Просыпается художник, с дикого похмелья и говорит:
- Эх, мастерство то не пропьешь… А жаль…



Секреты мастерства «Мастерство не пропьешь». Это действительно, по большому счету - так, потому что отточенные до настоящего мастерства навыки будут служить вам верой и правдой независимо от вашего сознания и состояния.

Хотя, конечно, никто не отменял деградирующее воздействие алкоголя на любую человеческую деятельность. Пропить можно, увы, всё что угодно, вопрос только времени и количества потребляемого. Но сегодня не об этом. Сегодня поговорим о секретах обретения Настоящего Мастерства.

Стать настоящим мастером, какого либо дела или искусства – достойная цель в жизни. И если это дело несет прямую пользу вам и окружающим – достойно вдвойне.

Для того чтобы продолжить, я хочу дать свое истолкование определения Мастера и Настоящего Мастерства. Именно в этом видении и в этом контексте будет идти далее речь.


Настоящее мастерство
– это безупречное владение определенными навыками. Умение делать что либо, не задумываясь, на уровне рефлексов, на предельной скорости, но вариативно и подстраиваясь под внешние факторы.

Мастер – носитель настоящего мастерства в определенных областях. При этом Настоящего Мастера отличает то, что это не только практик, но и творец. Настоящий мастер обобщит полученные навыки, умения, знания, а потом дополнит их новыми – «собственного сочинения».

Мастер, сознательно (или не совсем :)) передающий свои знания, – Учитель.


Сразу скажу, себя я состоявшимся Мастером пока не считаю ни в одном виде деятельности или искусств, которыми занимаюсь (не смотря на то, что сам обучаю людей много лет разным вещам). Но мне посчастливилось учиться у таких людей из разных областей знаний и умений, и в целом методологию я думаю, что воспринял правильно (она действительно универсальна).


Как же обрести настоящее мастерство, в каком либо деле?


Путь этот долог и тернист… :). Да и не каждому, вообще говоря, необходим в жизни. Но для тех, кому это интересно и нужно, кто что называется «созрел» - наберитесь терпения, все возможно.

Конечно, первая и главная рекомендация – найдите Учителя, настоящего Мастера и станьте его учеником. Это самый правильный и безопасный путь. Если есть Учитель, - нет необходимости читать дальнейшие рекомендации в этой статье, вы все узнаете непосредственно «из первых уст».

Но, увы, не всегда все так безоблачно. Чаще всего ученик не может найти учителя на начальном периоде. Или примеченный Учитель не спешит брать его в ученики…

Учитель (или учителя), как известно, появляется тогда, когда ученик готов. Это произойдет обязательно, - всё в ваших руках. А пока Учителя нет, чтобы обрести «готовность» и ускорить его появление в своей жизни, попробуйте воспользоваться дальнейшими рекомендациями.


Дело для постижения мастерства должно быть вам интересным

Наверное, самый главный пункт. Мастером можно стать в любом деле. А вот Настоящим Мастером, пожалуй, только в том, которое вам по душе и занятие которым доставляет настоящее удовольствие.

Проверить это очень просто. Если вы ощущаете необыкновенный душевный и творческий подъем, когда занимаетесь этим делом, или думаете о нем, да еще в течении долгого промежутка времени – это Ваше Дело, можно приступать ;)


Найдите образцы для подражания

Найдите реальных людей, которые, по вашему мнению, и мнению экспертов в данной области обладают мастерством в данном деле. Прочитайте их биографии, если есть – книги.

Если это ваши современники обязательно постарайтесь найти видеоролики с ними и с реальной демонстрацией навыков. Сейчас во времена всеобщего распространения видео-контента - это не является проблемой почти для любой области знаний и умений.

Нужно периодически читать и смотреть материалы таких людей или о таких людях, - «пропитываться» ими.

Дополнительно это будет способствовать преодолению сложных этапов становления мастерства, моментов отчаяния, ловушек и пр.


Поставьте цели

Любое дело лучше начинать с поставленных целей. Это дисциплинирует, фокусирует и четко очерчивает вектор вашей дальнейшей деятельности.

Начните с описания глобальной цели. Глобальная цель, должна распадаться на подцели. Подцели тоже должны быть записаны, быть достижимыми и определенными во времени.

Для самомотивации и окончательного самоопределения запишите еще и те возможности, которые даст вам обладание данным мастерством. А может оно и не надо? :)


Например, вы задались глобальной целью стать Мастером портретной фотографии к определенному году. Для этого вам надо для начала хотя бы ориентировочно и хотя бы на год расписать какие подцели и к какому сроку вы должны выполнить: изучить «матчасть», прочитать определенные книги, приобрести определенное оборудование, пройти определенное обучение или мастер-классы, найти определенные сообщества и примеры для подражания, выставиться на определенных выставках и конкурсах и т.д.


