Краби Крабон является одним из малоизвестных боевых искусств Таиланда. Это комплесная боевая система, основой которой является фехтование на мечах ("краби") и палках ("крабон"). В нашей стране Краби Крабон практически не известен, хотя многие считают, что это древнее боевое искусство стало основой Муай Тай.
Жизнь людей в древнем мире зависила от силы их оружия. На земле, которая теперь зовется Таиландом, воины сражались в бесконечных битвах за независимость, полагаясь на техники ведения боя, которые относились к самым смертоносным из существующих. В те времена, задолго до огнестрельного оружия, войны велись на близком расстоянии с помощью стрел, копий, мечей, сельскохозяйственных орудий, ножей и бесчисленного множества других приспособлений. Когда оружие ломалось или терялось, солдаты Древнего Мира продолжали вести войну кулаками, локтями, коленями и ступнями. Таким образом, смертоносное боевое искусство Таиланда ковалось и проверялось кровью и схватками. Постепенно древняя система была оформлена и получила название краби крабон.
Происхождение
Краби крабон возник в результате многовековых сражений и бесчисленных битв с Бирмой и другими соседними странами. Он развился на поле боя в динамичное искусство, включающее законченную систему стратегии и тактики как для поединка с оружием, так и безоружного боя.
Утверждают, что Тайский бокс произошел от краби крабона.
Несколько посвященных мастеров Тайского боевого искусства до сих пор практикуют краби крабон, сохраняя богатую традицию и смертоносную методологию этого искусства. Педро Виллалобос Солана - один из небольшого числа не-Тайских инструкторов, активно действующих в США. Родом из Испании, проживающий теперь в Атланте, штат Джорджия, он изучал боевое искусство в Таиланде под руководством ajarn vira yhut и ajarn sila. Он получил свой сертификат в Институте Фехтования Лебедь Будды, что в Нонгкаме близ Бангкока, а теперь преподает в Институте Искусств Таиланда в Атланте.
"Краби крабонг - это смешение многих различных стилей", - говорит Виллалобос. "В мирные периоды времени путешественники и переселенцы прибывали на землю, ныне известную как Таиланд. Они приносиили свои боевые техники, и мастера боя усваивали, суммировали и смешивали техники из этих разных мест. Новообразованные техники проверялись в бою и сохранялись только в случае своей эффективности."
Смертность была очень высока в этих полно-контактных поединках древности. "Бывало много случаев", говорит Виллалобос, "когда новые солдаты были вынуждены учиться воевать очень быстро."
Поскольку краби крабон развивался, чтобы удовлетворять нужды солдат, он отвечал двум ключевым принципам: простота и эффективность. "Результатом стала система, которую новый боец мог быстро освоить и применить в бою немедленно", - говорит Виллалобос. "Краби крабон совершенно реален, это не фантазия".
Краби крабон развивался, включая в себя техники с использованием различного оружия, но, независимо от используемого оружия, базовая работа ног сохранялась неизменной - такой же, как в безоружном поединке. Этот принцип простоты означает, что солдат может освоить работу ног, а затем сконцентрироваться на работе с оружием и техниках голой руки.
За сотни лет Краби крабон продолжал развиваться. В своем зените он был равен любой боевой системе Древнего мира. Однако, по мере прогресса военных технологий, нужда в древнем мастерстве постепенно отпала. Копья и боевые топоры дали дорогу ружьям и бомбам. Безоружный поединок на поле боя стал исключительной редкостью. Мастера старели и умирали, передавая свое искусство гражданским преемникам. Именно благодаря им Краби крабон сохранился сегодня.
Как и многие современные инструкторы, Виллалобос стремится передавать техники и ритуалы древнего пути настолько полно и тщательно, насколько это возможно. Он делает так в честь тех, кто занимался до него, и для уверенности в том, что будущие бойцы сохранят надежную связь с прошлым.
Оружие и пустые руки
В Таиландском Институте Боевых Искусств Виллалобос обучает работе с оружием из многих древних систем. "Оружие используется в краби крабоне для работы на разных уровнях и дистанциях", - говорит он. "Есть оружие ближнего боя, например, нож, май сок, топор и различные крестьянские инструменты. Оружие среднего боя включает (но не ограничивается этим): копье, одинарный и парный мечи и длинный шест."
Для более длинных дистанций тайские бойцы полагаются на луки и стрелы, а также на длинные копья, "слоновьи" копья и метательные копья. Некоторое из этого оружия дальнего боя может быть использовано при поединке верхом, - говорит Виллалобос.
Раздел краби крабона без оружия иногда носит название муай тай боран, что в переводе означает "старый муай тай". Полагают, что современный Тайский бокс получился из муай тай боран в начале xx века. В этом нет ничего удивительного, ибо оба эти искусства построены на одинаковых принципах.
Работа ног в краби крабоне очень похожа на работу ног в современном Тайском боксе, но отличается направлением. В то время, как бойцы на ринге имеют только одного оппонента с одной стороны, воины на поле боя вынуждены защищаться от многих противников, нападающих с разных сторон.
Другое значительное отличие древнего пути войны от современного пути соревнования заключается в цели, - говорит Виллалобос. Краби крабон обучает бойцов, как отправить на тот свет множество врагов как можно быстрее и с максимальной эффективностью, а бойцы муай тай заботятся только о нокауте.
"Насколько безжалостным может показаться Тайский бокс для западной цивилизации, настолько он сам лишь представляет слабую тень своего смертоносного предка, краби крабона", - говорит Виллалобос.
Тайский бокс может по праву называться "легким краби крабоном". Это утверждение ни в чем не умаляет Тайский бокс, ни как спорт, ни как боевое искусство, говорит Виллалобос, поскольку он безо всякого сомнения один из самых свирепых и эффективных стилей борьбы на ринге в современном мире. Просто древний путь и современный путь имеют различные цели.
Ритуалы (Традиция)
Виллалобос считает, что ритуалы, формы и танцы в краби крабон также важны, как и боевые техники. "Я слышал, как люди говорят, "Выбросьте ритуалы". Они провозглашают, что ритуалы - это просто глупые танцевальные формы, что в них нет необходимости".
Виллалобос с этим не согласен. "Очень важно учить больше, чем только боевым техникам. Необходимо разучивать танцы и музыку. Очень важно изучить все, связанное с краби крабоном так, чтобы можно было удержать культурную и духовную целостность искусства. Потеряв физическую сторону, вы не сможете сражаться, а потеряв дух, вы станете простым хулиганом."
Будучи посвящен этому традиционному пути, Виллалобос сам себя называл "мостом", по которому краби крабон может путешествовать с востока на запад. "У меня есть две новые задачи для постижения ритуальной стороны краби крабон во время моих следующих посещений Таиланда", - говорит он. "Во-первых, я научусь играть на ритуальных барабанах. Во-вторых, я научусь выковывать мечи краби крабон. Я буду изучать, как создается меч, у мастера в Таиланде. Понять, как все устроено в боевом искусстве, очень важно для меня."
Хороший учитель никогда не станет учить голой технике, провозглашает Виллалобос. Он должен посвятить свою жизнь изучению всех аспектов искусства, которое он передает следующему поколению. "Чем больше ты узнаешь, тем в большем количестве новых знаний ты нуждаешься", - говорит он.