"... По поводу симпатии Ю.Ю к жестко-силовой манере исполнения кат каратэ (как "сантин" в Годзю). Подобная манера исполнения может вызвать у зрителя страх и уважение, но от подобной практики больше вреда, чем пользы. Дело в том, что современные каратэки рекомендуют при выполнении "Сантин" напрягать мышцы всего тела и представлять будто толкаешь перед собой огромную тяжесть. При таком исполнении развиваются не только мышцы но и гипертония (или связанные с ней заболевания) и, как утверждают некоторые специалисты, среди лиц, практикующих Годзю довольно часты случаи преждевременной смерти от болезней, связанных с гипертонией. Вообще, я думаю, что современный Годзю сильно отличается от Годзю Хигаонны и Мияги. Так спарринг Хигаонны описывали как "легкий, отличающийся необычайной работой ног и быстрыми ударами ногами в нижний уровень.
Кроме того, Хигаонна изучал не только ушу шаолиньского толка, но и Синьи и окинавское Ти…"
Из одного из писем.
Симпатии к силовому исполнению ката каратэ у меня действительно есть, но это не значит, что я рекомендую исполнять их только и именно так. ЛЮБУЮ - я подчеркиваю! - форму любого стиля можно исполнять в разной манере - условно можно назвать их "тайцзи" (очень мягко, медленно и плавно), "каратэ" (с мощным напряжением всех мышц и "перенапряжением" мышц, выполняющих удар, выделяя каждое движение), "тэквондо" ( расслабленно и механически четко, с одинаковыми интервалами - но с жесткими силовыми акцентами-сбросами на каждом действии), "багуа" ( максимально пластично и слитно, но сильно, - по моему ощущению, "как будто чешешь кожу костями изнутри" - весьма туманное описание, но яснее сказать трудно. Нечто среднее между "тайцзи" и "каратэ").
Еще раз прошу обратить внимание: эти названия условны, и применяются лишь в качестве обозначений, как кратчайший способ описать специфику исполнения. Как правило, эта специфика действительно преобладает в соответствующем стиле. Если вы все-таки меня не поняли, приведу еще несколько таких обозначений, не совпадающих с привычными названиями: "задом наперед", "наоборот" (исполнение формы с изменением смысла действий - удары интерпретируются как защиты, защиты - как удары и т.д.), "сериями" (небольшими скоростными частями, с паузами между ними; возможно различное деление на серии), "порыв" - (максимально быстрое исполнение, слитное, с проносным акцентированием), "раскрут" (исполнение, при котором каждое предыдущее движение разгоняет следующее, вызывая четко ощутимый резонанс) - и т.д., и т. п.. Таким образом, любую (одну и ту же) форму можно исполнять в самой разной манере, тренируя самые разные качества, необходимые для наиболее эффективного исполнения техник в бою - резкость, сочетаемость элементов, свободу движений, акцентирование, силу, координацию движений - и так далее.
Это дает возможность по-новому понять такой факт, что в подавляющем большинстве старинных стилей присутствовало всего лишь две-три формы - а то и одна, - и эти формы, как правило "односторонние", чем отличаются от созданных позднее, в которых каждое действие по возможности дублируется на противоположную сторону. Тем не менее, их вполне хватало для всесторонней подготовки бойцов. Всесторонней - потому, что в старину в тренировочном процессе, как правило, отсутствовало все то изобилие подводящих и "подогревающих" упражнений, которые мы видим сегодня. Поддержание интереса к занятиям заботило тогдашних учителей меньше всего - наоборот, многие из них специально "однообразили" свои тренировки, отсеивая таким образом нетерпеливых "пассажиров", - традиционно в тренировочном процессе присутствовали лишь набивка ударов, закалка тела и исполнение форм. У старших учеников добавлялся еще спарринг на разных условиях, к которому переходили после того, как считали достаточно хорошо изученными эти самые формы. Поясню еще раз: изучать формы - это и значит исполнять их в самых разных вариантах. Именно это не только формирует двигательные навыки, но и обеспечивает замену ими "родных", что необходимо для успешного исполнения движений в разных режимах и в разном состоянии. Только тогда движение становится "своим" - то есть, вы больше "не умеете" двигаться иначе, а новоприобретенные движения выполняются сами по себе, естественно, как дыхание. Именно на это и уходило по нескольку лет.
