"У совершенномудрого не бывает ошибок. Он держится как бесформенное Дао. В мире никто не понимает смысла его слов, мысли свои он хранит в глубокой тайне."
Гуань-цзы (1 в. до н. э.)
Хотя в различных школах у-шу в зависимости от стилей и направлений на протяжении веков были выработаны самые разнообразные системы подготовки, все школы имеют много общего в принципах тренажа.
В школах "внешнего" направления занятие обычно начинается с сидячей медитации, не слишком продолжительной, но достаточной для мобилизации духовных и физических сил. Тренировке предшествует разминка - обширный комплекс дыхательных упражнений, а также упражнений на гибкость, ловкость, пластику и растяжку. Они затрагивают все части тела без исключения, стимулируют кровообращение и циркуляцию биоэнергии ци.
В классической теории ушу тренаж подразделяется на "осязаемый" и "неосязаемый". "Осязаемый" включает разработку "пяти конечностей" - рук, ног и головы - для применения в ударах и блоках, разработку бедер и корпуса для увеличения силы и резкости удара, разработку тактики передвижения и развитие периферийного зрения. "Неосязаемый" тренаж связан с усилением энергетических возможностей организма.
Особое внимание обращается на гибкость рук и ног. Сериями специальных упражнений со снарядами и без, а также самомассажем тщательно обрабатывается вся рука от кончиков пальцев до плеча и вся нога от стопы до бедра, с непременным воздействием на акупунктурные точки. Сотни отжиманий на пальцах, кулаках и запястьях, прыжков на четырех конечностях с опорой на пальцы рук и носки, тренировки на мешках с песком, на глиняных кувшинах, на "колодезном вороте", на перекладине придают мышцам силу, а суставам подвижность. Кувырки, "мостик", стойки на голове укрепляют и массируют позвоночник. Падение, катание по земле укрепляют бедра и корпус, позволяя встречать и "тушить" сокращением мышц удар противника, улучшают работу внутренних органов. Сальто, кульбиты и другие сложные акробатические трюки также входят в программу подготовки.
Прежде чем начинать тренироваться всерьез, боец должен учиться свободно, плавно, быстро и точно передвигаться в пространстве, приобрести чувство дистанции, чувство "момента". Параллельно должно прийти умение чередовать расслабление (фаза Инь) при уклонении или мягком проходе сквозь оборону противника с напряжением (фаза Ян) при нанесении удара или при постановке блока в конечной точке приложения силы и выплеска энергии. При должном навыке постепенно приходят экономичность, уверенность и сила движений в "работе" на любом уровне, в высоких или низких стойках, с мгновенной сменой позиции и чередованием приемов.
Существуют десятки и сотни различных стоек, обусловленных принадлежностью к той или иной школе, тому или иному "звериному" стилю, а также десятки вариантов передвижения по площадке ("скачущий шаг", "приставной шаг", "лошадиный шаг" и т.п.).
В боевом варианте ушу удары и блоки, основанные на использовании биоэнергии ци, придают боеспособность любой части тела - рукам, ногам, голове, корпусу, тазу. В прыжках и сметающих подкатах вся масса тела служит для усиления удара. В бросках с подворотом и подхватом боевые функции передаются таким пассивным частям тела, как грудь, спина, шея. Таким образом, человек в системе ушу превращается в оружие многопланового действия способное работать в самых разнообразных ситуациях, создавая бесчисленные комбинации приемов нападения и защиты.
Почти все участки рук и ног могут использоваться с равным успехом для ударов и блоков. Удары рукой (или двумя руками) условно можно разделить .на три основных типа: проникающие тычковые; рубящие и хлещущие; точечные с поражением жизненно важных органов. Удары ногой условно делятся на пять типов: пробивающие в горизонтальной плоскости; восходящие - под углом по вертикали; нисходящие - сверху вниз; круговые передние и задние; подсекающие. Любой из ударов ногами может быть также нанесен в прыжке.
Блоки руками подразделяются по характеру на жесткие (останавливающие), сбивающие, обрубающие, отводящие, подхватывающие, блоки нажимом, с захватом одной или двумя руками, разводящие, с поддержкой второй руки, окручивающие. Блоки ногой - это преимущественно блоки останавливающие, подхватывающие и отводящие.
