В переводе с японского дзю-дзюцу означает "искусство мягкости", что указывает на принадлежность этого стиля к так называемым "внутренним" школам. "Дзю" (или, по-китайски, "Чжу") - древний принцип даосской философии - применяется не только в японских системах рукопашного боя, но и в китайских, таких, как тайцзи-цюань, багуа-джан и других. А название одного из корейских стилей борьбы - ю-суль буквально означает "искусство мягкости".


Дзю-дзюцу оформилось в средневековой Японии, сначала как Ерои-куми-ути (борьба в доспехах, но без оружия), а затем и как тай-дзюцу (рукопашный бой). Борьба по принципу "дзю" исключала грубое противоборство сил, а наоборот, предполагала использование энергии противника для проведения приемов. Поэтому большое место в дзю-дзюцу отводится приемам с выведением соперника из равновесия с помощью захватов.


В настоящее время в Японии и во всем мире существует огромное количество школ дзю-дзюцу, среди них такие известные, как дзюдо и айкидо. Активно действует школа Есэйкан, объединяющая традиции дзюдо и айкидо, пользуется уважением древняя школа Дайто-рю, давшая начало айкидо, и Кито-рю, стоявшая у истоков дзюдо. К сожалению, многие школы в ХХ веке отошли от устоев боевых искусств: так дзюдо обратилось в сторону спорта в погоне за олимпийским золотом, а айкидо переродилось в род парных гимнастических упражнений, отстраненных от реальности поединка.


Тем не менее, в основании этих, самых знаменитых ныне, школ лежали истинные принципы Будо. Вот почему многие мастера сейчас обращают взоры к началу ХХ века и стремятся к возрождению боевых искусств в их первоначальном виде. Глубоко уважая традицию и отдавая дань ее усердному изучению, не следует все же останавливаться в развитии. В мире боевых единоборств произошел бурный прогресс за последние несколько десятилетий, и не учитывать его достижений невозможно, если подходит к делу серьезно. Особенно это касается техники нанесения ударов руками и ногами, а также тактики ведения поединка. Именно поэтому современные школы дзю-дзюцу, свято сохраняя основные принципы этого древнего искусства, проводят ревизию технико-тактического арсенала, добиваясь гармонии практической (прикладной), эстетической и духовной сторон единоборства.


Кодокан - школа японского дзю-дзюцу - основан в 1882 году профессором Кано Дзигоро (1860-1938), мастером школ Кито-рю и тенсин Синъе-рю, соединившим технику этих и других направлений, а также приемы традиционного Окинава-тэ в системе Кодокан дзю-дзюцу, позднее получившей название дзюдо.


Современный Кодокан (Кодокан Син-рю) несколько отличается в техническом плане от традиционного, в особенности это касается ударного раздела. Также больше внимания уделяется прикладному разделу, охватывающему приемы самозащиты в нестандартных ситуациях и работу с оружием. Следуя заветам Кано о необходимости гармоничного развития личности и общества в целом, придерживаясь основных технико-тактических принципов ("расшатывания", оптимального приложения сил и т.п.), "новый Кодокан модернизирует и обогащает арсенал старой школы на основе лучших разработок современных видов единоборств.



Техника Кодокан син-рю дзю-дзюцу


Представляют: Таир Нариманов (1 дан дзюдо, 2 дан дзю-дзюцу) и Михаил Когтев (1 кю дзюдо, 2 кю дзю-дзюцу)


Стойки и перемещения.

Основная естественная стойка - шизен-хонтай (или шизентай): ноги расставлены примерно на ширину плеч (чуть больше длины стопы между пятками), носки разведены в стороны под углом 70-90 градусов по отношению друг к другу. На фото 1 показана фронтальная стойка шизентай. Она может быть также левосторонней и правосторонней - в полуоборота к противнику, тогда ее называют камаэ - боевая позиция. (Фото 2).


Широкая защитная стойка - дзиго-хонтай (или дзиготай) применяется в некоторых элементах приемов для понижения центра тяжести и сохранения устойчивости. Дзиготай также может быть фронтальной, вполоборота или боком к противнику. Ступни в этой стойке разведены так, чтобы бедра были почти параллельны полу, а проекция колена совпадала с центром стопы (фото 3). При переносе центра тяжести в сторону передней ноги получается стойка дзэнкуцутай, а в сторону задней - кокуцутай. Другие вспомогательные стойки мы рассмотрим позже. Положение рук в стойках зависит от конкретной ситуации, но различается, в основном, по уровням: верхний (дзедан), средний (тюдан) и нижний (гэдан).