Если же исполнять одну и ту же форму в одной и той же манере, то вы ее, несомненно, прекрасно заучите, и в некоторых случаях ее "части" будут вылетать сами - но "некоторые случаи" не делают весь бой. Кроме того, вы не овладеете всей "смысловой гаммой" использования движений - и так и останетесь чистым ударником, как большинство наших самодеятельных каратистов и ушуистов - тех талантливых (бесспорно!) энтузиастов-самоучек, тренировавшихся с помощью ката. Броски, удушения, борьба на земле останутся для вас "за бортом" - и, самое обидное, именно потому, что вы выполняли ката "правильно" - то есть, так и только так, как того требовали сэнсэи - живые и на видео - и условия сдачи на пояса. То есть, условия соревнований по ката. Спортивных соревнований, требовавших для судейства единого стандарта.
Причина здесь в том, что современное преподавание отодвинуло ката на второй план. Их цель - спарринг на соревнованиях. УСЛОВНЫЙ спарринг, поскольку в нем присутствуют четко оговоренные правила с большим количеством ограничений. Этот условный спарринг сильно отличается от реального применения приемов, например, каратэ, в уличной драке, - но дает возможность поддерживать федерацию, привлекать новых учеников и проводить чемпионаты, получая за размещенную на них рекламу немалые деньги. В уличной драке этого всего нет, - потому что денег нет тоже. Там есть только вы - а вы сам по себе федерацию мало интересуете. В конце концов, чемпион, тренирующийся каждый день, сможет разбить носы паре пьяных нетренированных задир. И это, кстати, завтра же станет прекрасной рекламой во всех газетах. А если не сможет - то у нас завтра же появится кто-нибудь новый. Благодаря сокращенному курсу обучения. Или же этот неприятный "единичный случай" будет заглушен несколькими помпезными рапортами о новых соревнованиях.
Многие федерации вообще обходятся без таких чемпионов - и прекрасно себя чувствуют. В конце концов, кто такой Тайсон или Али, Грейси или Тактаров, знают все. А сможете ли вы вспонить чемпиона по годзю-рю или по сито-рю в прошлом году? Они есть - просто у федераций труба пониже и дым пожиже. Но так или иначе, они приносят (или позволяют отмывать) достаточно денег своим функционерам, чтобы дело продолжало быть выгодным. Отмыв - это, кстати, практика настолько повсеместная, что попытка упрекать кого-то в нем так же абсурдно, как и в том, что он раздевается в бане.
Но вернемся к формам.
Каждый из современных стилей традиционно отдает предпочтение какому-либо из описанных мною способов - или какому-то другому. Но - обратите внимание: только одному или другому. Так уж сложилось, поскольку этот конкретный способ является наиболее подходящим для данного стиля или наилучшим образом выражает сущность стиля - или личные особенности бойца, его собственную манеру двигаться. Именно поэтому я и применял стилевые названия в качестве обозначений определенных способов исполнения. Например, некоторые тули тэквондо крайне неудобно выполнять в манере "тайцзи"; некоторые ката каратэ просто физически невозможно выполнить в "порыве". Именно этот факт, кстати, в свою очередь, объясняет, почему эти формы относятся к каратэ или тэквондо - то есть, на какое исполнение, на какую форму движения преимущественно делает ставку сам стиль. Это дает возможность развивать различные физические качества - например гибкость и координацию в случае "тайцзи", или силу мышц и прочность сухожилий - в случае "каратэ". Это помогает лучше понять сущность того или иного стиля - или же выбрать наиболее выгодный вариант исполнения отдельной техники в данной ситуации.
На этом остановлюсь подробнее - на примере каратэ.
