Прижимание локтя.

Этот прием основан на вызывании «сдвоенного веса» и заключается в том, что вы прижимаете ладонью одноименный переднестоящей ноге локоть противника к его телу, загружая его заднюю ногу и таким образом не давая ему возможности ударить свободной рукой.

Восстанавливая равновесие, противник:

  • рефлекторно переносит вес на переднюю ногу, прижимая, таким образом, свой локоть еще сильнее;
  • шагает свободной ногой назад, скрещивая ноги;
  • пытается убрать локоть с линии, вращая плечом, открываясь для прямой атаки;

Наиболее подходящим решением против «прижимания локтя» будет «скачкообразное» смещение веса назад по линии давления, при этом вес остается на задней ноге.


Связывание рук.

Как и предыдущий, такой прием основан на перекрывании линии атаки противника его собственной рукой, но не прижиманием локтя, а последовательным скрестным захватом одноименных рук. Сначала делается захват ближайшего предплечья противника с одновременным провоцирующим ударом, противник защищается второй рукой, которая тут же перехватывается бьющей рукой. После этого «рвущим» усилием руки разводятся «накрест» и, удерживая верхнюю руку противника, свободной рукой наносится удар.

Противник обычно реагирует таким способом:

  • пытается освободить нижнюю руку и таким образом усиливает «связывающее» давление между руками;
  • сам создает «рвущее» усилие, противопоставляя силу силе, что только создает ему большие трудности (так как он пытается бороться вытянутыми вперед руками, проигрывая в рычагах);
  • пытается перекрыть бьющую руку локтем передней руки, открывая фланг;

Лучший способ избежать «связывания» - не допускать контроля своих предплечий со стороны большого пальца (в месте, где проверяют пульс). Это достигается с помощью вращения кистей.


Шлепающая рука.

Такой прием основан на том, что для того, чтобы поддерживать определенное положение рук в позиции защиты, мышцы плеча сохраняют некоторый тонус. При коротком шлепке (не толчке!) ладонью (вниз, внутрь или наружу) рука противника рефлекторно «пружинит», смещаясь с линии атаки в направлении толчка, затем в противоположном направлении, и только потом возвращаясь в исходное положение. Таким образом, в защите образуется «щель», в которую наносится удар. Эффект от такого приема увеличивается, если предварительно «подпружинить» руку противника своей свободной рукой, и только затем придать ей «ускорение».

Возможные реакции:

  • противник реагирует, резко напрягая руку, что усиливает эффект «пружины» и он также раскрывается, но с другой стороны;
  • противник реагирует, расслабляя руку и теряя контроль;

Стратегические контрмеры против «шлепающей руки» состоят в развитии сознательного контроля своих движений с помощью изометрических упражнений («толкающие руки»). Лучшим ответом на попытку «вскрыть» оборону таким образом, является одновременный удар со сменой угла атаки.


«Невидимая нога».

Удары ногой в винчун являются дополнительным элементом. Они применяются для контратак на дальней дистанции, особенно в ситуации боя с несколькими противниками одновременно. Самым важным условием для удара ногой является внезапность. Основная цель для ударов на нижнем уровне - пах. Удар ногой в пах выполняется в момент, когда противник шагает вперед и оказывается загружена его передняя нога.

Удар «невидимой ногой» состоит из трех действий:

  • шага под 45 градусов к линии атаки противника, чтобы попасть в «слепое пятно» (образуемое скуловой костью и затрудняющего восприятие движения ногой с помощью бинокулярного зрения, без опускания головы);
  • незаметного переноса веса на одну ногу (за счет изменения тонуса мышц ног, а не путем их сгибания-разгибания или движений бедер);
  • удара большим пальцем ноги, идущего по максимально короткому пути (без предварительного выноса колена);

Противодействие такому скрытому удару состоит в отслеживании перемещений плеч противника (влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад) и развитии периферического зрения.


«Дюймовый удар».

В винчун практически все удары делаются не прямо, а «через контроль», т.е. из предварительного контакта с руками или телом противника. Большинство ударов начинаются из позиции предыдущего удара, по его линии, но со сменой ударной поверхности и угла приложения силы. Поскольку расстояние на котором начинается удар всё время сокращается, возникает необходимость использовать «внутренние» резервы для достижения достаточного поражающего эффекта. Существуют два общепринятых способа усиления удара – вложением веса и толчком ногами. Удар, в котором используется кратковременная «загрузка» бьющей конечности, экономичен и легок для освоения.

