Будучи людьми, мы должны иметь внутри себя некоторую действующую основу, которая помогла бы нам возвысить состояние ума, поднять уровень собственного существования и полностью ободриться. Эта действующая основа всегда для нас доступна. Мы обладаем умом и телом, весьма драгоценными для нас, ибо благодаря им мы оказываемся способными постичь этот мир. Существование чудесно и драгоценно. Мы не знаем, как долго будем жить; поэтому, пока мы располагаем своей жизнью, почему бы не воспользоваться ею? И даже еще до того, как мы ею воспользуемся, почему бы ни отнестись к ней с пониманием?


Как же нам обнаружить такое понимание? В традициях восточных школ есть особая дисциплина, как для развития мягкости к самим себе, так и для выработки правильного понимания нашего мира; это - практика сидячей медитации.


Под медитацией мы здесь понимаем нечто очень основательное и простое, не связанное с какой-то одной культурой. Мы говорим об очень глубоком акте: мы сидим на полу, приняв удобную позу, и вырабатываем ощущение своей точки, своего места на этой Земле. Это средство заново открыть самих себя и свое глубинное добро, средство настроиться на подлинную реальность без каких бы то ни было ожиданий или предвзятых мнений.


Слово "медитация" иногда употребляется для того, чтобы обозначить созерцание какой-то особой темы или какого-то предмета: медитация о такой-то и такой-то вещи. Медитируя о каком-то вопросе или о какой-то проблеме, мы можем найти ее решение. Иногда медитация также связывается с достижением более высокого состояния ума благодаря погружению в транс или особого рода сосредоточенности. Но здесь мы говорим о совершенно ином понятии медитации - о необусловленной медитации, т.е. о медитации без какого-либо объекта или идеи в уме. Здесь медитация представляет собой просто тренировку состояния нашего бытия так, чтобы с ее помощью можно было синхронизировать ум и тело. Благодаря практике медитации мы можем научиться существовать без обмана, быть вполне подлинными и живыми. Наша жизнь - это странствие, не имеющее конца, она подобна широкой дороге, которая бесконечно устремляется вдаль. Практика медитации как бы обеспечивает нас средством передвижения, чтобы мы могли путешествовать по такой дороге, Странствие состоит из постоянных подъемов и падений, надежд и страхов; но это хорошее путешествие. Практика медитации позволяет нам ощутить всю текстуру дороги; как раз в этом и заключается весь смысл путешествия. При помощи практики медитации мы начинаем обнаруживать, что внутри нас вообще нет никаких фундаментальных причин для недовольства, жалоб на кого-то или на что-то.


Практика медитации начинается с сидения. Мы принимаем одну из сидячих поз со скрещенными ногами на полу, т.е. сесть по-турецки (СУКХАСАНА в йоге; у мужчин согнутая правая нога впереди левой, у женщин- наоборот), либо усаживаемся на пятки (ВАДЖРАСАНА в йоге). Вы начинаете чувствовать, что благодаря тому, что вы будете просто находиться на месте, ваша жизнь может стать пригодной для работы и даже чудесной. Вы понимаете, что способны сидеть гордо, подобно царю или царице на троне. Царственность этой ситуации показывает вам достоинство, проистекающее из спокойствия и простоты. В практике медитации чрезвычайно важна поза с выпрямленной спиной. Положение с выпрямленной спиной - не искусственная поза; это положение естественно для человека и его тела. Когда вы сидите, сгорбившись, вы не можете правильно дышать; сгорбленность есть признак того, что вы поддались неврозу. Поэтому когда вы сидите прямо, вы провозглашаете себе и остальному миру, что вы будете воином, вполне человеком.


Для того чтобы выпрямить спину, вам не надо напрягаться и поднимать плечи; вертикальное положение приходит естественно вследствие того, что вы сидите просто, но гордо на полу или на подушке для медитации. Далее, благодаря выпрямленной спине вы не испытываете и следа застенчивости или неловкости; поэтому вы не опускаете голову. Вы не отклоняетесь ни в одну из сторон, вследствие этого плечи автоматически выпрямляются, так что вы вырабатываете у себя хорошее ощущение головы и плеч. Тогда вы можете оставить ноги естественно скрещенными, и коленям не надо будет касаться пола, Вы завершаете позу, легко положив руки на бедра ладонями вверх; это усиливает ощущение правильно занятого места.