Как известно, это направление наиболее богато различными ката - как правило, их более двух десятков. У китайцев такое - исключительная редкость. У традиционных стилей Японии и Окинавы - никогда не было. У корейцев столь богато формами только тэквондо, чьи тули (ИТФ) созданы на основе ката каратэ Сетокан. Нескольких - насколько я знаю и насколько могу судить, это Тэкки, Канку, Хэйан (или Пинан) Сандан и Годан. А пумсэ ВТФ еще проще, еще облегченнее, поскольку, созданы на основе более старых форм пальгве, а те в свою очередь - опять же из нескольких тулей. То есть мы видим, фактически, то же самое, о чем я писал выше: берется какая-либо форма и из нее делается несколько более простых новых, в которых заранее выделены какие-то моменты. Уже выделены - за вас, дорогие ученики, чтобы вам мозгами не шевелить. И, кстати патриархи об этом говорят сами, открыто, совершенно этого не стесняясь. Да и нечего тут стыдиться - массовое обучение требует более подробной программы. Кстати, - я тоже считаю, что это очень даже неплохой вариант. Если при этом не теряется боевой и методический смысл, то для большинства учеников так будет лучше.
Но - в каратэ эта работа не проводилась хотя и была начата, фактически, раньше всех. Следы такой работы видны только с Хэйанами-Пинанами, которые, опять же из одной формы нарезал Итосу (насколько я знаю, из той же Канку). А у Итосу и его ученика и последователя Фунакоси была вполне определенная цель - создать систему допризывной подготовки, силовую гимнастику на основе боевых искусств. То есть программу физкультуры для средней школы, пригодную для того, чтобы всесторонне развивать детей, но при этом не давать им в руки опасных приемов, которыми они могли бы калечить друг друга или пользоваться в преступных целях. Это вполне понятно, раз уж речь идет об общеобразовательной программе: в школу записывают всех - и учат всех, в том числе и двоечников, и будущих преступников - как правило, личностей очень смышленых насчет подраться. Именно поэтому боевой смысл движений должен быть максимально выведен за рамки общего курса - и при этом должна максимально насаждаться дисциплина. А потом, после призыва в армию или, к примеру, после поступления на работу в полицию - вот тут на заданной в школе базе можно за достаточно короткое время "развернуть" боевые приемы, превращая человека в полноценную боевую единицу. А остальные - им это необязательно, пусть машут руками и дышат носом "для себя", пугая кур во дворе.
Насколько мне известно, такая программа вполне удалась - или была близка к удаче. По крайней мере, Оцука, составлявший пособие по рукопашному бою для солдат императорской армии, одним из основных приемов поставил цки - причем планировал за три месяца (!) доводить его до кондиций, обеспечивающих смерть при условии попадания в сердце. И программа эта была принята!. Ну-ка, каратисты - кто из вас сможет выставить такой цки за три месяца? Даже так - у кого из вас такой цки выставлен? Я уж не буду говорить о новичке, пришедшем с улицы - вы и так поймете, что этот результат в современных условиях, при современной методике преподавания, за такой срок практически недостижим.
Но если принять во внимание предшествовавший призыву восьмилетний курс "гимнастики каратэ" в общеобразовательной школе, то задача становится вполне выполнимой.
ЗА ТРИ МЕСЯЦА! Смертельный удар!
Силовая и скоростная база в этом случае уже есть - остается только чуть изменить движение, довести до боевого. И - по-моему, на таких условиях трех месяцев вполне хватит. Даже если кроме каратэ солдат будет заниматься марш-бросками, стрельбой, чисткой оружия и сортиров, рытьем траншей и прочими обыденностями солдатского быта.
Конечно же, не по всей Японии в школах изучали каратэ - глупо было бы утверждать это. Но дзюдо изучали повсеместно - а в него, еще с подачи Кано, были введены многие приемы "атэми" прообразом которых были удары каратэ. Например, тот же цки. И он там присутствовал до самого окончания войны - до запрета на БИ. После чего программы стали перерабатывать в обратную сторону, стремясь избавиться от боевых элементов - ради сохранения всей системы, ради ее разрешения и развития уже в качестве спорта.
Кроме того, если не говорить обо всей Японии - на Окинаве в качестве школьной физкультуры использовалось именно каратэ. То есть, в учебном процессе мудро задействовались местные кадры. И окинавцев в армии было довольно много.
Не стоит сбрасывать со счетов и Корею, где во времена японского господства массово насаждалось и поддерживалось тансудо - фактически, тот же сетокан с некоторыми корейскими добавками. То есть, и для этого инструкторов хватало. После Корейской войны тансудо благодаря обилию ударов ногами стало настолько популярно в США, что существенно потеснило японское каратэ - и до сих пор имеет большее количество последователей. Но при этом тансудо оставалось и чаще всего называлось "корейским каратэ" - каковым, собственно, и является до сих пор, практически не смешиваясь с тэквондо, появившимся гораздо позже.