Однако он имеет определенные ограничения:

  • необходимо мгновенно напрячь и расслабить всё тело и бьющую конечность, создавая «каркас» удара, основная нагрузка при этом приходится на ахилловы сухожилия ног (типичная ошибка – сгибание коленей);
  • вложение веса возможно только в удары, идущие сверху, что создает проблемы при атаке более высокого противника;
  • эффективность такого способа удара прямо зависит от соотношения массы бьющего и площади ударной поверхности;

Удар, в котором используется «разгон» бьющей конечности с помощью толчка ногами и скручивания бедер технически более сложен, так как требует более высокого уровня координации. Поражающий эффект от такого удара на порядок выше.

Однако и он имеет свои минусы:

  • необходимо достаточное свободное пространство для «разгона» бьющей конечности;
  • повышение центра тяжести (типичная ошибка – разгибание коленей);
  • проблемы с координацией на неровной поверхности;

В «дюймовом» ударе используется принципиально иной способ «выдачи усилия». Внешне он очень напоминает второй способ удара, но выполняется на минимальном расстоянии от цели. Основой его является «сухожильное усилие», появляющееся в результате совместной работы сфинктера, диафрагмы, мышц пресса, косых мышц живота, поясницы и сухожилий с внутренней поверхности ног. Существуют качественные различия между усилием, порождаемым мышцами, и усилием, генерируемым сухожилиями. Мышцы работают медленно, так как их напряжение зависит от резкого притока крови, а сухожилия быстро – как тросики тяги. Мышцы работаю на сжатие, сухожилия – на растяжение.

Таким образом, важная задача – научиться отключать мышцы-антагонисты от участия в движении. Для этого всё тело должно быть максимально расслаблено. В первой фазе колени выполняют собирающее усилие, живот и копчик поджимается, а поясница и бедра скручиваются. Затем колени создают расталкивающее усилие, живот резко «расширяется», а поясница и бедра раскручиваются. Таким образом возникает ощущение «сжатия-расширения». От живота в направлении конечностей расходится «продольный» волновой импульс, при этом возникает короткий спонтанный вскрик (похожий на звук при рубке дров).

Типичными ошибками при выполнении «импульсного» удара являются:

  • повышение центра тяжести в конечной фазе;
  • «зажимание» дельтовидных мышц плеч и длинных мышц спины в области поясницы, приводящее к тому, что «сухожильный импульс» не достигает пика, а удар «дорабатывается» мышцами;
  • вытягивание бьющей руки (в момент «сброса» она должна находится как можно ближе у живота);
  • «перекошенное» положение корпуса, возникающее при слишком сильном переносе веса с ноги на ногу;

Мастера современного винчун часто демонстрируют «дюймовый удар», например, по толстому телефонному справочнику, который удерживает ученик. От удара он отлетает и падает. Это не более чем трюк. Ученика ставят в положение, когда он не в состоянии плотно стоять на ногах, и толкают кулаком. Другим способом «доказать» реальность своего «дюймового удара» обычно является пробивание жестко закрепленной вертикально доски или кирпича. На деле же это просто вложение веса в «жесткий каркас», демонстрирующее достаточную степень подготовки ударной поверхности руки.

Реальный же «дюймовый удар» позволяет:

  • сбивать лист с дерева ударом кулака с расстояния одного цуня;
  • ломать кулаком без замаха свободно стоящий кирпич;
  • пробивать кулаком четверть газетного листа и одновременно ломать висящий за ней глиняный горшок;
  • «взрывать» ударом ладони висящий пластиковый мешок с водой;
  • с расстояния одного цуня бить ногой по двухпудовой гире как по футбольному мячу;
  • с расстояния одного цуня ломать ногой деревянный брусок внутри жестко закрепленного мешка с опилками;

Все вышеперечисленные «достижения» - не фокусы, а методы тренировки. Основой для всех них является наработка «сухожильного усилия».


«Пустое» усилие.

