, по крайней мере, к одному из этих мастеров.
Давайте рассмотрим пять главных направлений развития айкидо, которые возглавляют вышеназванные мастера.
Прежде всего, вспомним об Айкикай Хомбу Додзё, потому что оно известно десяткам тысяч поклонников айкидо во всём мире и является прямым продолжением довоенной школы Уэсиба, известной под названием Кобукан Додзё (kobukan dojo). Эта организация намного крупнее всех других организаций айкидо. Под её руководством действуют тысячи школ во всём мире. Главную школу возглавляет Второй Досю, мастер Уэсиба Киссёмару (р.1921), третий сын основателя. Прежние успехи Айкикай и международное распространение связаны, главным образом, с усилиями Тохэи Коити и других первых Айкикай сихан. Тохэи совершил ряд успешных поездок на Гавайи и в США и написал несколько популярных книг, которые были переведены на все основные европейские языки.
После смерти Основателя в 1969 году, его сын, Киссёмару, занял лидирующее положение в Айкикай, после чего Тохэи подал в отставку в 1974 году. Главными вкладами нынешнего Досю были его достижения в области административного управления развитием айкидо и усовершенствование и упрощение технического учебного плана. В школах Айкикай техника и методика обучения, которые использовал Основатель, постепенно вытеснялись новыми педагогическими подходами. Айкикай постепенно уходит от боевого применения искусства и превращает айкидо в средство самосовершенствования с целью воспитания достойных граждан общества. Айкикай не только имеет огромное количество учеников, но и пользуется широкой поддержкой различных известных деловых групп и политических организаций. Эти широкие связи с элитой японского общества уходят корнями в довоенные годы, когда среди учеников Уэсиба Морихэи было много крупных фигур из политических, военных, и деловых кругов.
Айкикай воспитал много ведущих мастеров (сихан), которые работают под его именем и имеют большое число собственных учеников. К ним относятся: Окумура Сигэнобу, Сайто Морихиро, Арикава Садатэру, Тада Хироси и Нисио Сёдзии. Отсутствуют в этом кратком списке Сирата Риндзиро, Осава Кисабуро и Ямагути Сэиго, которые ушли от нас уже навсегда.
Следующее поколение инструкторов включает такие имена, как Фудзита Масатакэ, Эндо Сэйсиро, Масуда Сэйдзюро, Сасаки Масандо, Итихаси Норихико и Ватанабэ Нобуюки. К этому списку следует добавить имя мастера Уэсиба Моритэру, сына Киссёмару, который является в настоящее время действующим додзё-тё и следующим Досю. Моритэру много путешествовал с целью распространения айкидо и написал несколько книг.
Организация под названием Международная Федерация Айкидо (international aikido federation -iaf) была создана Айкикай в 1976 году с большим шумом. Эта организация имеет сложную пирамидальную структуру и сложный регламент. Однако, эта федерация (iaf) не сумела утвердиться, как юридическое лицо, независимое от Хомбу Додзё и, в конечном счете, “завяла”. В настоящее время iaf продолжает существовать, но она не имеет и никогда не имела никакого реального политического влияния.
В последние годы Айкикай начал занимать “примирительную” позицию в организационных вопросах. Как следствие, множество больших независимых групп, которые по той или иной причине ранее отделились от Хомбу Додзё, были приняты назад после многих лет изоляции.
Второй по величине организацией айкидо по числу членов, как считают, является Ёсинкан айкидо. Эта школа айкидо была создана мастером Сиода Годзё (1915-1994) в начале 1950-ых годов. Сиода был одним из лучших учеников мастера Уэсиба с довоенных лет. Его стиль напоминает эффективную технику дзюдзюцу и имеет чёткую методику обучения. Сиода Годзё был автором многих книг по Ёсинкан айкидо и сделал несколько успешных поездок за границу. Подобно Айкикай, Ёсинкан имеет хорошие связи в деловых и политических кругах, и это было положительным фактором его развития. Политический контроль над организацией находится в руках Правления Директоров. Главный Ёсинкан сихан после смерти Сиода - мастер Тэрада Киёюки. Другие известные инструкторы - Иноуэ Кёити, Такэно Такэфуми, Тида Цутому и Нагано Хиромити.
Ёсинкан создал Международную Федерацию Ёсинкай Айкидо (international yoshinkai aikido federation (iyaf) в 1990 году. В отличие от Айкикай, Ёсинкан принял свободную, неиерархическую структуру для своей организации, что способствовало привлечению большого количества независимых додзё.
Синсин Тоицу Айкидо (shinshin toitsu aikido) - это организация, созданная Тохэи Коити в 1974 году после его отделения от Айкикай и часто упоминаемая, как “Общество Ки", поскольку это название подчёркивает тот факт, что эта организация рассматривает ки, как динамическую силу во Вселенной. Этот “принцип ки” является главным для техники айкидо, изучаемой “Обществом Ки”. Организация Тохэи изучает также методы оздоровления с помощью внутренней энергии ки. Организация имеет национальную сеть додзё в Японии и много филиалов за границей. Синсин Тоицу Айкидо управляется из Центрального Додзё, расположенного в токийском районе Синдзюку поблизости от Айкикай Хомбу Додзё.