То есть, людей, изучавших силовую гимнастику "каратэ" было очень много.
Настолько много, чтобы создавать программы рукопашного боя на основе каратэ. Чтобы создавать отдельные "агитационно-устрашающие" подразделения из каратистов. Толпы окинавцев, японцев и корейцев после войны жили только за счет обучения каратэ американцев!
О каратэ безо всякой специальной рекламы узнал весь мир, хотя бы и в виде баек, - после появления во всех его концах "дембелей", практически владеющих боевым каратистским "ликбезом" (или, хотя бы видевшим его действие), которых война, как это всегда бывает, разбросала по всей Японии. А если считать наскоро обученных ими американских оккупантов, то и по всей планете. Оттуда, кстати, и обилие учителей каратэ, реально умеющих неплохо драться. Это в основном люди, заставшие ту пору. Но - много ли бойцов среди обученных ими "гайдзинов"? Да и среди японцев, кстати - чего скрывать, - особенно если учиться каратэ они начали уже после войны. У меня есть мнение, что каратэ выжило именно в форме гимнастики - то есть, школьной программы, разработанной Итосу-Фунакоси, то есть, школы Сетокан - которая, несомненно, была известна куда шире, чем прилагавшаяся к ней программа армейской рукопашки - и уж, тем более, чем боевые стили Окинавы. В школу ходили практически все - но в армию всех не заберешь. К тому же даже в армии рукопашку всем не навяжешь - сроки поджимают, лучше матчасть поизучать подольше. То есть, была толпа народу, и в армии занимавшегося каратэ, только как гимнастикой на плацу, (конечно же, в виде ката) - аэродромная обслуга, водители, штабисты-связисты - да мало ли кому на боевой раздел времени не хватало.
Кроме того, необходимо учесть то, что Окинава (а затем и Корея) практически вся была перепахана американскими бомбежками. Не осталось ни единой семьи, в которой кто-нибудь не погиб! Практически вся промышленность была уничтожена. Жить было не на что, а зачастую и негде. oчень многие из японцев, окинавцев и корейцев ненавидели и презирали "белых обезьян", которых им приходилось обучать, чтобы не сдохнуть с голоду. Вполне естественное отношение побежденных к победителям.
И поэтому нечего удивляться, что учителя "бросали собакам кость, чтобы те не просили мяса". То есть, преподавали все ту же школьную программу, непригодную для боя. Да и учились гайдзины - от силы год-полтора. Так что больше ничего при всем желании освоить не успевали. То есть, после войны каратистов этого направления было достаточно для того, чтобы в итоге разнести каратэ по всему миру - пусть даже в подавляющем большинстве преподавали они только гимнастику.
Таким образом, каратэ, фактически, стало первым азиатским БИ, распространившимся в мире столь массово. Даже дзюдо, прорвавшееся на Запад почти на полвека раньше, не получило такой известности! Каратэ было более унифицировано, не требовало умения подстраиваться под противника (это очень сложный навык) - или требовало его в меньшей степени. Его движения выполнялись акцентированно, при специальном "отключении" всех прочих (вертикальный корпус, подчеркнуто устойчивая стойка, хики-тэ, фиксированное "кимэ") благодаря чему прекрасно запоминались.
Действительно - я сплошь и рядом встречаю новичков, которые демонстрируют вполне каратистские навыки - но при этом нигде до этого не занимались, а только смотрели фильмы! Скажем так - таких "боксеров" в десять раз меньше, а борцов вообще нет.
Поэтому я могу подчеркнуть это свойство, как объективное и уникальное ДОСТОИНСТВО каратэ. Я этому искренне завидую. Эх, если бы движения моей системы запоминались столь же легко… Движения каратэ исполнялись "по воздуху", создавая иллюзию собственного мастерства - и эта иллюзия существовала не только для вас! Благодаря тому, что "исполнение по воздуху" было нормативным, каратист мог создавать такую же иллюзию и у тех, кто это видел! В боксе, а уж тем более в дзюдо такая иллюзия недостижима - что очевидно.