Перемещения производятся чаще всего "челночным" шагом (цуги-аси), когда сначала выставляется вперед передняя нога, как бы растягивая стойку, затем подтягивается задняя. Таким образом совершается перемещение на небольшое расстояние без смены стойки. Аюми-аси ("скользящий" шаг) предполагает смену стойки. Начинает движение задняя нога, скользя строго по прямой до тех пор, пока не окажется впереди на длине стойки. Такой шаг позволяет перемещаться на большую дистанцию одним движением, но он имеет неудобное "открытое" положение в момент смены стойки (когда ноги находятся на одной фронтальной линии). Поэтому очень важно тренироваться в аюми-аси, чтобы выполнять из без малейшей потери равновесия, единым, непрерывным и мощным движением.


Поворот (тэнкан) обычно осуществляется вокруг носка загруженной ноги (на которую перенесен вес тела), когда другая нога описывает дугу в 90 градусов или 180 градусов. Иногда поворот выполняется простым скручиванием бедер и корпуса на носках ног без их перемещения. Такой поворот используется для мгновенного ухода с линии атаки или для выведения противника из равновесия скручиванием.

Технику выполнения атакующих ударов мы рассмотрим отдельно: в кихон-ката (базовой форме). Блоки и другие защитные действия будут описаны в разделе нагэ-вадза (техника бросков).


Броски Кодокан син-рю (нагэ-вадза)

Традиционно броски деляться на 3 основные группы: тэ-вадза (броски руками), тай-вадза (корпусные броски) и аси-вадза (броски с помощью ног). В программе 5 кю (желтый пояс) - 3 броска тэ-вадза, 2 - тай-вадза и 2 - аси-вадза. Мы будем описывать их в порядке, установленном для сдачи экзамена.


1. Котэ-гарами (бросок выкручиванием кисти).

Выполняется в данном случае как контратака от прямого удара в корпус цки-тюдан. Поставьте предплечье жестко перед собой, чуть отводя атакующую руку внутрь блоком сото-укэ (фото 4, 5). При этом нельзя отводить руку слишком далеко, или уходит с линии атаки, так как в этих случаях трудно будет осуществлять контроль руки противника. Второй рукой перехватите запястье противника и повернитесь на носке передней ноги на 90 градусов, проводя вывод из равновесия в сторону и вниз.

Накройте локтем плечо соперника и контролируйте его руку, зажимая под мышкой приемом ваки-гатамэ (фото 6). Затем перехватите его кулак, разворачивая его ладонью от себя (фото 7), и, сделав шаг вперед, вытяните противника за собой и развернитесь на 180 градусов, подламывая его кисть таким образом, чтобы углы в запястье и локте составили по 90 градусов каждый (фото 8). Соперник при этом должен находиться в неустойчивом и согнутом положении, чтобы не иметь возможности защититься от броска или провести удар. Доворачиваясь еще на 90 градусов в том же направлении и продолжая скручивать кисть от себя и вниз, бросьте соперника (фото 9).


Здесь и далее мы не рассматриваем способы завершения контратаки, такие, как болевые и травмирующие воздействия на суставы, добивания и пр.


2. Котэ-гатамэ (бросок рычагом кисти).

Защищаясь от удара ути-кири наотмашь ребром ладони (фото 10), поставьте двойной блок: одна рука блокирует локоть согнутой при замахе руки противника, другая - захватывает запястье (фото 11). При этом необходимо подать корпус вперед, переместив вес тела на переднюю ногу (стойка дзэнкуцу-тай). Затем, вращаясь на этой ноге, выведите соперника из равновесия вперед-вниз, контролируя его руку приемом сото-удэ-гатамэ (рычаг локтя снаружи), как показано на фото 12. Используя сопротивление соперника, сгибающего руку в локте для защиты от болевого приема, захватите его кисть ближней рукой, так, чтобы ваш большой палец уперся в основание большого пальца соперника, а остальные четыре пальца охватывали ребро ладони.

Подломите кисть против естественного сгиба (фото 13) и выведите противника вверх на носки ног, поднимая его предплечье по вертикальной линии. Это движение напоминает взмах мечом над головой (фото 14). Продолжайте поворот и встаньте грудью к противнику. Опустите его руку, выкручивая кисть до предела. Углы в запястье и локте - по 90 градусов, как и в предыдущем приеме, только здесь перегибание и выкручивание проводиться в противоположном направлении (фото 15). Очень важно сохранять контроль кисти соперника до момента его падения (фото 16).


3. Иппо-сэои (бросок через спину захватом одной руки) - относится к корпусным броскам.

