Шифу Леун Тин (leung ting) сначала получил известность в Гонконге, его родном городе, где после приблизительно восьми лет обучения под руководством Леуна Шеуна (leung sheung), который был первым учеником великого мастера Ип Мана, он сам стал "учеником при закрытых дверях" лично у мастера Ип Мана. Шифу Леун был первым, кто успешно начал проводить занятия по Вин Чунь среди студентов в гонконгском Баптистском колледже. Он закончил этот колледж со степенью бакалавра по китайскому и английскому языкам в 1973 году. Леун был главным инструктором Спортивной Ассоциации Вин Цунь (ving tsun athletic association), начиная с 1970 года, а в 1973 году основал собственную ассоциацию Вин Цунь. Интересно обратить внимание на термин «Вин Цунь» ("wing tsun") – запись названия стиля, которую использует шифу Леун Тин вместо Вин Чунь ("wing chun"). Его знания китайского и английского языков помогли ему создать, как он считает, единственно верные запись и произношение. С тех пор его организация распространилась в более чем 40 странах мира, и стала самой крупной организацией Вин Цунь (wingtsun/ ving tsun/ wing chun) в мире. Шифу Леун также является автором знаменитой книги “Вин Цунь Куэн” (wingtsun kuen), наиболее авторитетной и исчерпывающей работы в настоящее время, которая является также самым объёмным изданием о кунфу.
Согласно легенде, стиль Вин Цунь кунфу был создан буддистской монахиней по имени Нг Муй (ng mui) приблизительно четыреста лет назад. Монахиня была мастером Сиу Лам кунфу и руководила восстанием против маньчжуров. Она начала развивать новый стиль на основании своих наблюдений за схваткой журавля и лисы (или журавля и змеи, в зависимости от того, чьей версии вы верите больше). Стиль был разработан, чтобы преодолеть «длинные мосты и широкие позиции» Сиу Лам кунфу, а также его жёсткие резкие движения, которые опирались на грубую силу. Новый стиль был более простым и более быстрым. Он устранил "фиксацию движений", присущую старым техникам Сиу Лам. Вместо грубой силы этот новый стиль использовал собственную энергию нападающего и возвращал её назад. Устранены были двадцать или тридцать комплексов, которые являются частью обучения в более традиционных стилях. Вместо них используют всего три комплекса кулака и комплекс движений, который выполняется на деревянном манекене. Нг Муй решила, что наиболее важные движения могут быть включены в эти четыре комплекса.
Рано или поздно монахиня встретила симпатичную и умную молодую девушку по имени Иим Вин Цунь.
Иим Вин Цунь помогала своему отцу зарабатывать на жизнь, стряпая и продавая пироги с бобами. Её отец, который был бойцом стиля Сиу Лам, чувствовал, что она должна изучить некоторые приёмы самообороны, поскольку она становилась всё более привлекательной для молодых людей города Фатшань. Особенно часто к ней приставал местный богач и землевладелец по имени Вон.
Иим Вин Цунь в последствии вышла замуж и передала своё искусство мужу, который так же был бойцом стиля Сиу Лам. Муж был удивлён искусством своей жены, которая легко побеждала его в тренировочных поединках. Он решил называть это новое искусство самообороны в её честь и передать его последующим поколениям. Великий мастер Ип Ман стал очередным преемником и человеком, который сделал стиль Вин Цунь кунфу известным во всём мире, благодаря его преданным ученикам. Особое значение имел тот факт, что Вин Цунь – это боевое искусство, которое изучал другой знаменитый ученик Ип Мана – Брюс Ли.
Мы встретили шифу Леуна Тина в отеле в Лос-Анджелесе, где он впервые давал интервью для этой статьи. Он подчеркнул неофициальность встречи и начал разговор с различия между Вин Цунь и другими стилями. "Вин Цунь – это система приёмов, с помощью которых вы наносите поражение вашему врагу, используя ваш собственный разум,”– говорил шифу Леун. – "Человек не рычит, у него нет острых зубов, он не может драться подобно животным. Он не обладает мощью гориллы. Он никогда не сможет стать сверхчеловеком, поэтому мы используем свой разум и умение, чтобы нанести поражение врагу”.