В такой позе вы не просто смотрите по сторонам, куда пожелаете. Вы чувствуете, что по-настоящему находитесь здесь; поэтому ваши глаза открыты, а взор устремлен слегка вниз. Таким образом, ваши глаза не странствуют по сторонам; а вы получаете дальнейшее чувство определенности и произвольности. Вы можете увидеть эту царственную позу у некоторых египетских и южноамериканских изваяний, а также у восточных статуй. Это универсальная поза; она не ограничена какой-то одной культурой или эпохой. В повседневной жизни вам также надо быть внимательным к позе, к положению головы и плеч, к тому, как вы ходите, как смотрите на людей. Даже когда вы не практикуете медитацию, вы можете поддерживать достойное состояние своего существования. Вы способны преодолеть свои затруднения и гордиться уже тем, что вы - человек. Такая гордость приемлема и хороша. Вам не следует наклоняться в стороны, вперед или назад, нужно сидеть прямо, как бы подпирая головой небеса. Понятие такой позы, само по себе, является целью нашей практики. Когда вы находитесь в этой позе, вы обладаете правильным состоянием ума, так что при ней нет необходимости стараться достичь какого-то особого состояния. Когда вы пытаетесь чего-то достичь, ваш ум начинает странствовать по каким-то другим местам. Когда же вы стремитесь к достижениям, ваши собственные ум и тело находятся именно здесь.


Когда мы что-нибудь делаем, мы выражаем свою собственную природу. Мы и существуем только ради этого, ради самих себя. Это фундаментальный принцип, выражавшийся в соблюдаемых нами формах. У нас есть и некоторые правила, подобные правилам для сидения, которые указывают, как нужно стоять в медитативной позе, но цель этих правил состоит не в том, чтобы сделать всех одинаковыми, а в том, чтобы дать каждому из нас возможность выразить собственное "Я". Например, у всякого человека есть свой собственный способ стояния, так что поза, в которой мы стоим, основана на пропорциях нашего тела. Самое важное заключается в том, чтобы владеть собственным физическим телом. Если ваша посадка тяжела, вы утратите свое "я", ваш ум станет где-то бродить, и в вашем теле не будет вас. Так не годится! Мы должны существовать вот здесь, именно сейчас. Это и есть главный пункт. Вам необходимо владеть своим телом и своим умом. Все должно существовать в нужном месте и правильным образом, тогда нет никаких проблем. Когда наши тело и ум будут, в порядке, все прочее окажется в нужном месте, и будет существовать правильным образом.


Но обыкновенно мы, сами того не сознавая, стараемся изменить что-то внешнее, но не самих себя, мы пытаемся расположить внешние предметы в ином порядке. Однако, невозможно упорядочить обстановку, если вы сами не находитесь в порядке. Когда вы делаете нечто должным образом и в нужное время, все остальное находится само собой. Вы - как бы "хозяин". Когда руководитель предприятия спит, каждый работник тоже спит, а когда он делает что-нибудь правильно, каждый станет делать свое дело правильно и в нужное время. В этом заключается секрет буддизма.


Поэтому старайтесь всегда принимать правильную позу - не только тогда, когда вы практикуете сидячую медитацию, но и во всех своих занятиях. Принимайте правильную позу тогда, когда вы ведете автомашину, когда читаете. Если вы читаете, сгорбившись, вы не сможете долго оставаться внимательным. Вы увидите, как важно сохранять правильную позу. Это и есть подлинное учение. Записанные учения - своего рода пища для мозга. Конечно, для нашего мозга необходима некоторая пища, но более важно быть самим собою, благодаря практике правильного образа жизни.


