Которю является одной из наиболее известных рю ниндзюцу и особенно славится техникой копподзюцу. Слово “копподзюцу” часто переводят как “ломка костей”, но фактически оно означает большой арсенал атак по жизненным и слабым точкам.


Следует заметить, что жизненные и слабые точки – это не обязательно одно и то же. Слабые точки могут возникать в балансе и позиции противника, в его строении тела, в реакциях его нервной системы и так далее. Недопонимание различия между слабой точкой и чувствительным местом на теле является причиной, по которой большинство учеников тратят всю свою жизнь на обучение, но достигают только относительно низкого уровня навыков.


Согласно кудэн (kuden, устная традиция), искусство копподзюцу возникло в Древнем Китае. Оно было привезено в Японию монахом по имени Чань Бусё (chan busho), который родился в том месте, где в настоящее время находится Корея.


Монахом какой религии был Чань Бусё? Источники не дают точного ответа, однако, имя монаха имеет некоторые интересные лингвистические связи. По-китайски имя “Чань” означает "дхьяна" (медитация) и на японский язык переводится, как "Дзэн", но это неверное истолкование. Подобные ошибки, основанные на ложных связях, совершаются довольно часто, и большинство людей не желают разбираться в этой путанице. Имя Бусё очень близко к японскому слову “Бусё”, которое означает священное писание буддистов. Таким образом, существует реальная возможность того, что Чань Бусё, который привёз копподзюцу в Японию, был буддистом.


Учитывая природу техник Которю и некоторых китайских боевых искусств, можно сделать вывод о существовании некоторой связи между ними. Пример буддистского учения может быть замечен в следующей цитате из писаний Такамацу Тосисуги (takamatsu toshisugu):


“Никто не обладает знанием о том, что случится завтра. Это означает, что мы не знаем, когда наша жизнь прекратится. Однако вы никогда не должны удивляться любому происшествию. Происходит ли изменение в космическом процессе, или внезапно нападает противник, или происходит природная катастрофа, вы никогда не должны испытывать такое чувство, как удивление (неожиданность). В этом дух Банпэн Фугю (banpen fugyo)."


В то время как это учение может сначала показаться слишком простым, могут потребоваться годы, чтобы воплотить его в реальной жизни. Согласно истории Которю, техники копподзюцу были переданы от Бусё через несколько поколений, пока учение не достигло Сакагами Таро Кунисигэ (sakagami taro kunishige) в середине l500-х годов. От него рю была передана знаменитому ниндзя Момоти Сандаю (momochi sandayu). Рю оставалась в семействе Момоти несколько поколений, а потом перешла к семейству Тода. Тода Сэйрю Нобуцуна (toda seiryu nobutsuna) был первый великий мастер семейства Тода в Которю, и он возглавлял стиль с 1624 по 1644 годы. От семейства Тода стиль был передан Такамацу Тосисуги (takamatsu toshisugu) и далее в современный мир. Обучение Которю организовано на основе обычной древней японской системы сёдэн, тюдэн, окудэн и хидэн (shoden, chuden, okuden и hiden). Хотя существуют некоторые взаимосвязи между каждым уровнем техник, каждая группа имеет собственные важные особенности.


Интересная особенность Которю в том, что техники стиля должны работать против человека, одетого в современную одежду или доспехи типа тех, которые носили в древней Японии. Это отражает тот факт, что, хотя древних ниндзя часто связывают с практикой шпионажа, многие из них сражались на полях битв древней Японии. Другая интересная черта Которю в том, что концепции и техники стиля очень сходны с идеями и техниками Гёккорю (gyokko ryu).


Кихон вадза Которю содержат такие базовые техники, как перекаты, удары, прыжки и упражнения для развития тела. Это последнее, то есть то, что каждая рю имеет собственную систему упражнений для развития тела, часто упускается из вида.


Сёдэн гата (shoden gata) содержит восемнадцать техник. Эти техники предназначены для разнообразных атак и показывают правильное применение ударов ногами, руками и головой. На первый взгляд эти техники кажутся довольно простыми, но это не так из-за большого количества ситуаций, в которых они могут использоваться. Следует отметить, что Которю имеет собственную систему нападения на различные слабые точки тела и методы изучения того, как правильно выбрать оружие тела для точки, которая должна быть атакована. Это довольно широкая область изучения.


Сведения об истории Которю опубликованы в книге “Дай Ниппон Бугэй Рю-ха” (dai nippon bugei ryu ha). В ней перечислены имена всех великих мастеров стиля. Было, конечно, множество известных ниндзя и самураев, обученных техникам Которю. Например, известный ниндзя Исикава Гоэмон (ishikawa goemon) узнал нинпо (ninpo) от своего мастера, Момоти Сандаю. Гоэмон прославился как японский Робин Гуд. Известно также, что Гоэмон пытался убить знаменитого сёгуна Хидэёси, но безуспешно. Согласно популярной легенде, Гоэмон был казнён за его действия (обычная судьба многих ниндзя в то время), но другие кудэн сообщают, что он избежал такой судьбы.


Как упомянуто ранее, точное происхождение копподзюцу теряется где-то в тумане древней истории. Техники рю были систематизированы Сакагми Таро в 1542 году. Бандо Котаро Минамото Масахидэ, который должен был стать вторым главой рю, был убит в сражении в том же самом году. Этот случай привёл к тому, что рю была передана Соугёку Кан Рицуси (sougyoku kan ritsushi).


Общепризнанно, что техники Которю были привезены в Японию из Китая, но существуют вполне достоверные свидетельства того, что они возникли намного раньше в древней Индии, где они назывались “каранаи”. В то время эти техники, которые сегодня называются косидзюцу (koshijutsu) считались “волшебными”, потому что позволяли бойцу легко управлять противником или нанести ему поражение с ничтожными усилиями.


Когда эти техники были привезены в Китай (вероятно в период падения династии Хань), они были малой частью того информационного потока, который принёс буддизм в Китай из Индии. Хотя было бы, конечно, интересно узнать имя одного конкретного человека, осуществившего эту передачу (как это часто делают современные инструкторы кунфу), в действительности нет причин полагать, что эти техники были секретом только одного человека. Кроме того, они, вероятно, были изменены и улучшены в Китае прежде, чем они фактически попали в Японию.


Как только это знание попало в Японию, оно было далее развито, и даже сегодня имеет место длительный процесс изменения и развития. В Японии обучение косидзюцу быстро стало секретом элитной группы семейств. Часто только одному человеку в каждом поколении преподавали эти техники.


В потоке боевых искусств, которые сегодня известны как ниндзюцу, самым старым из тайдзюцу является косидзюцу (например, Гёккорю). Процесс развития боевых искусств сопровождался появлением независимых форм копподзюцу (например, Которю). Появление новых форм копподзюцу продолжалось и далее на основе более ранних систем. Например, появление Гиканрю (gikan ryu) копподзюцу было результатом изучения Гёккорю и Которю.

Тэги: боевое искусство ниндзюцу

Оцените статью:
2

0|+2