Кто из изучающих китайский фольклор не слышал истории о "госпоже Белой Змее"? В том случае, если вы - один из немногих, то эта история о красивой девушке, которая, используя свои магические и оккультные способности могла превращаться в Белую Змею.
Изучающие китайские боевые искусства, основанные на стиле Змеи также имеют способность превращать себя не в реальную змею, конечно, а в могучего воина, который может использовать техники стиля Змеи.
Эта статья, подготовленная с помощью Макса Кристенсена, живущего на Гавайях эксперта в стиле Белая Змея, вы можете погрузиться в таинственный мир змей и узнать кое-что о методах подготовки в этом редком красивом и эффективном стиле борьбы.
Популярность стиля змеи
Стиль змеи - это не самое популярное боевое искусство даже среди китайцев. Почему? С одной стороны, это - трудное для изучения искусство и для достижения мастерства требуется больше времени, чем в других стилях. С другой стороны, змея непосредственно - это не очень популярное существо, и много людей боятся змей.
Интересно, что многие значительно более популярные боевые искусства ведут своё проиcхождение от стиля змеи. Вин Чунь, тайцзицюань и багуа чжан заимствуют часть техник из этого стиля. Некоторые стили, которые ведут своё происхождение от Дракона, фактически, происходят от Змеи. Мастера могут преднамеренно изменять название их стиля Змеи на стиль Дракона, чтобы придать их искусству больше астрологической силы среди китайцев, что определённо помогает им популяризировать искусство.
Подобно всем другим китайским боевым искусствам, существуют северные и южные стили Змеи. Здесь описывается южный китайский стиль Белая Змея, ветвь школы Хун Фут (hung fut). Этот стиль не самый популярный, но это - один из наиболее интересных и эффективных стилей Змеи.
Так как стиль Хун Фут предназначен для левши, то стиль Белая Змея предпочитает удары левой рукой. Стиль считается "внутренним", потому что он использует развитие внутренней энергии и включает практику "чань цзу чин" (chan tzu ching), или "прядение шёлка". Таким образом, мы можем видеть связи этого стиля с внутренними стилями типа багуа чжан и тайцзи-цюань.
Кристенсену потребовалось одиннадцать лет, чтобы изучить основы Хун Фут под руководством мастера Цао У (xiao wu) из Кантона (Гуанчжоу, Китай). До начала обучения Кристенсен был физически слаб, и его частенько били хулиганы. Однажды он увидел мастера У, который занимался цигун. Он попросился в ученики к мастеру. Занятия у мастера были бесплатными и кроме Кристенсена полное обучение прошёл только сын У - Дэнни.
Перед описанием происхождения стиля Белая Змея следует отметить, что могут встретиться люди, утверждающие, что именно они являются истинными наследниками этого стиля. Вспомните о том, что может быть много ветвей того же самого стиля. Наше исследование показало, что существует несколько стилей Хун Фут. Один шифу может отличиться от другого в обучении. Эта статья не претендует на описание "единственного истинного искусства".
Рассматривая фотографии, не слушайте комментарии "экспертов", которые утверждают, что техники не будут работать или выполнены неправильно. Помните, что вы рассматриваете только фотографии. Вы не мо-жете увидеть на них скорость, силу и тайминг. Вы можете взять, например, фотографию Майка Тайсона, наносящего удар и найти у него тысячи недостатков в его форме и технике. Но столкновение с этим "непра-вильным" ударом на ринге может лишить вас головы. Помните об этом, когда вы входите в "Пещеру Белой Змеи".
Особенности змеи
Ключи к надлежащей практике стиля Белая Змея - это терпение, расслабление и скорость. Боец должен также освоить сложную работу ног. Без этих качеств освоение стиля будет невозможно.
В названиях различных китайских боевых искусств часто используются различные цветовые обозначения, например чёрный или красный цвета. Хун Фут является ветвью "белого" стиля, который является полностью защитным по своей природе.
Стиль Белая Змея содержит шесть форм "пустых рук", четыре формы с оружием, две формы с партнёром, несколько форм цигун и объединённую форму "Змея и Орёл". Форма "Змея в траве" обучает технике боя на длинной дистанции, а форма "Змея на земле" обучает технике цинна (выкручивание суставов) и технике боя на короткой дистанции. Форма "Змея и Орёл" обучает развитию чистой силы. При правильном исполнении все формы позволяют освоить равновесие, внутреннюю силу и липкие руки.