"В конечном счёте чувство Настоящего является, может быть, отражением в нас присутствия Того, кто всегда присутствует, кто сам по себе есть вечность в чреве Настоящего, "неподвижная точка вращающегося мира". Научиться пребывать есть, может быть, первый шаг к "практике слияния с богом".

Учитель школы Винайя спросил однажды адепта дзена: "Как вы дисциплинируете себя в повседневной жизни?".

Адепт ответил: "Когда я голоден, я ем, когда устаю - ложусь спать".

"Но это делает вообще каждый. Тогда о каждом можно сказать, что он так же, как вы, занимается самодисциплиной?".

"Нет, это совсем другое".

"А почему не то же самое?"

"Когда они едят, они не смеют есть, их ум наполнен всякого рода планами.

Поэтому я говорю, что это совсем другое".


Далее, во время практики медитации, усевшись в хорошей позе, вы обращаете внимание на дыхание. Когда вы дышите, это - наивысшая степень присутствия, это настоящее присутствие. Вы выходите наружу вместе с выдохом, ваше дыхание рассеивается; и тогда естественно совершается новый вдох, А потом вы снова выходите наружу. Так, вместе с выдохом происходит постоянный выход наружу; выдыхая, вы выходите и растворяетесь, рассеиваетесь, растворяетесь. Потом естественно совершается вдох; вам не надо следовать за ним. Вы просто возвращаетесь к своей позе, вы готовы к новому выдоху. Вы выходите наружу и растворяетесь со звуком "Хууу" или "Чууу", затем возвращаетесь к своей позе; далее снова "хууу" и снова возвращение к позе.


И вот потом неизбежно возникает толчок - мысль! В этой точке вы говорите: "Мысли". Вы не произносите этого вслух, а говорите про себя: "Мысли". Наклеивая ярлык на свои мысли, вы используете огромный рычаг для того, чтобы вернуться к дыханию. Когда одна какая-то мысль полностью уводит вас в сторону от того, что вы делаете в настоящее время, когда вы даже не понимаете, что находитесь на подушке, а ваш ум пребывает где-то в другом месте, занимаясь, например, разборкой с человеком нагрубившем вам, либо он уже путешествует в сладких грёзах- вы говорите: "Мысли", и эти слова снова возвращают вас к дыханию.


В действительности не важно, какие у вас мысли. Какие бы мысли вам ни приходили в голову во время практики сидячей медитации, чудовищные или благожелательные, все они рассматриваются исключительно как "мысли": они не добродетельны и не греховны. У вас может появиться мысль о том, чтобы убить своего отца; или вам может захотеться лимонада и пирожных. Пожалуйста, не будьте потрясены своими мыслями, ибо любое мышление - это всего лишь мышление. Ни одна мысль не заслуживает золотой медали или порицания. Просто отмечайте свои мысли ярлыками:


"Мышление", а затем возвращайтесь к дыханию. "Мысли!" - назад к дыханию; "мысли!" - назад к дыханию! Если вы хотите постичь природу разума, который вообще не имеет убежища, вы можете это сделать в тот самый момент, когда сидите и должным образом медитируете, тогда вы можете увидеть, что разум совершенно лишён мыслей, что в нём нет идей, связанных с добром и злом. То, что было, то уже прошло, и если вы не будете следовать в прошлое, разум, связанный с ним, исчезнет сам собой вместе с его содержанием. Что касается того, что должно свершиться, то не заботьтесь о нём, не рисуйте его себе в своём воображении. Тогда разум, связанный с будущим, также исчезнет вместе со всем своим содержанием. То, что в данный момент предстаёт перед вашим разумом, уже здесь. Важно, чтобы вы вообще ни к чему не привязывались. Когда разум ни к чему не привязан, он не порождает мыслей любви или ненависти, и разум, связанный с настоящим, также исчезнет вместе со своим содержанием.


Когда ваш ум освобождается таким образом, от трёх категорий времени (прошедшего, будущего и настоящего), то можно сказать, что он-вне времени, то есть он в состоянии, лишенном аспекта времени. Если разум возбудится, не обращайте внимания на это возбуждение, и разум, следящий за возбуждением, исчезнет сам собой.