Основная идея упражнения винчун «липкие руки» состоит в том, чтобы «прочитать намерения противника, но не дать прочитать себя». В винчун существуют две стратегии боя – «пружинная» и «пустотная». Наиболее распространена первая, так как она менее критична к уровню интеллекта и внимательности обучающихся. Достаточно точно следовать элементарной стратегии «давления в центральную линию», чтобы своими ударами и толчками отклонять все возможные контратаки. Такой метод боя основан на «жесткости» спины, которая как хлесткий прут, компенсирует все попытки противника «сбить прицел». Это требует определенного атлетизма и подходит далеко не всем. Напротив, метод «пустой» силы, основан на «абсорбировании» толчков и ударов (главным образом в тело, руки и ноги), с помощью манипулирования своей точкой опоры.

Для этого необходимо:

  • четко различать какая половина тела является «пустой», а какая «полной» в данный момент (и менять их местами при необходимости при помощи расслабления одной из ног);
  • легкими прикосновениями к бьющей руке противника определять направление, глубину и скорость удара (точками для контакта с рукой являются «внутреннее» ребро руки и тыльная сторона локтя);
  • при нанесении ударов «оставлять» усилие в точке контакта, избегая отдачи (это нарабатывается на незакрепленном столбе, при нанесении ударов он должен оставаться на месте);

В целом метод «пустого усилия» требует наличия двух качеств – хорошего чувства равновесия и высокого болевого порога. При правильном применении этого метода, противник находится в полной уверенности, что попадет в цель, на деле же постоянно проваливаясь в пустоту и подставляясь под короткие встречные удары.


«Треугольная атака».

Существует известный способ скомбинировать атакующую связку таким образом, чтобы третий удар гарантированно достиг цели. Обычно это три последовательных удара кулаком по схеме «грудь – живот – голова» или «грудь – голова – живот». Первые два движения служат для прорыва обороны противника, а третье делается «акцентировано», с выдачей усилия. Успех таких комбинаций основан на том, что противнику свойственно «проводить линию» между двумя первыми точками контакта.

Подсознательно он ждет третьего удара в направлении предыдущих двух, т.е., например, по-схеме «живот – грудь – голова». Удар в ином направлении оказывается «вне поля зрения». Развитием этой идеи является техника «треугольной атаки», при которой каждый последующий удар идет по линии предыдущего, и вместе они образуют не прямую линию, а треугольник. В этом случае используется сходный принцип отвлечения внимания, но не «линейный», а «объемный».

Каждый удар начинается от разноименного плеча, таким образом, что защита противника всегда оказывается снаружи от центральной линии атакующего. После первого-второго удара мы получаем позицию, в которой обе руки противника оказываются под контролем одной рукой атакующего, вторая рука которого продолжает атаковать в открывшееся пространство. Далее, эта техника нарабатывается для ударов локтями и захватов. В конечном итоге мы получаем знаменитое «лапсао» («лоушоу», «цепляющую руку»). Применение этой техники позволяет «рассеивать» атакующий импульс мощного широкого движения.

Основные моменты «треугольной атаки»:

  • каждое последующее движение идет по линии предыдущего;
  • усилие прикладывается сверху (т.е. атака проводится несколько выше цели, учитывая естественную «баллистику» удара);
  • следует по возможности избегать поворотов (т.е. «смены угла» атаки), в случае попытки обхода сбоку следует слегка сместится шагом в сторону;
  • наиболее подходящими целями для атаки являются уязвимые места вдоль боковой лини тела и головы (висок, угол нижней челюсти, сонная артерия, блуждающий нерв, подмышка, плавающие ребра);

Лучшим вариантом ответа на «треугольную» тактику может быть повторная атака той же рукой со сменой угла (например, прямой, а затем хук или апперкот).


«Липкие руки».

В винчун существует масса упражнений для получения дополнительных технических качеств. Например, «толкающие руки» - учат различать активное и пассивное движение. «Хватающие руки» - «заплетать» серию ударов и переходить к циньна. «Качающиеся руки» - «сбрасывать» напряжение при толчках и ударах (это упражнение чаще всего и называют «липкими руками»). «Руки-мосты» - «выдавать» усилие в точку контакта. «Стреляющие руки» - «срезать углы» в защите и атаке.

Все эти, и многие другие упражнения, часто объединяют общим названием «липкие руки». Из них состоит базовая форма винчун – «сяонаньтоу» («малая идея»). Сами по себе эти упражнения не являются боевыми приемами, а лишь расширяют диапазон возможных реакций.