Набивка по макиваре давала самое основное - достаточно мощный и быстрый удар, которого (одного) было за глаза достаточно большинству желающих заниматься. Поэтому - не стоит удивляться, что именно каратэ задало моду во всех "похожих на него" БИ, раскручивавшихся позднее: всегда находилось достаточно недоучек или некондиционных каратистов, которым ничего не светило в каратэ. А вот в у-шу, тэквондо, пенчак-силате, кикбоксинге, если вовремя подсуетиться, можно было найти себе место - и для преподавания, и для соревнований, и для управленческой работы.
Даже Брюс Ли просто не смог бы совершить свой прорыв, не смог бы поднять такой бум, если бы не каратэ! Ведь именно оно подготовило для него почву. Именно оно подняло его на щит, как свой идеал - отчасти, кстати, и потому, что В САМОМ КАРАТЭ ТАКОЙ ФИГУРЫ НЕ БЫЛО! Не было потому, что на основе школьной физкультуры такой универсальный и результативный боец просто не мог бы появиться! Сколько бы ее ни выдавали за боевое искусство!
Посмотрите сами - ведь практически всем мастерам-каратистам Японии, известным как бойцы, приходилось сражаться с федерациями(!) доказывая, что "это тоже каратэ". А "отцы каратэ" - признавали только ката. Потому что ката, исполняемые в напряженно-силовой манере, и были сущностью каратэ, как силовой гимнастики! Оцука - мастер джиу-джитсу, - вообще не считал свое Вадо-рю каратэ. Тем "каратэ", которым оно сегодня является, Вадо-рю стало в результате долгой рихтовки в соревнованиях ВУКО - и, благодаря этим соревнованиям, выдвижения на ключевые посты людей, понятия не имевших ни о каком джиу-джитсу. Ояма - тот вообще никакой методики не придумывал и никакой школы не создавал. Он просто открыл зал, в который пригласил всех, кто хочет драться. И там очень быстро собрались те каратисты, которые любили драться - и которым не давали этого делать в родных федерациях. Так появился Кекусинкай - безо всяких методик, просто из обмена опытом всех собравшихся, имевших, кстати, черные пояса по разным стилям. Методики "подгонялись" под это уже потом - по большей части, беззастенчиво заимствовались из годзю-рю, наиболее знакомого Ояме. Именно поэтому Кекусин и развалился после его смерти - потому что никогда не был единым. Потому что все ката и методики были чисто формальными, а не несли в себе некое ядро стиля. Да и не только в Кекусин такое происходит - возьмите хотя бы тэквондо ИТФ, которое после смерти Генерала разваливается на куски, дискредитируя самое себя непрекращающимися сварами и скандалами и перекрестным лишением данов всех и вся, включая самых заслуженных; большинство членов которого поспешно перекрашиваются под олимпийское (то есть, более прибыльное и престижное) ВТФ. Оно тоже не было единым. Большинство его членов в разных странах (да и в самой Корее) были в свое время стахановскими методами перевербованы из различных видов каратэ или корейских стилей вроде тансудо. Ну а теперь - бумеранг вернулся…
Короче, везде дело шло так же, - и сейчас идет так же, - как и в нашей стране. Сперва приходило каратэ - а потом все остальные. А оно приходило в виде той самой школьной программы, в виде силовой гимнастики, МОГУЩЕЙ превратиться в боевое искусство. И служившей боевым искусством - пока не приходили другие, более к этому пригодные. Все правильно - ведь лучше иметь хоть какую-то программу действий, чем вообще никакой. А если эта программа фанатично отработана и подкреплена большой силой, если человек искренне в нее ВЕРИТ - то она вполне может служить в этом качестве. Причем - в этом случае она способна достаточно успешно конкурировать, например, с боксом или борьбой, чья подготовка все-таки гораздо более индивидуальна, пусть и по разным причинам.
Именно поэтому, как я считаю, силовая гимнастика каратэ стала базовой системой рукопашной подготовки в большинстве стран мира. И - основной точкой зрения на преподавание БИ для большинства людей.