Когда разум пребывает в себе, не цепляйтесь за это состояние, и разум, пребывающий в себе, сам собой исчезнет. Таким образом, когда мы получаем разум, не пребывающий нигде, то это будет убежище, которого нет. Когда это состояние разума станет устойчивым, он будет просто обитать где-то, и в то же самое время у него не будет никакого определённого убежища. Когда он нигде не обитает, он не осознаёт никакого конкретного убежища, которое известно, как отсутствие убежища. Когда вы постигнете сущность состояния сознания, которое нигде не обитает (то есть, когда оно не направлено ни на какой определенный предмет или идею), то можно будет сказать, что вы достигли глубокого проникновения в сущность первозданного разума. Это также называется познанием самого себя. Разум, который нигде не имеет убежища, есть ничто иное как разум Бога.


Практика медитации весьма точна. Она должна совершаться в одной точке, именно в данной точке. Это очень трудная работа; но если вы будете помнить о важности своей позы, это даст вам возможность синхронизировать ум и тело. Если же ваша поза не будет правильной, вы уподобитесь хромой лошади, которая пытается тянуть повозку; и у вас ничего не получится. Итак, вначале сядьте и примите позу; затем работайте с дыханием - "хууу", возвращение,- выход наружу, возвращение к позе. Кода возникают мысли, вы отмечаете их ярлыком "мысли" и возвращаетесь к своей позе, к своему дыханию. Ваш ум работает с дыханием, но вы всегда сохраняете тело в качестве ориентира; вы не работаете только с умом. Вы работаете с умом и телом; и когда они оба работают вместе, вы никогда не оторветесь от реальности.


Благодаря переживанию синхронизации ума и тела приходит идеальное состояние спокойствия. Если тело и ум не синхронизированы, тогда тело как бы отпадет, и ум окажется где-то в другом месте. Это похоже на плохо сделанный барабан, где кожа не соответствует раме, так что рама или кожа лопаются, и нет постоянного натяжения. Когда же ум и тело синхронизированы, тогда благодаря вашей правильной позе дыхание протекает естественно; а поскольку дыхание и поза работают совместно, ум имеет ориентир для возврата и проверки. В результате потом он сможет естественно выходить наружу вместе с дыханием. Этот метод синхронизирования ума и тела приучает вас быть очень простыми, чувствовать, что вы не являетесь чем-то особенным, что вы - обычный, в высшей степени обычный человек. Вы сидите просто, как воин, и из этого простого сиденья возникает чувство индивидуального достоинства. Вы сидите на земле и понимаете, что Земля заслуживает вас, а вы заслуживаете Землю. Вы находитесь здесь - вполне, лично, доподлинно. Такой подход в практике медитации позволяет воспитывать людей честными и подлинными, правдивыми по отношению к самим себе.


Таким образом, практика медитации в плане синхронизации ума и тела позволяет практикующему ощутить связь с тем, как он или она синхронизированы или связаны с окружающим миром. Учась быть открытыми и честными с самим собой, мы можем также научиться открытости и с другими. Таким образом, мы сможем работать и с остальным миром на основе той доброты, которую открываем в себе. Поэтому практику медитации считают хорошим, по-настоящему превосходным способом преодоления собственной войны, равно как и войны в мире.


Другой способ успокоить ум - это начать равномерно дышать, считая вдохи и выдохи. На счёт один - вдох, на счёт два - выдох; на счёт три - вдох, на счёт четыре - выдох, и так до десяти, а потом сначала. Если у вас появляется мысль, вы возвращаетесь к началу счёта, пока без запинки не пройдёте до конца. Мало кому удаётся с первого раза дойти до конца. По мере того как вы продолжаете счёт, всё меньше мыслей будет оставаться в уме. Потом уйдёт сам счёт, а за ним - слежение за дыханием.


