Однажды, давным(давно, некий монах обратился к знаменитому мастеру дзэн с вопросом: "Где находится самое лучшее додзё?" Словом “додзё" в Японии называют “место для изучения Пути". В этом случае речь шла о Пути дзэн. На этот вопрос мастер, который был очень сердитым в тот день и, вероятно, спешил на завтрак в “Макдональдс", буркнул ему в ответ: “Нитидзё, корэ додзё!"
Эти слова означают, “Ваша повседневная жизнь есть ваше додзё". Другими словами, вы не должны думать, что становитесь великим монахом только в том случае, если вы практикуете дзадзэн в зале для медитации (додзё). Вы должны заполнить каждое мгновение вашего существования духом дзэн ( мусин (mushin).
Все новички, как правило, бывают очарованы экзотикой и необычностью изучения будо, строгими физическими упражнениями, жёсткой дисциплиной и суровым окружением. Часы, которые они проводят в додзё ( особенные. Это стимулирует их к последующим занятиям и спасает от беспорядка и хаоса обыденного мира. Однако, если мы станем только просто техническими мастерами, мы увязнем в развитии узкого диапазона физико-психологических реакций, которые хорошо работают только внутри додзё. Это хорошо в некоторой степени, поскольку совершенствование формы ( это путь самодисциплины сознания и тела.
Вы не оставляете свой дух у дверей додзё, чтобы “надевать" его подобно белому уваги (uwagi ( накидка) только во время практики. Дух, который вы распространяете вокруг себя, и душа, наполненная качествами буси (воина), должны быть частью вас в повседневной жизни, потому что, как сказал мастер дзэн, повседневная жизнь есть лучшее место для того, чтобы увидеть, действительно ли проникло будо в ваш дух, тело и сознание.
Если ваше обучение истинно, то будо додзё и жизнь становятся одной неразрывной тканью без шва, и также, как вы изучаете уроки жизни в додзё, вы изучаете уроки будо в жизни.
Эта моя статья была опубликована необычно поздно, за что я приношу извинения всем читателям. Жизнь дала мне некоторые реальные уроки за последние несколько месяцев. После длительных размышлений я и моя жена решили остаться в Гонолулу и не переезжать в Хило. Я должен был бороться за новую работу, и это было очень трудно из-за большой безработицы здесь, на Гавайях. Около полугода я работал санитаром. Моя жена, наконец, возвратилась в Гонолулу, чтобы помочь мне с переездом. В это время мой отец должен был лечь на операцию, и в то же самое время легла на операцию тёща. Моя жена и я мотались туда и сюда между двумя больницами и одновременно пытались найти квартиру вблизи от новой школы. К счастью, оба родителя вышли из больниц, но мне пришлось работать в четырёх местах плюс проведение тренировок в школе и работа внештатного журналиста, которая отнимает у меня очень много времени.
Так или иначе, я всё ещё нахожу время для тренировок, хотя и не столько, сколько я хотел бы. Целое лето было для меня уроком жизни. Нитидзё, корэ додзё! Если бы я не смог быть там возле моих родителей, то всё моё обучение в боевых искусствах не стоило бы ничего.
Когда я увидел моего отца и тёщу в палатах реанимации больницы, я понял бремя, которое все мы должны нести в наших жизнях, заботясь о других, так же, как другие заботились о нас.
И, наконец, я понял последний коан (загадка дзэн) моего собственного учителя Такэутирю, который он задал мне во время нашей последней встречи в Киото. "Муромото-кун, я приготовил коан для вас, который Вы должны решить, когда уедете»,- сказал он. – «Это есть тайна наших боевых искусств". Я смотрел на него и с волнением ждал объяснения какой-то секретной техники будо. Вместо этого Оно сэнсэй сказал: “Нигэн но канкэй. Кадзоку но канкэй". "Как?" - спросил я.- “Что это значит?"
"Да. Это - тайна нашего будо. Без знания о правильных нингэн но канкэй (человеческие отношения) и кадзоку но канкэй (семейные отношения) ваша личная жизнь разрушится, и ваше будо не принесёт никакого плода для потомства. Искусство Такэутирю существует более четырёхсот лет, благодаря знанию этой тайны. Человеческая жизнь ограничена, ваши личные способности, как боевого мастера, зависят от возраста, силы и техники. Но Вы сохраните себя, как будока и как человек, если Вы совершенствуете свои навыки как благородный и хороший человек".
Я не могу говорить, что я познал этот урок полностью. Как все хорошие коаны, этот коан многозначен. Каждый день вынуждает меня снова и снова сопоставлять мои достижения и неудачи, и я извлекаю пользу из моих ошибок. Я теряю в своём совершенстве, но будо есть Путь. И я нахожусь в Пути.
Являюсь ли я великим будока? Я не думаю так, но я предпочёл бы быть известным, прежде всего, как хороший человек, который служит своей семье и является хорошим товарищем для окружающих.
В этом заключается истинный дух будо. И этот дух лучше всего изучать в большом и просторном додзё, которое называется жизнью.