В современном «попсовом» винчун их трактуют именно как приемы. В результате бойцы этих школ прекрасно ориентируются в ближнем бою, но при условии, что он начался «из контакта». В реальности, контакт с рукам противника – большой минус, так как всегда существует возможность захвата, и ударная техника может увязнуть в силовой борьбе. В нашем стиле винчун противника «можно трогать» только ударными поверхностями.

«Липкие руки» - это одно из упражнений для развития контроля действий противника. Оно состоит из одновременной наработки двух качеств – способности «терять» контакт и «липкости». И то и другое возможно лишь при условии ПОЛНОГО расслабления. Значение расслабления трудно переоценить. Это ключ к пониманию состояния контроля, в котором исчезают субъективные ощущения «я-не я». Вы становитесь для противника «прозрачным», а он для Вас - ясным и понятным. В обычном состоянии расслабление всегда относительно. Если расслаблена рука – зажато плечо и т.д.

Полное расслабление подразумевает не безвольное падение на землю, а сохранение динамического равновесия в состоянии, при котором ВСЕ мышцы тела расслаблены в равной степени. Этого можно достичь и индивидуально, но в работе с УЖЕ расслабленным партнером прогресс наступит гораздо быстрее. В этом и заключается метод обучения «из рук – в руки». Партнер помогает увидеть степень «зажатости» и установить «обратную связь» со своим телом. Упражнение состоит из вращения рук (одной руки одной рукой, одной руки двумя руками, двух рук двумя руками и двух рук одной рукой) партнером внутрь или наружу.

Основные моменты в упражнениях:

  • контакт осуществляется точками на локтевой и лучевой костях предплечья (тай-юань и шэнь-мэнь);
  • вращающий – «учитель», «отдающий» руки – «ученик»;
  • сначала нарабатывается «падающая» рука (расслабленно соскальзывающая с предплечья партнера вниз), а затем «ускользающая» (контакт не теряется, но «учитель» не может приложить усилие к предплечью «ученика»);

В результате «ученик» получает два новых технических элемента – «сбрасывание» ударов с жесткой блокировки противника и «липкий» вход во время отведения руки противником после удара.

Со временем, у рук появляется новое свойство – «ловкая» сила, которая проявляется спонтанно (т.е. не как «гладкие» равномерные усилия, а как «рваные» и непредсказуемые реакции).


«Одной рукой против двух».

В отличие от предыдущей, эта техника сама по себе является и приемом, и упражнением. Она основана на том, что, если с закрытыми глазами прикоснуться к одному предмету двумя руками, то довольно сложно определить, один ли это предмет, или несколько.

Когда противник атакует двумя прямыми ударами, его первый удар накрывается снаружи с помощью «тансао» («даньшоу», положение ладонью вверх), а второй – «фоксао» («фушоу», положение пальцами к себе), одной и той же рукой. Далее возможна атака той же или свободной рукой. В более упрощенном варианте, можно парировать первую атаку противника ладонью, а вторую «накрыть» локтем. В любом случае, мы получаем кратковременную фиксацию одной рукой двух.

Важные моменты:

  • руки контролируются со стороны лучевых костей;
  • захват осуществляется без противопоставления большого пальца (методом «обезьяньей лапы»);
  • первой контролируется одноименная рука;


«Солнечный удар».

Китайский иероглиф «солнце» представляет собой прямоугольник, поделенный пополам горизонтальной чертой. «Солнечный кулак» - это прямой удар вертикальным кулаком.

Ось, делящая ударную поверхность пополам, проходит по линии, разделяющей средний и безымянный пальцы (подобно горизонтальной черте в иероглифе «солнце»).

Идея заключается в том, что во время соприкосновения с целью (или препятствием, в виде руки противника), основное усилие вкладывается в ту «половинку» кулака, которая не соприкасается с препятствием. При первоначальном контакте кулаком со стороны мизинца, рука «выскакивает» сверху.

При контакте со стороны указательного пальца – проскакивает снизу. В результате получается «умный удар», который обходит препятствия, «отскакивая» от защиты.

Важные моменты:

  • плечо, локоть и запястье расслаблены, пальцы собраны;
  • рука входит снизу, сила выдается сверху;
  • сначала идет рука, затем «вкручиваются» бедра;

В дальнейшем, эта идея может распространяться на другие ударные формы (ладонь – пальцы – кулак – запястье – угол локтя – дно локтя - плечо – бедро – колено – носок - пятка).

Тэги: боевое искусство вин Чунь

Оцените статью:
8

-1|+9