Подцели будут со временем расширяться, дополняться, конкретизироваться, и, наконец, выполняться. Важно чтобы процесс проверки и постановки новых целей был постоянным. Ваш путь роста мастерства при этом будет более упорядоченным и быстрым.

Есть люди (особенно творческие), которым очень тяжело дается такое вот планирование. Я сам из их числа. Тут можно или «плюнуть» и полностью положиться на «врожденные талант и интуицию», или попробовать себя перебороть и хотя бы раз сделать такой план. Я пробовал идти по обоим путям. Второй способ заметно быстрее и продуктивнее. Не смотря на то, что «планировать» и расписывать цели я до сих пор не люблю, но терплю и делаю это :)


Изучите теорию

Изучите теорию хотя бы из доступных источников («недоступные» откроются вам попозже). Рекомендую охватить сначала пусть и поверхностно, но всю теорию в целом.

Есть хорошая фраза:

«Практика без теории – опасна, теория без практики – бесполезна!».

Это означает, что знание теоретических основ позволит вам избежать многих проблем, когда вы начнете постоянно переводить знания в двигательные навыки и шлифовать последние. Вы будете представлять себе систему в целом, знать основные «подводные камни», понимать и видеть в дальнейшем степень вашего прогресса.

Из этой же фразы следуют и другой вывод: с одной голой теорией Мастером не станешь. Поэтому переходим к следующим шагам.


Овладейте базой

Самое скучное занятие на начальном этапе, но самое важное для дальнейшего прогресса. К базе относится обычно: правильное положение тела, постановка дыхания, подготовительные упражнения, изучение «матчасти» и т.д.

Например:

  • Правильное положение тела и кистей, а также различные гаммы и другие базовые упражнения при занятиях музыкой.
  • Правильное положение тела, конечностей, шаги и перемещения в боевых искусствах, танцах и другого рода «двигательных деятельностей».
  • Изучение фотооборудования, техники съемки в основных жанрах, основ композиции, для занятий фотоискусством.

Неправильно заложенные и недостаточно отработанные базовые навыки очень сильно замедлят или совсем ограничат в определенный момент времени рост мастерства. Затем, порою, на переобучение придется потратить еще больше времени, чем занимались до этого.

Поэтому, чем больше времени вы потратите на постижение азов, тем более быстрый и надежный рост мастерства ожидает вас в будущем. Не торопитесь…


От простого к сложному

Еще один фундаментальный и вроде бы всем известный закон. Но сплошь и рядом им пренебрегают. Конечно, хочется всего сразу и побыстрее, - это часть человеческой натуры. Хочется уже через месяц протыкать пальцем железную бочку, снимать пачками фотошедевры или «сбацать» на гитаре «Легенду» Альбениса…

Но, как известно, не стоит тянуть ростки растений, от этого они быстрее не вырастут, а загубить – проще некуда.

Постижение любого мастерства (как системы), всегда разбивается на этапы. Сложность каждого нового этапа нарастает постепенно. Каждый следующий этап опирается на навыки, полученные в предыдущем.

Даже чтобы нарисовать простой ученический натюрморт, ученик должен пройти множество этапов и овладеть многими знаниями и навыками: передача объема и перспективы, светотень, техника рисунка, основы композиции и пр. И всё это в определенном порядке «от простого к сложному».

Есть, конечно, гении и таланты, которым всего этого и не нужно, всё уже внутри них. Но это исключения, подтверждающие правило.

Еще раз, - не торопитесь… Тут уж точно, - тише едешь дальше будешь.


Фокусируйтесь

«Мастерство растет вглубь, а не вширь…».

Это очень важный момент для понимания. Можно сказать принципиально важный.

В каждой области, в определенный момент времени надо стараться сосредоточиться на отработке только нескольких навыков. Новые элементы и усложнения добавляются только тогда, когда хорошо отработаны предыдущие.

Одновременно на одном занятии нельзя отрабатывать более трех навыков!

Пятнадцать лет назад, когда я пришел после спортивных единоборств в традиционные семейные боевые искусства - я был сильно озадачен и даже поначалу разочарован методу тренировок.

Почти все занятие, в течение двух часов, упорно отрабатывалось одно, два, максимум три упражнения. До этого только небольшая суставная гимнастика. На следующем занятии то же самое и, что казалось ужасным, практически те же самые упражнения. Потом опять и опять. И так раз за разом, многие движения и упражнения отрабатывались - неделями и месяцами. Никакого разнообразия – сплошная «монотонность и скукота».