Именно оттуда это исполнение элементов "по шагам", друг за другом, именно оттуда установка на упорную качку, удивительная, даже нарочитая скудость арсенала и примитивность "бункай" при наличии в ката огромного количества "небазовых" элементов - так сказать, "консолей" для размещения боевых апгрэйдов. И они все-таки есть, эти апгрэйды - жаль только, что сегодня даже руководители федераций уже не знают, как они выглядели и как исполнялись. Но им не до того - на носу следующие соревнования, под которые нужно срочно занять денег. Ведь престиж каратэ упал столь же низко, как у спортивного фехтования - трибуны в залах полупусты, а то и вообще… Утверждая, что эти "апгрейды" есть, я не просто выдвигаю очередную гипотезу. Хвастаться стоит только тем, что действительно можешь сделать. Так вот - я вам могу их показать и объяснить. Дать на одно и то же движение до десятка различных "бункай", причем применимых в бою - в том числе и таких, о которых вы вообще не догадывались. И вы сами сможете убедиться в их боевой эффективности. И это - именно каратэ, в чем вы сами сможете убедиться. Но это не то каратэ, которое старательно развивается сегодня - и которое преподносится вам под видом "традиции". Это боевое искусство каратэ - то самое, которого вы все ищете и которого не знаете. Каратэ, в котором есть удары руками, кроме "цки". Которое позволяет обыграть более сильного противника, свободно маневрировать, без проблем работать с представителями любого незнакомого стиля, драться на земле - словом, настоящего БИ, способного существовать и без спортивной рекламы. В качестве живой традиции, передающейся благодаря своей прикладной ценности. И это касается не только каратэ - точно так же можно "развернуть" и любой другой стиль, некогда бывший боевым - каратэ просто наиболее наглядный и наиболее яркий пример.
… Итак - еще раз вернемся к формам.
Все то, что я только что вам обещал, возникло не из пустого места - в том числе и не из моей головы, которую очень многие хотели бы считать пустой. Это все - плод проработки ката. Тех самых ката, о которых мы с вами начали разговор. Причем - многие из этих ката я даже не заучивал: у меня были уже какие-то образцы в виде ранее изученных, были типовые формы изменения положения рук и ног, перемещения, удары и другие приемы различных стилей. У меня были книги, в которых приведены все эти ката. Сделать оставалось немногое: внимательно рассмотреть эти книги и прикинуть, где, что и как могло исполняться.
Заучивать ката для этого необязательно - заметьте, не "не нужно", а НЕОБЯЗАТЕЛЬНО. То есть, какие-то из них все-таки знать нужно, чтобы иметь в руках ключи к расшифровке - но это количество невелико - хватит хорошего знания двух-трех достаточно сложных форм. То есть, того самого "традиционного" количества, благодаря которому в старину получались бойцы, способные противостоять представителю любой другой школы, - даже совершенно незнакомой. То есть, умеющие читать не только ката, но и тактический рисунок боя, просчитывать движения противника. Это умение позволяет читать и любые другие ката - даже впервые увиденные. Почему? Да потому что их выполняют люди. И придумывают - люди. Те же бойцы, которых надо уметь читать.
То есть, эти ключи универсальны.
Я не буду утверждать, что могу исполнить любую из ваших ката - я этого никогда не утверждал. Это невозможно - ни у кого сегодня на это времени не хватит. Еще раз прошу обратить на это внимание. Но если вы захотите рассмотреть ЛЮБУЮ из них - то мне вполне достаточно будет того, что ее знаете ВЫ. Или хотя бы имеете книгу. Вместе выучим и вместе проработаем.
Что мы получим в результате?
Отдельный вопрос - причем очень интересный. Мы получим самостоятельный, причем, самодостаточный стиль боя, базирующийся на одной или нескольких ката. То есть, совсем, как было в старину. И, тем не менее, это будет каратэ.
Благодаря обилию ката таких стилей (вполне боевых!) могут быть десятки - а благодаря разному способу исполнения и интерпретации движений этих ката таких стилей могут быть сотни. И я не шучу. Каратэ - одно, само по себе! - может быть столь же многолико, сколь и китайское ушу. И это, кстати - еще одно его несомненное ДОСТОИНСТВО, которым обладает далеко не каждое БИ. Потому что благодаря этому каратэ можно обучить несравненно большее количество людей - но… при условии учителей, все это знающих.
