Буддхай Сван – школа традиционного сиамского фехтования на мечах (buddhai swan sword fighting institute) – место, где древнее искусство боя с оружием – “краби–крабон” – преподаётся молодым тайцам, тайским военным, а с недавнего времени и энтузиастам боевых искусств из всех стран мира. Буддизм и национальные традиции также являются неотъемлемой частью обучения. Именно от боевого искусства краби-крабон ведёт своё происхождение современный таиландский бокс.
Я посетил эту школу в середине знойного лета. Школа краби-крабон расположена в пригороде Бангкока. Это большое строение с соломенной крышей, которая защищает от ветра и дождя большую площадку для тренировок, окружённую со всех сторон зарослями тропических папоротников, ярких цветов и виноградных лоз. Стены зала служат стойками для хранения используемого оружия.
Среди учеников много мальчиков среднего школьного возраста. Все они носят яркие синие штаны и туники.
Упражнения выполнялись парами или в группах из нескольких человек. Отношение учеников к тренировкам очень серьёзное, что характерно для всех профессиональных бойцов.
Моё внимание сразу же привлекли два бойца, которые на площадке кружили друг перед другом. Каждый из них был вооружён двумя острыми мечами. Каждый внимательно наблюдал за своим противником. Более высокий боец бросился вперёд и начал невероятную комбинацию мощных чередующихся ударов. Более низкий боец умело блокировал все удары. Искры летели в стороны от скрещивающихся стальных лезвий. Потом меньший боец поднял ногу и ударил большого в солнечное сплетение. От такого удара высокий упал, а низкий нанёс ему удары обоими мечами.
Аджарн Сумай Масамарн (ajarn sumai masamarn), директор и основатель школы, который судил этот поединок, подошёл ко мне с широкой улыбкой на лице и крепко пожал руку. Мне заранее сказали, что Аджарн Сумай выглядит очень молодо для своего возраста (ему уже более семидесяти лет), но я был поражён его проворством и энергией, которые характерны скорее для 25-летнего человека. Он показал мне всю школу, рассказал о методике обучения и познакомил меня с историей искусства.
Аджарн Сумай был чемпионом фехтования на саблях и хорошим дзюдока в молодости, но с краби-крабон он познакомился уже в детстве. К тридцати годам он был уже известным мастером краби-крабон. После открытия школы в 1934 году король Таиланда лично посетил школу и подарил мастеру Сумаи национальный флаг, который всё ещё висит в школе. Сегодня школа Сумаи – единственное признанное правительством учебное заведение, которое занимается развитием и сохранением краби-крабон.
Аджарн Сумаи рассказал, что искусство краби-крабон состоит из шести видов фехтования с различными видами оружия:
- крабон (krabong – палка),
- гноу (gnow – шест с лезвием – оружие типа японской нагината),
- дапб (dapb – меч),
- сон дапб (song dapb – парные мечи),
- маи сау или май сок (mai sau, my sok – деревянные бруски, укреплённые на предплечьях, которые служат для защиты от ударов.)
- туан (tuan – копьё). Как правило, боец с копьём использует и щит.
Кроме того, в арсенал краби-крабон входят техники боя без оружия, которые послужили основой для возникновения современного муай тай. Интенсивная тренировка в полную силу с голыми лезвиями превращает краби-крабон в чрезвычайно эффективное боевое искусство.
Каждое оружие имеет свои уникальные признаки, но все виды оружия одинаково эффективны в опытных руках. Начинающие ученики первоначально учатся драться с противником, вооружённым таким же оружием. По мере своего развития ученик начинает использовать своё оружие против других видов оружия, чтобы изучить все их сильные и слабые стороны. Для этого используют очень эффектные комплексы упражнений.
Корни краби-крабон уходят к древним сражениям сиамской армии. При этом тщательно сохраняются духовные традиции, которые являются очень важными для тайцев. После поступления в школу все ученики проходят специальную церемонию посвящения, во время которой они должны получить от божества защиту от травм.
На этой торжественной церемонии новые ученики клянутся строго соблюдать пять принципов школы:
- всегда говорить только правду и не обманывать других,
- никогда не красть,
- никогда не отнимать жизнь понапрасну (это относится и к животным, и к людям),
- избегать кровосмешения и половых извращений,
- не употреблять алкоголь и другие наркотики, действующие на сознание.
В конце церемонии новички принимаются в гордое братство учеников школы, членами которого являются многочисленные дети королевской семьи, слуги королевского двора, военные и многие рядовые тайцы.
Каждое утро ученики начинают с молитвы в храме о своей безопасности. Это абсолютно необходимая часть повседневной практики.
Перед каждым тренировочным занятием, спортивным поединком или показательным выступлением обязательно исполняется особый танец – “вайкру” (wai kru). Этот обычай является частью тайской культуры и тайского буддизма. Танец демонстрирует уважение бойца по отношению к Будде, своей матери и отцу, своему учителю и всем учителям, которые жили в прежние времена. В муай тай аналогичный танец называется “рам муай” (ram muay).
Аджарн Самаи называет вайкру “ Четыре направления для учителя”. Каждый элемент танца имеет своё значение, и тайцы, наблюдающие танец, понимают его. Для каждого вида оружия существуют два “вайкру” – один в положении стоя, а другой в положении на коленях. Каждый боец тратит много времени на изучение этой части искусства. Аджарн Сумаи особо подчеркнул, что очень важно сохранять ясное сознание и доброе сердце во время тренировок с голым лезвием.
В современном Таиланде сохранению краби-крабон уделяется большое внимание. В настоящее время существует несколько филиалов школы Буддхай Сван в Европе и Америке.