Кроме ударов и блоков, арсенал ушу включает также броски при помощи подсечки или подножки. Особый раздел составляют многочисленные сложные броски с захватом: через бедро, через плечо, через спину, через грудь с прогибом назад, через голову с падением и т.п. Чрезвычайно эффективны и броски, основанные на болевом захвате руки в сгибе пальцев, в запястье, в локтевом суставе. Дополнением к технике бросков служит техника удержания при помощи болевых захватов и замков для рук, ног или головы.
Соответственно, противодействием по отношению к броскам и болевым приемам на конечности является техника падения и ухода, .включающая кувырки, перевороты, откаты, сальто.
Все действия в ушу, исходя из положения даосской триады Небо - Земля - Человек могут проводиться на уровне Земли (работа лежа, сидя на коленях), на уровне Человека (в положении стоя) и на уровне Неба, то есть в прыжках, сальто, кульбитах. Кроме того, само тело человека также условно делится на три уровня - верхний (голова и плечи), средний (грудь, спина и живот) и нижний (таз, ноги). Конечности и голова условно соотносятся с пятью первоэлементами.
В ушу, в отличие от большинства стилей каратэ, движения почти всегда не прямолинейные, а круговые, идущие от схемы "восьми триграмм". Считается, что это позволяет лучше следовать необходимому ритму схватки, в нужный момент усиливая или ослабляя натиск. Кроме того, "вихревое" движение смерча сообщает удару дополнительное усилие.
Передвигаясь по кругу, легче уклониться от прямого удара и пропустить противника мимо себя, обойти его с тыла, а если надо, атаковать серией безостановочных круговых ударов ногой, подкатом, подсечкой с вращением корпуса в присяде. Разумеется, навык передвижения по кругу с полными оборотами вокруг собственной оси при нанесении ударов незаменим во время боя с несколькими противниками.
Отработка приемов, которая сначала проводится в виде сольных упражнений, а затем в обусловленном спарринге и в свободной схватке, направлена не на утверждение преимущества одной стороны, не на спортивную "победу", а на обоюдное совершенствование по принципу взаимодействия Инь и Ян.
В большинстве школ ушу, особенно "внутреннего" направления, занятия с партнером "разыгрываются" в реальном или воображаемом кругу, так что оба бойца двигаются словно вокруг оси. Здесь очень важны взаимное ощущение ритма, чувство дистанции и гармония движений, поскольку любое нарушение может привести к травме. Фактически подобный спарринг обычно представляет собой расшифровку какого-либо конкретного комплекса формальных упражнений (тао), который в "закодированном" виде исполняется в одиночку или группой.
Со снарядами каждый работает, как правило, индивидуально. К числу важнейших снарядов относятся подвесные мешки с песком, ведра с песком, гравием, железными шариками, каменные и железные гантели для рук и ног, всевозможные вороты с грузом для развития кистей рук, веревки, шары, доски, кирпичи, булыжники, жгуты из соломы для отработки ударов, а также тренажеры-манекены. Традиционный манекен - это деревянный столб с поперечными брусьями на разных уровнях, закрепленный на вертикальной оси жестко или вращающийся вокруг нее. Если столб неподвижен, отработка ударов и блоков ведется с прогнозируемым контактом. Если же манекен вращается, то каждый удар приводит всю конструкцию в движение, и манекен "отвечает" ударом другого бруска, который нужно блокировать.
В большинстве северокитайских школ техника и пластика отрабатываются на специальных приспособлениях. Например, в середине круга или квадрата, образованного тренировочными пеньками, устанавливается столб с поперечными планками, на котором стоят наполненные водой пиалы. Задача ученика - переходя с пенька на пенек, в непрерывном движении по сложной траектории снимать одну за другой пиалы, меняя их местами, переставляя сверху вниз, справа налево, по вертикали, по горизонтали, по синусоиде. При этом ни капли воды не должно пролиться на землю. Результатом многомесячных тренировок будет безупречная координация движений, виртуозное владение телом.