«Некоторые боевые мастера, и даже некоторые практики Вин Цунь, считают, что этот стиль слаб в работе ног и ударах ногами. Фактически это не так. Большинство известных инструкторов преподают работу ног, как правило, только на самом высоком уровне обучения. Так как технику рук преподают вначале, а очень многие ученики не имеют терпения продолжать обучение до высшего уровня, то возникло ложное мнение, что стиль Вин Цунь не имеет никакой заслуживающей внимания техники ног».
В этот момент разговора шифу Леун продемонстрировал технику ног Вин Цунь. Он попросил меня напасть на него с любым ударом ногой и так, "чтобы не показывать то, что вы собираетесь сделать”. От моего удара ногой в сторону шифу Леун защитился атакой – ударом ногой вперёд по моей опорной ноге.
«Фактически обучение технике ног Вин Цунь начинается в первый день тренировок. Позиция и работа ног могут внести большой вклад в выведение нападающего из строя и в защиту собственного тела. Как только хорошая позиция развита, есть надлежащий баланс и отработано распределение веса, можно переходить к изучению ударов ногами. Эта консервативная философия обучения характерна для многих южных китайских стилей».
«Разработчики Вин Цунь рассматривали рукопашный бой с реальной точки зрения и особо ценили выживаемость. Так как удары ногами ограничивают подвижность бойца и ухудшают прочность его позиции, то наносятся они низко, очень быстры и экономно используются в реальном бою».
Шифу Леун настаивает на реальности в обучении, чтобы реально подготовить учеников к дракам на улице. Он требует, чтобы все атакующие действия проводились всерьёз. Мы все, как прежние каратэка, имели проблемы с “реальными” атаками после бесконтактных ударов каратэ. Шифу Леун также разъяснил нам другое неправильное представление относительно прямолинейности техник Вин Цунь. "Некоторые люди думают, что Вин Цунь имеет только один тип ударов – прямой удар. Эти люди ошибаются. Один известный боевой мастер зашёл так далеко, что жаловался на то, как бесполезны удары Вин Цунь, когда их наносят в голову противника, из-за того, якобы, что бойцы Вин Цунь должны были использовать только удары по прямой линии. Любой, знающий второй комплекс (Чум Киу), знает об ударе снизу вверх (апперкот), который является дуговым и хуке в третьем комплексе (Биу Цзи), который также является дуговым. Эти удары выполняются иначе, чем в западном боксе, и бойцы Вин Цунь редко используют их, но это не означает, что они не используются вовсе.
Наиболее отличительной особенностью Вин Цунь является уникальное упражнение «чи сау», которое используют всеми учениками этого стиля. Наиболее важным правилом относительно чи сау, которое мы узнали, было следующее: "Оставайся с тем, что прибывает, следуй за тем, что отступает, и толкай вперёд, когда рука свободна”. Это правило уподобляет человеческие руки (а на более высоком уровне и ноги) гибкой раттановой палке – когда давление увеличивается, палка сгибается, но сдерживает давление, когда давление уменьшается, палка разгибается, и скрытая энергия заставляет её двигаться вперёд «сквозь противника». Если это правило соблюдается, то чи сау обеспечивает высокую эффективность в бою.
«Чувствительность к намерениям противника и “липкость” к нему – два главных преимущества. В Гонконге чи сау более точно называют "прилипающие руки" (arm clinging). Сравните это со значение термина, который используют в США – "липкие руки”. Эта практика “прилипания рук” выражается в способности сохранять контакт с противником и позволяет обороняющемуся предчувствовать все агрессивные движения и реагировать на них немедленно и с небольшой затратой энергии. Чи сау позволяет обороняющемуся почувствовать другие пробелы в защите противника и проникнуть в его замыслы. Если вы не "липните” к вашему противнику, то перехват атак противника станет трудным».
В школе шифу Леуна Тина в Гонконге есть отдельный женский класс. "В чём причина такого деления по полу?"– спросили мы мастера. "Китайские женщины стесняются заниматься вместе с мужчинами”,– ответил он. "Каковы реальные способности женщин в обучении Вин Цунь?”– спросили мы. "Женщины гораздо чаще думают об эстетических элементах боевого искусства, тогда как мужчины просто учатся драться и очень мало интересуются техникой и её точным применением”, – ответил он.