Наш ум всё время болтает и подобен обезьяне. Он всё время порождает мысли, ему всё время надо чем-то занимать себя. Поэтому просто сидеть - трудно для нетренированных людей. Счёт и дыхание - это та конфетка, которую вы подсовываете своему уму, чтобы занять его. Он с удовольствием ухватывается за неё, тогда другие мысли и проблемы начинают покидать его, он постепенно опустошается.


Пока есть мысли, вы не имеете дела с реальностью. Когда мысли уходят, всё равно остаётся счёт и контроль дыхания. Наступает время - уходят и они, но всё равно остаётся наблюдатель, всё равно приходит мысль о том, что нет никаких мыслей, а это тоже мысль. Когда-нибудь вы уничтожите и этого наблюдателя. Вот и вся медитация. Вы можете её делать один раз в день, можете два раза. Спросите у себя, вы знаете всё. Можно начинать с десяти-двадцати минут. Средняя продолжительность может колебаться от сорока минут до часа. Это опять-таки вам решать. Не напрягайтесь, не форсируйте, не стремитесь достичь какого-нибудь результата, тогда ваше продвижение будет максимально быстрым. Подходите к медитации с лёгкой ленцой, но с положительными чувствами.


Когда вы попытаетесь медитировать, вы начнёте испытывать множество помех - то вам захочется в туалет, то где-нибудь зачешется, то засосёт в желудке и вам смертельно захочется есть, то вы вспомните, что кому-то срочно надо позвонить. Видьте это и мягко отпускайте. Продолжайте делать то, что делаете, не заставляя себя, а основываясь на положительных эмоциях. Иногда можно пойти себе навстречу и прервать медитацию, соглашаясь таким образом на игру. Потом легче будет продолжить.


Что касается самой медитации - начать занятия немедленно или отложить? Вы можете говорить себе: "Вот закончу дела и тогда начну". Или: "Начну медитировать с первого числа". Не обманывайте себя. Поскольку свойство ума заключается в непрерывном порождении мыслей, он всегда будет порождать ситуации и вам всегда найдётся чем заняться. Это называется "всех дел не переделать". Начинайте прямо сейчас, не откладывая. Время идёт. Эффективность медитации будет проявляться по мере того, как вы будете её делать. Не ожидайте быстрых результатов, быстро, как известно, только кошки рождаются. Вам понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к позиции, привыкнуть отслеживать процессы. На это могут уйти месяцы, но и потом, даже спустя много времени, вы всё равно будете отслеживать базовые моменты. И пройдут годы, прежде чем медитация станет вашим естеством, прежде чем вы сможете медитировать, даже не садясь в позицию. Тогда вы сможете медитировать весь день (ваша жизнь станет одной сплошной медитацией), и при этом качество вашего труда и жизни не только не будет ухудшаться, а наоборот, будет улучшаться. Вы всё больше будете сливаться с жизнью и миром.


Можно просто сидеть и смотреть перед собой, давая вещам происходить, а можно выбрать какой-нибудь объект медитации и смотреть на него (имеется в виду какой-нибудь блок, страх, ситуация из прошлого или настоящего, полюс в дуальной паре, сама пара ). И то и другое правильно. Выбрав объект медитации, смотрите на него, не вмешиваясь своим! мыслями, не оценивая и не определяя, что происходит Стоит вам дать оценку, и мысли встанут между вами и объектом, вы потеряете связь с ним, он закроется. ЕСЛИ же вы не вмешиваетесь в медитацию, мир начнёт разворачиваться перед вами, открывая свои глубины. Вы начнёте видеть и понимать то, что никогда не смогли бы увидеть, следуя обычному образу жизни.


Начав медитировать регулярно, через некоторое время вы поймёте, что выбор объекта для медитации тоже является своего рода вмешательством в естественное течение вещей. Своим логическим умом, который по при роде ограничен, вы пытаетесь вычислить, что лучше всегда делать в данный момент.