Среди самых распространенных тренировочных снарядов нужно назвать обычную веревку, цепь, шар, два шара, иногда привязанные к концам веревки, палку чуть выше человеческого роста.
Веревка, гибкая, прочная, способная свиваться и распрямляться, используется для изометрических упражнений на растяжку, в движении со связанными руками или ногами, в раскручивании, захлестывании, оплетании.
Для шара характерны округлость, упругость, способность катиться, и эти его свойства находят применение в упражнениях: шар прокатывается по рукам, по ногам, по плечам, по всему телу, подхватывается носком, перекидывается на голову, подбрасывается, сжимается руками.
Палка твердая и прямая. Она прокручивается вокруг руки, вокруг шеи, вокруг корпуса, описывает в воздухе сложные фигуры. Через нее перепрыгивают, перешагивают, перегибаются, используют ее в качестве опорного шеста при прыжке. Наконец, палкой наносят рубящие и колющие удары.
Подобным образом, с элементами циркового жонглирования, в течение многих месяцев постоянно "обрабатываются" и другие предметы, сходные или отличные по форме, в том числе различные виды стандартного холодного оружия и малого, подручного оружия ушу.
Все предметы условно классифицируются на "мягкие" и "твердые", "легкие" и "тяжелые", "круглые" и "квадратные" или "многоугольные", "плоские" или "объемные". В основе такого деления лежит, разумеется, принцип Инь-Ян.
Долголетний тренинг позволяет использовать в качестве подручного оружия практически любой предмет - от палочек для еды до камешка с дороги, от шнурка до подушки, - проецируя на него знакомую отточенную технику.
Тщательная отработка техники удара и блока позволяет не только безошибочно соразмерить силу, быстроту и точность движения, но и максимально сократить необходимую для ускорения дистанцию. Даже в ближнем бою может быть нанесен удар по корпусу, не уступающий по силе удару со средней дистанции. Это достигается за счет "управления энергией" и придания дополнительного импульса бьющей или блокирующей руке колебательным и вращательным движением в суставах. Проще говоря, бьющая кисть как бы подхлестывается одновременным резким и коротким движением руки в плечевом, локтевом и запястном сочленениях. В результате достигается эффект "кистеня" или "цепа".
Большое значение уделяется улучшению зрения, для чего существуют разнообразные рекомендации: смотреть подолгу на вращающееся веретено, наблюдать колыхание листвы на деревьях, боковым зрением стараться уловить максимальное количество предметов, учиться видеть в темноте и при ослепительном солнечном свете.
В целом тренаж предусматривает наращивание знания, техники, силы, уверенности, выносливости и, главное, энергетического потенциала.
Овладение техникой представляет собой естественный процесс в ходе занятий и происходит методично, последовательно, без суеты и спешки. Наращивание силы, внешней и внутренней, также является прямым следствием регулярных занятий. Внешняя прибывает по ходу физических упражнений, внутренняя - итог всего психофизического тренинга в комплексе.
Уверенность приходит как производное от овладения техникой и наращивания силы в сочетании с мастерством и точностью исполнения приемов. Выносливость достигается постоянным увеличением нагрузок и разнообразными специальными дыхательными упражнениями в рамках одной из известных систем развития энергетики - цигун.
Цигун (учение о деятельности ци) как универсальный метод психофизического тренинга с использованием активной (в комплексах формальных упражнений) и пассивной медитации, дыхательных упражнений и других видов йогической практики во всех своих разновидностях имеет одну цель - способствовать овладению энергией ци, контролировать и направлять ее движение для активизации всех физиологических и психических процессов. "Мягкий" цигун используется лишь для оздоровления организма, "жесткий" позволяет организму выдерживать немыслимые перегрузки.
Краеугольным камнем цигун, как и индийской йоги, служат изощренные комплексы дыхательных упражнений, которые, впрочем, неотделимы от предписаний диеты и гимнастики.
Особые упражнения по "работе со стихиями" - землей, водой, огнем, деревом и металлом - также должны были содействовать общей психофизической перестройке и повышению адаптационных способностей человека, помочь мастеру у-шу достигнуть гармонии с природой, слияния с энергетическим океаном макрокосма.