Тохэи Коити ( автор многочисленных книг по айкидо и вопросам, связанным с ки, и один из самых известных мастеров айкидо в мире. Как уже упоминалось выше, его роль в распространении айкидо в Японии и за границей, в то время, когда он был ещё членом Айкикай, была очень важной. Однако, из-за скандала, связанного с его уходом из Айкикай, имя Тохэи Коити было вычеркнуто из истории этой организации, и многие люди, практикующие айкидо сегодня, даже не слышали о нем.
Теперь рассмотрим Томики айкидо (tomiki aikido). Принципы и практика айкидо этой организации основаны на учении Томики Кэндзии (1900-1979). Томики Кэндзии был одним из самых первых учеников мастера Уэсиба и до своих занятий айкидо уже достиг высокого уровня мастерства в дзюдо. Кроме того, Томики получил очень хорошее образование. Он закончил один из наиболее престижных университетов в Японии - университет Васэда.
Томики стал профессором в Васэда после войны, и именно там он развивал свою уникальную теорию айкидо, которая явно находится под сильным влиянием философии Кано Дзигоро, основателя дзюдо. Томики разработал некоторые техники и правила, позволяющие превратить айкидо в вид спорта. Его главная идея состояла в том, чтобы обеспечить учеников средством объективной оценки своих достижений через открытые соревнования.
Томики описал свою теорию во множестве книг и статей. Он создал группы своих последователей в Японии и за границей, которые включают соревнования в процесс обучения. Подход Томики был, однако, категорически отвергнут большинством организаций айкидо, которые считают, что подобные теории диаметрально противоположны этическим принципам учения Основателя айкидо.
В настоящее время в додзё Томики айкидо регулярно проводятся местные и международные соревнования, и количество членов этой организации устойчиво растёт вместе с успехом айкидо. Сегодня ведущими фигурами в Томики айкидо являются Нарияма Тэцуро и Сисида Фумиаки, а общее руководство находится в руках Правления Директоров Японской Ассоциации Айкидо (japan aikido association).
Ещё одна крупная школа айкидо называется Ёсэйкан айкидо. Она была создана Мотидзюки Минору (р.1907), другим старшим учеником Уэсиба и опытным дзюдока, который успешно выступал в соревнованиях. Мотидзюки был направлен для изучения айкидо в Кобукан додзё мастера Уэсиба самим Дзигоро Кано в 1930 году. Кроме айкидо и дзюдо, мастер Мотидзюки также изучал Катори Синто-рю и каратэ. Мотидзюки Минору создал комплексное боевое искусство, включающее элементы всех боевых искусств, которые он изучил. В результате, Ёсэйкан айкидо содержит огромный арсенал технических приёмов и требует многих лет изучения для достижения подлинного мастерства.
Мотидзюки Минору уделял очень много внимания теории искусства и написал множество статей, затрагивающих широкий диапазон вопросов, связанных с боевыми искусствами. Он также сыграл важную роль в международном распространении айкидо. Мотидзюки считается первым японцем, который преподавал айкидо за границей. В 1951 году он приехал во Францию, где провёл два года, занимаясь преподаванием дзюдо и айкидо.
Ёсэйкан имеет очень небольшое число последователей в Японии, но у него много филиалов в Европе, особенно во Франции. Кроме того, Ёсэйкан представляют несколько опытных мастеров в Северной Америке, которые имеют там свои додзё.
Хотя перечисленные выше мастера представляют практически все главные стили айкидо, существующие сегодня, имеется множество мелких независимых групп, которые заслуживают упоминания.
Организация Тэндокан айкидо создана прежним инструктором Айкикай по имени Симидзу Кэндзии. Эта организация имеет крупное додзё в Токио и много последователей в Европе, главным образом, в Германии. Симидзу Кэндзии является соавтором современного айкидо-бестселлера, который называется “Дзэн и айкидо”.
Кисида Такаси, прежний инструктор Ёсинкан, активно действует в Северной Америке, где он создал организацию Ёсёкай, имеющую много филиалов.
Организация Сэйдокан айкидо была создана мастером Кобаяси Родом, который ранее был членом “Общества Ки”. Эта организация имеет много школ прежде всего на Западе США. Группу Син Будо Кай создал Имаидзуми Сидзуо, живущий в Нью-Йорке, который также был членом Айкикай и инструктором “Общества Ки”.
Существует множество независимых организаций айкидо в Англии, Франции, Германии и Скандинавии. Некоторые из этих европейских групп отказались присоединяться к любой японской организации и сохраняют свою полную независимость.
Заканчивая свою статью я испытываю опасение, что, возможно, позабыл упомянуть некоторые важные имена. Я признаю свою вину и заранее приношу свои извинения. Искусство айкидо выросло сегодня до таких размеров, что фактически невозможно уследить за всеми его направлениями. Тысячи людей внесли свой вклад в развитие и расцвет искусства айкидо.
С большим количеством уникальных материалов по айкидо можно познакомиться здесь.