Поняв это, вы будете постепенно отпускать желание улучшить что-то в своей жизни, потому что оно исходит из оценок и определений, что лучше, а что хуже. Вы поймёте, что существует другой порядок вещей, имеющий под собой глубинную основу. Тогда вы будете садиться в медитацию, ничего в планируя заранее, просто имея дело с тем, что есть сейчас. Тогда вещи будут приходить и уходить естественным образом, а вы будете просто сидеть, присутствуя при том, что происходит, и не привязываясь ни к чем.


Обратите внимание, эта медитация построена на максимальном невмешательстве в происходящие процессы, на естественности процессов - даже когда вы выбираете объект медитации, вы всё равно не пытаетесь с ним ничего сделать. Избегайте целенаправленной работы с чакрами, искусственно открывая их или пытаясь в них что-то изменить. Это может изуродовать вас как человека или вызвать нарушения в психике. Доверьтесь себе, и всё будет хорошо. Что делает всадник, заблудившись в метель? Он отпускает поводья, доверяя лошади, которая привезёт его домой. Вы тоже заблудились и не знаете, куда идти, поэтому отпустите поводья, отключите ум, который вечно нашёптывает вам, что делать и куда идти. Это трудно, потому что страшно, а вдруг не получится, но это действительно единственно верный путь - довериться себе и процессу жизни.


И последнее. Занявшись медитациями, вы должны будете заняться и какими-нибудь физическими упражнениями, будь это физический труд, спорт, боевые искусства, пробежки, аэробика и тому подобное. Физическая активность поможет равномерно течь процессу трансформации в вас и облегчит его.



Ошибки

  1. Напряжённое тело - полностью или отчасти.
  2. Искривлённый позвоночник - вбок, вперёд или назад.
  3. Неправильное положение головы.
  4. Неравномерное дыхание.
  5. Не видите того, что происходит вокруг и внутри вас.
  6. Не слышите того, что происходит вокруг и внутри.
  7. Не чувствуете того, что происходит вокруг и внутри.
  8. Не осознаёте того, что происходит вокруг и внутри.
  9. Напрягаетесь, чтобы получить результаты.
  10. Подгоняете себя.
  11. Помогаете себе.
  12. Привязываетесь к мыслям и отвлекаетесь.
  13. Самомнение.
  14. Самовозвеличивание.
  15. Выставление напоказ.
  16. Надменность.
  17. Гордость по поводу достигнутого.
  18. Спесь.


Внимательно отслеживайте своё состояние. Это вопрос вашего здоровья. Стремясь к результату, вы будете напрягаться. Это напряжение, пусть незаметное, постепенно вызовет некое состояние, похожее на туман в голове. Ещё один признак этого состояния - это то, что после медитации вам требуется некоторое время, чтобы прийти в себя. Если вы провели медитацию правильно, то после неё у вас бодрое состояние и кристально чистый ум. Ваши мысли остры как клинок. Вы спокойно и без всякого затруднения рассекаете любую проблему, которая встаёт перед вами.


Если вокруг (или внутри) вас появляется туман, а с головой начинает твориться что-то непонятное, необходимо срочно прекратить медитации. Дайте себе отдохнуть несколько дней и займитесь обычными делами. Встречайтесь с друзьями, ходите в кино, на вечеринки, разговаривайте на политические темы. Последнее особенно хорошо ставит голову на место. Мясо, вино также прочищают голову и приземляют улетевший ум. Если вы будете внимательны и бдительны, будете прислушиваться к себе, вы всегда найдёте выход из любой ситуации. Помните: тише едешь - дальше будешь.


Если после медитации вы ощущаете раздражение, это поднимается либо блок, либо невостребованная когда-то и поэтому запакованная творческая (психическая) энергия. Займитесь чем-нибудь физическим, пропотей- те как следует или как-нибудь отвлекитесь, пока оно не пройдёт. По мере работы над собой у вас будут взлёты и падения. Взлёты вызываются тем, что старое уходит из вас и вы открываетесь. В вас входят вибрации высшей частоты. Всё вокруг сияет яркими новыми красками. Жизнь приобретает вкус, полноту и глубину.

Тэги: боевое искусство медитация хапкидо

Оцените статью:
8

0|+8