А их нет. В мире распространена именно "гимнастическая" вариация каратэ - и именно из нее миллионы людей пытаются сегодня выжать хоть каплю боевого смысла. И - ирония судьбы! - не обращают внимания на путающиеся под ногами боевые школы. Которые - есть. Например - Уэти-рю, или Пангайнун-рю, которое имеет три ката - но строго на единой основе. Как и положено. Сейчас, как дань современной моде, в Уэти-рю введены еще шесть добавочных форм - но они созданы на той же основе, из более старых. Пангайнун же до сих пор обходится тремя. И это стиль, имеющий свое лицо"! Но… когда я смотрю на мастера Сэнагу (9 дан), исполняющего эти ката, я вижу не бойца, а "гимнаста". Последователя Итосу, никогда ничем, кроме ката, не занимавшегося - и усиленно подгоняющего самобытный боевой стиль под общий для современного каратэ гимнастический стандарт. Все те же вертикальная спина, хики-тэ, подчеркнуто последовательное и обособленное исполнение движений, нарочито упрощенные "бункай". Медленная, напряженная манера исполнения. Так и кажется, что он всем своим видом говорит: "Это же каратэ! Вот ТАКИМ оно должно быть!" И сильный, выставленный удар Сэнаги для меня не доказательство. Итосу тоже славился пушечным ударом. И - неумением быстро перемещаться. То есть, как боец он был не очень опытен…
Насколько исполнение Сэнаги отличается от исполнения тех же ката Канэем Уэти! Там болеe легкие перемещения, свободные руки, расположенные перед грудью, наклонная спина - словом, то, что необходимо для боя! С этой точки зрения, американец Стюарт со своим третьим даном, отделившийся от "традиции" Уэти-рю и развивающий под названием "Пангайнун" ИМЕННО ЭТО - гораздо более боец и гораздо более прав. С моей точки зрения, Стюарт гораздо более "хранитель традиции", чем Сэнага - пусть даже он и гайдзин.
Быть японцем - еще не значит знать каратэ. Иметь высокий дан - еще не значит "хранить традицию". Сегодня это скорее значит - хоронить ее. Чем Сэнага и занимается. Да и не только он: ведь авторитет его девятого дана для многих непререкаем и окончателен. Вот, недавно в нашей стране было выпущено, наконец, первое пособие по Уэти-рю, написанное неким Хосидзаки Кудзо (говорю "неким", поскольку встречал множество книг по БИ, при переводе "менявших" автора - так пираты спасаются от судебного преследования). Ката Уэти-рю, приведенные в двух брошюрах этого пособия, выполняются именно так - с прямой спиной, хики-тэ и т.п. То есть, всеми силами подгоняются под стандарт ВУКО. То есть, изучая их по этой книге, вы получите весь тот букет недостатков, который мешает современному каратэ быть эффективным боевым искусством.
Именно благодаря этим каноническим идиотизмам (кстати - ВПОЛНЕ УМЕСТНЫМ И ПРИГОДНЫМ при исполнении ката в качестве гимнастических комплексов для последовательной прокачки разных групп мышц), некогда введенным Итосу и Фунакоси в ката каратэ, оно имеет такой низкий КПД, как боевое искусство. Ведь никто не дерется так! А почему? - Да потому что нельзя так драться! Убьют. Потому и сами каратисты так не действуют - даже на собственных соревнованиях, которые, по идее, должны были бы выяснить, кто из них лучше овладел каратэ...
Каратэ? Как бы не так! Соревнования выясняют лишь, кто лучше дерется. Даже если при этом он не выходит за рамки правил - и в этих рамках вполне можно использовать техники, строящиеся на совершенно другой основе! Прямой удар есть и в боксе, а подсечка - в дзюдо. Но при этом оба этих вида дают куда больший опыт соприкосновения с противником, взаимодействия с ним. Потому и имеет неоспоримое преимущество боец, ранее занимавшийся борьбой или боксом. Даже на соревнованиях по каратэ.
Вы говорите о спарринге Хигаонны? А кто из каратистов сегодня дерется так - "легко, с необычайной работой ног и с обилием быстрых ударов ногами в нижний уровень"? на каких соревнованиях вы можете это увидеть? Кекусин? Но его лоу-кики легкими не назовешь. А уж необычайными - тем более…
Стоит заметить, что Хигаонна учился, в основном исполняя ката. Как уже говорилось, так тогда было принято. А кто сегодня расшифрует вам ката так, чтобы вы научились драться, как Хигаонна? Да никто. Потому что в ката этого не видно - а при господствующем повсюду способе их исполнения не будет видно никогда. Благодаря тем самым догматам.