Защищаясь от рубящего удара сооку сото-кири (фото 17), поставьте блок ребром предплечья, а другой рукой нанесите хлесткий контрудар кулаком в лицо соперника (фото 18). Это позволит (по крайней мере) отвлечь его внимание и занять на мгновение его руку в защите, что исключит атаку этой рукой, а может быть, и ваш удар и достигнет цели. Захватите атакующую руку противника двумя руками, дерните его к себе и вниз, разворачиваясь к нему боком и понижая стойку до позиции дзиготай (фото 19).

Затем, зажав руку между своими, воздействуйте на нее приемом ути-уде-гатамэ (рычаг локтя изнутри), как показано на фото 20, и плотно прижмитесь плечом к противнику, перенося вес тела на переднюю ногу. Болевое ощущение заставит соперника подняться на носки. В этот момент повернитесь вокруг передней ноги к нему спиной и чуть подсядьте, так, чтобы его центр тяжести оказался точно над вашим (фото 21). Наклоном корпуса вперед, сохраняя болевой контроль руки, перебросьте его через себя (фото 22, 23).


4. Уширо-отоси (бросок назад).

От прямого проникающего удара ногой вперед маэ-кэкоми (фото 24) уйдите с линии атаки, отводя удар внутренней частью предплечья - гэдан-сото-укэ (фото 25). С шагом цуги-аси сократите дистанцию и захватите ближнюю руку противника, нанося одновременно другой рукой удар в плавающие ребра (фото 26).

Скручиваясь бедрами и всем корпусом, выведите соперника из равновесия назад, блокируя его руку (фото 27). Ближней к нему ногой выбейте его одноименную ногу. Ваша нога должна двигаться сверх-вниз, как бы втыкаясь в ковер, а подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб в конце движения жестко бьет в подколенный сгиб соперника (фото 28). При этом продолжайте толкать его руками назад и вниз и бросьте к своей передней ноге (фото 29).

Возвращаясь к самому началу приема, заметим, что при возможности следует входить в контратаку шагом аюми-аси со сменой стойки, так, чтобы удалось захватить голову соперника. В этом случае (фото 30) вывести его из равновесия гораздо проще, упрощается и работа ног, так как ваша активная нога находится уже в удобном положении позади ноги противника.


5. О-госи (бросок через поясницу).

Удар сото-кири (фото 31) парируйте ближней рукой из передней стойки: предплечьем в локтевой сгиб - блок агэ-укэ - снизу-вверх (фото 32). Дальней рукой нанесите хлесткий удар в лицо соперника. Опуская предплечье блокировавшей руки подмышку противника, обхватите его за поясницу (фото 33). Развернитесь спиной, перенося вес тела на дальнюю ногу и, плотно прижимая противника к себе, взвалите его на поясницу (фото 35) и перебросьте одним движением (фото 36).


6. Сото-аси-бараи (подсечка снаружи)
.

В данном случае - подсечка сзади. Отведя удар маэ-кэкоми блоком гэдан-сото-укэ как при подготовке броска назад (фото 37), сократите дистанцию подшагом цуги-аси и захватите плечо или воротник соперника (фото 38). Выводя его из равновесия назад-вниз, подсеките ближнюю ногу стопой в голень (фото 39) и бросьте противника, контролируя его ближнюю руку захватом (фото 40).


7. Ката-гатамэ (бросок рычагом плеча).

Начало защиты сходно с элементами броска котэ-гарами: блокируйте удар ути-кири двумя руками (фото 41) и проведите контроль локтя сото-удэ-гатамэ с поворотом на носке передней ноги (фото 42). Далее - перехват кисти для "взмаха мечом" (фото 43). Однако после взмаха снова опустите и выпрямите руку соперника, вытягивая ее к своему дальнему бедру одновременно с поворотом на 180 градусов (фото 44). Продолжайте поворот вокруг передней ноги и встаньте боком к сопернику в дзиготай. Контролируйте его руку, зажимая плечо подмышкой с обратной стороны и перегибая локоть: ура-ваки-гатамэ (фото 45). Не давая противнику выпрямиться, развернитесь к нему грудью без перемещения стоп и перегибайте его руку в плече. На фото 46 эта позиция показана с обратной стороны, чтобы уяснить детали. Делая шаг аюми-аси прямо на соперника и продолжая толкать его выпрямленную руку вперед-вниз, бросьте его, контролируя захватом запястье или кисть руки (фото 47).


Семь перечисленных бросков составляют программу желтого пояса школы Кодокан Син-рю наряду с рассмотренными выше болевыми приемами: ваки-гатамэ, ура-ваки-гатамэ, ути-удэ-гатамэ, сото-удэ-гатамэ и ката-гатамэ. Также в программу 5 кю входит комплекс ударов кихон-ката.

Тэги: боевое искусство дзюдзюцу техника

Оцените статью:
7

0|+7