Мы чувствовали, что вопросы относительно роли женщины в Вин Цунь были особенно важны, так как количество женщин, занимающихся боевыми искусствами, значительно выросло в последнее время. Стиль Вин Цунь должен быть особенно интересен для них, так как его изобрела женщина. Мы спросили: "Были ли монахиня Нг Муй и Иим Вин Цунь хорошими бойцами?” Шифу Леун ответил: "Нам рассказывали легенду о происхождении Вин Цунь наши учителя, но мы фактически не знаем насколько хорошими бойцами были создательница нашего стиля Нг Муй или наша основательница Иим Вин Цунь. Но это не имеет никакого значения для нас. Важно, что создала этот стиль женщина. Это кажется весьма логичным, так как только женщина могла создать стиль, который имеет так много красивых технических элементов и использует заимствованную силу вместо явной грубой силы самого обороняющегося. Свидетельством большой эффективности стиля Вин Чунь служит то, что он выдержал испытание временем».
Стиль Вин Цунь, хорошо известный простыми прямыми техниками, лишёнными показного блеска, имеет два комплекса с оружием. Особую важность в них имеют техники, которые просты по форме, но их выполнение требует отличной реакции и точности ощущений.
«Первое изучаемое оружие – шест длиной около двух метров. После изучения базовой техники и формы с шестом ученик осваивает техники “прилипания палкой”, которые напоминают приёмы европейского фехтования. Фактически, эти приёмы основаны на концепции упражнения чи сау. Интересно то, что работа ног в этом случае является более традиционной. Часто используются позиции кота и лошади. Имеются две причины для этого. Во-первых, техника рук Вин Цунь была создана заново, как совершенно новый стиль. Нг Муй отказалась от всех старых концепций, чтобы сделать стиль наиболее эффективной системой боя голыми руками. Во-вторых, оружие было введено в систему только после того, как Вин Цунь оформился, как стиль боя голыми руками. Это было сделано мастерами оружия из других стилей. Они решили, что традиционные позиции работают лучше, чем более современные, когда используется тяжёлое оружие, потому что обстоятельства меняются, когда противники берутся за оружие. Позиция, используемая в бою голыми руками, не подходила для боя с оружием».
«Шест был введён в Вин Цунь буддистским монахом Ги Синем (gee shin). Ги был актёром китайской оперной труппы “Красная Джонка”, которая плавала по реке на джонке. Леун Юи Тай (leung yee tai) работал на джонке матросом. Длинным шестом он отталкивался от дна мелкой реки, чтобы джонка плыла вперёд. Ги был мастером фехтования шестом и решил обучить этому искусству Леун Юи Тая. Вон Ва Бо (wong wah bo), опытный боец стиля Вин Цунь, также был членом этой труппы. Леун Юи Тай и Вон Ва Бо стали, в конечном счёте, теми людьми, которые улучшили техники шеста так, чтобы они соответствовали теории Вин Цунь. Леун Юи Тай стал в последствии преемником стиля Вин Цунь и передал это искусство Леуну Джану (leung jan), который обучил Леуна Бика (leung bik) и Чань Ва Шуна (chan wah shun), которые оба стали потом учителями Ип Мана, наиболее известного мастера двадцатого века».
Другое оружие Вин Цунь – парные ножи, которые внешне похожи на "ножи-бабочки” других южных стилей. Шифу Леун объяснил, что "парные ножи Вин Цунь короче и более узкие, потому что мы подчёркиваем применение не силы, а техники. Все удары парных ножей прямые и смертельные”.
Однажды выхваченные из ножен они должны убить нападающего одним ударом и мгновенно. В отличие от техники пустых рук типа чи сау здесь нет никакого обратного движения, изменения направления или паузы. Все удары прямые и окончательные. Техника парных ножей называется “барт чам до” (bart cham do), что означает “восемь режущих техник палаша”. Нет никакого смысла в длительном контакте с противником при использовании техник барт чам до, как это имеет место в чи сау или технике шеста. Выхватив нож, вы должны убить вашего противника за одну секунду или будете убиты сами. Вин Цунь барт чам до обычно считают самым большим секретом стиля.