А как здорово и интересно было заниматься до этого! Каждая тренировка просто фейерверк действий и возможностей: тут тебе и «игра в мячик», и всякие хитрые упражнения, и отработка пяти-восьми приемов, и «силовуха», и спарринг и тренажеры и еще масса всяких разнообразных вещей. Все весело, драйвово, изматывающе и… практически бесполезно для развития реального боевого мастерства. Этакий фитнес с элементами единоборств получается…

Занимаясь в «скучной» традиционной школе я за год достиг больших успехов, чем за пять лет предыдущих занятий…А все потому, что «Мастерство растет вглубь, а не вширь…» ;) И не только в боевых искусствах, а, пожалуй, во всех делах и искусствах.


Закон постоянства усилий

Для развития любого мастерства заниматься нужно регулярно. Перевожу для тех, кто не совсем понял: «Заниматься нужно каждый день!».

Усилия должны быть постоянные, но не чрезмерные. Лучше заниматься по часу, но каждый день, чем хоть 10 часов подряд, но единоразово, или по три часа три раза в неделю.

Еще есть понятие принципа комфортности. Вы должны испытывать состояние комфорта при занятии. Как только начинается дискомфорт, лучше сменить упражнение или вообще закончить занятие.

Очень желательно иметь план занятий и варьировать по дням различные упражнения, чтобы избежать совсем уж тягостной монотонности.

Первый основной секрет мастерства развития навыка– это правильность общей методики и методики конкретного упражнения. А вот второй – большое количество повторений.

«Повторяй движение десятки тысяч раз и мастерство придет», говорили на востоке. Подписываюсь под этими словами: не только придет, а прямо «нечаянно нагрянет…». И закрепится в подкорке. А чтобы ускорить процесс – старайтесь осознавать то, что вы делаете. Не переводить всё в «машинальщину». Это трудно, но это возможно. Прогресс при этом будет идти куда быстрее.


Начинайте учить

С определенного момента для дальнейшего прогресса нужно начинать передавать свои знания и навыки другим людям. Это даст вам возможность многое переосмыслить, додумать и понять, получить обратную связь и выйти на новый уровень.

Передавайте только те знания и умения, которые вы реально понимаете, в которых вы действительно достигли прогресса, и в которых вы знаете следующий шаг/этап. Т.е. вы должны всегда быть на шаг или лучше на два впереди обучаемых.

Не старайтесь зарабатывать на обучении других. Главный ваш заработок – это шлифовка собственных знаний, умений и «фидбэки». Чем больше отдаешь – тем больше получаешь.

Кстати, в традиционных школах до сих пор настоящие знания передаются ученику бесплатно: «от сердца к сердцу».


Подводные камни постижения мастерства


Часто бывает так, что вы вроде бы соблюдаете все перечисленные советы, но не видите никаких ощутимых результатов. Тут есть одно старое универсальное и проверенное поколениями наблюдение: «При регулярных занятиях малые достижения приходят через три месяца, а большие через три года…»

Что это означает для вас? Это означает, что если через три месяца регулярных занятий вы не заметили значимого прогресса и полезных изменений - это плохой знак. Или не правильная методика, или плохо прорабатываете базу, или просто это «не ваше».

Результаты должны быть видны и реально осязаемы через 90 дней с момента начала практики. Используйте это правило для проверки.

Другой момент. Первые три года до получения первых «больших результатов» при условии постоянной и правильной практики у вас будет постоянно и ярко выражено идти прогресс. Вы будете реально чувствовать, как переходите раз за разом всё на новый и новый уровень.

Но после трех лет прогресс, как правило, замедляется и для каждого нового качественного перехода нужно все больше времени и сил. Правда и сами переходы становятся всё значимее...

В этом кроется основная ловушка. Бывает что занимаешься несколько лет, но не чувствуешь существенного скачка, кажется что топчешься на месте, или вообще имеет место быть регресс. И многие бросают занятия, хотя новый уровень был всего-то «в двух шагах за поворотом».

Верьте в себя, верьте в свое развитие, запаситесь терпением. Переход на качественно новый уровень обязательно будет. Нужно работать, не смотря ни на что. И усилия будут вознаграждены.

Еще одна частая ловушка на высоких уровнях – это ловушка честолюбия. Человек считает, что он уже всего достиг, что он лучший из лучших и в дальнейшем движении нет необходимости. При этом занятия или совсем прекращаются или очень значительно сокращаются.

Но, как известно: «Меч, который не полируют – ржавеет». Заниматься чем-либо это как будто плыть против течения, как только остановишься, - тебя начнет относить назад.

Нет предела совершенству и нет предела мастерству, - это надо всегда помнить.


© 2013 Сергей Бородин


Подробнее эта и другие темы раскрываются в моих книгах серии "Код Феникса. Технологии изменения жизни". ПОСМОТРЕТЬ...

Тэги: мастер мастерство обучение учитель

Оцените статью:
10

-1|+11