Кристенсен на основе личного опыта говорит, что эти формы обучают навыкам реального боя очень хорошо. Когда он был в Сингапуре, то подвергся нападению и успешно защитил себя, используя приёмы цинна из стиля Змеи. Это доказало эффективность техники, особенно в темноте, когда технике Змеи очень трудно противостоять.
Сегодня вопрос о возможности противостоять нескольким нападающим возникает почти в каждом разговоре. Относительно стиля Белая Змея Кристенсен даёт такой совет: "Действуя против нескольких нападающих, сохраняйте спокойствие и не давайте себя окружить, плюс расслабление и использование ударов левой рукой из Хун Фут. Это даст вам хороший шанс выжить в таком бою".
Тело змеи
Хотя любой из нас может практиковать стиль Змеи, некоторые типы тела лучше подходят для этого стиля. Например, рослый и мускулистый человек, обладающий большой физической силой, лучше подходит для стиля Тигра, однако, в конечном счёте всё зависит от менталитета ученика и его личных симпатий к стилю.
Так как приблизительно 75% техник южного стиля Белая Змея - это техники рук, то боец, опытный в использовании рук, может иметь в нём преимущество. В то время, как южный стиль испытывает недостаток многих высоких ударов ногами, присущих северному стилю, он использует много подсечек и захватов ног с болевыми приёмами на суставы. Оба стиля могут выполняться с "жёсткой" линейной силой или с мягкими отклоняющими атаки противника движениями.
Так как стиль Белая Змея находится под сильным влиянием Хун Фут, в нём часто используют удары левой рукой. Это относится и к фехтованию оружием. Точность особенно важна, и все удары наносятся по уязвимым нервным точкам. Практикуемая форма ладони называется "Мягкая Ладонь Шаолиня", что подчеркивает связи с этим стилем. Внешне "Мягкая Ладонь Шаолиня" выглядит весьма просто, но, в действительности, эта форма в исполнении трудна, потому что искусство "шелкоткачества" должно использоваться.
Так как стиль является "внутренним" по природе, то практикуется "змеиный" цигун, который включает упражнения для двенадцати энергетических мери-дианов, комплексы "Железный Посох", "Мягкая Ладонь Шаолиня", "Проникающие Пальцы" и китайский Доинь.
Работа ног для стиля Змеи очень важна, и для достижения мастерства в ней регулярно используют такие методы, как "Шаги Цветущей Сливы" и тренировку с бамбуковым шестом. Многое в работе ног является общим с другими китайскими боевыми искусствами, но одной важной особенностью является цинна против суставов ног, что позволяет захватить и сделать бесполезными ноги противника. Для отработки этой техники боец ногами захватывает бамбуковые шесты, вкопанные в землю.
Один боец может концентрироваться на "жёстких" линейных техниках в то время, как другой отрабатывает "мягкие" техники, но в идеале каждый должен уметь использовать оба типа техник. Независимо от типа вашей техники, свои удары вы будете наносить по мягким частям тела противника.
Стиль Змеи идеален для обучения женщин, потому что они более способны к расслаблению. Из-за хорошего расслабления они более устойчивы, и их реакция может быть более быстрой.
Будущее змеи
Кристенсен даёт следующий совет тем, кто изучает стиль Змеи, или хочет его изучать:
"Имейте терпение. Стиль Змеи - "мягкий" стиль, и, подобно другим "мягким" стилям, потребуется долгое время для его изучения. Стиль Змеи является формой боя на длинной дистанции. Когда вы молоды, то полны сил, но с возрастом силы исчезают. Развивая свою внутреннюю силу вы улучшите своё мастерство в любом боевом искусстве и сможете сохранить свои силы, когда становитесь старше".
"Я надеюсь, что эта статья заинтересует других инструкторов стиля Змеи и заставит их высказаться и представить свои школы широкой общественности. Я понимаю, что существуют инструкторы, которые опытнее и искуснее меня, и что существуют другие стили Змеи,"- говорит Кристенсен. - "Важно то, что мы все являемся одной большой семьёй и не должны бояться делиться своими секретами друг с другом".