Благодаря этим догматам люди, приобретая мало-мальский опыт, теряют веру в каратэ - а многие из них и веру в БИ вообще.
Благодаря им обучение БОЮ тормозится на самых начальных этапах, после чего большинство учеников разбегается по разным другим стилям, где их могут научить более реально двигаться и бить, где им дают готовые тактические схемы. Причем мотивация понижается не только естественно (начинающий боксер дерется лучше начинающего каратиста), - но и искусственно, благодаря ориентации федераций на спорт.
То есть, я считаю, что благодаря сегодняшней политике федераций и свойственного им подхода к преподаванию, благодаря утверждаемым ими методикам каратэ сегодня роет себе могилу. И не только каратэ - и ушу, и тэквондо это касается в той же мере. В погоне за спортом утрачиваются стилевые различия, утрачивается вообще всякая связь с традицией. Благодаря ориентированной на сиюминутный успех политике федераций сегодня и нет учителей, могущих обучить настоящему БИ. Им не дают вырасти. Их не учат тому, о чем я тут вам рассказал - их учат выигрывать соревнования. По трем ударам, без контакта, с прекращением боя после каждого попадания. Одно это уже убивает БИ в каратэ. Даже кекусин имеет такие ограничения, которые на улице просто глупы - и которые выходили боком его последователям. И будут выходить!
Но - чур меня, чур! Не будем отвлекаться.
Мы снова вернемся к ката.
Дело в том, что большое их число в каратэ объясняется крайне незатейливо: добросовестные "хранители традиций" Фунакоси и Мабуни просто собрали все известные им ката - и ссыпали в один большой мешок. Про запас - вдруг кому понадобится. Вдруг кто разберет. И за это их, кстати, действительно стоит поблагодарить. Хотя бы за эту запасливость, которая сегодня дaет нам возможность судить о том, какими когда-то были самые разные вариации "протокаратэ". То есть все эти мелкие местечковые сюри-тэ и томаритэ, - поскольку наиболее популярные ката сегодня все-таки не пропали. Благодаря Фунакоси и Мабуни. То есть, ката каратэ, собранные в таких стилях как Сетокан, Годзю-рю, Вадо-рю и Сито-рю НЕ ЯВЛЯЮТСЯ единой системой. В них не стоит искать никакого высшего порядка. Ранее я уже упоминал о том, что в них присутствует поразительное для других БИ количество "небазовых элементов". Так вот - сейчас я скажу больше: в них зачастую присутствуют совершенно разные элементы и способы движения, присущие РАЗНЫМ ШКОЛАМ. Сравните, к примеру, те же Канку, Тэкки и Хангецу, входящие в канон Сетокан - и подумайте, одно ли это искусство. С моей точки зрения, они похожи не более, чем порося на карася. Это, фактически, совершенно разные стили боя!
Наиболее ярко это заметно на примере сито-рю - если в Сетокане еще пытались как-то унифицировать ката, отбирая и видоизменяя их, то в сито-рю все оставили как есть - и там наиболее ярко заметны отличия, например, ката группы Итосу от ката группы Хигаонна. Тех самых, которые входят в канон годзю-рю - которое постепенно посредством канонов ВУКО приобретает все более "сетоканский" вид. А кстати - к Уэти-рю оно куда как ближе. Ближе, чем любое другое направление из четверки ВУКО, потому что ВЫШЛО ИЗ ТОГО ЖЕ старого китайского стиля Пангайнун. Все ката, изучаемые в Уэти-рю и в Пангайнун-рю являются каноническими и для годзю. И манера перемещения, значит, когда-то была такой же. Значит - и в годзю-рю была наклонная спина, характерная стойка, куча захватов и бросков. То есть - ДОЛЖНА БЫТЬ…
Потому и писал я когда-то: не будь Фунакоси - каким бы сегодня было каратэ?
И - стоит ли говорить "спасибо" этому человеку, определившему политику федераций вплоть до наших дней? Косвенно повлиявшему на развитие ВСЕХ - за редким исключением - БИ в мире?
Или хотя бы - ЗА ЧТО говорить спасибо? По-моему, за то, что сохранил или помог сохранить ката. И не более.
А в остальном…
Ведь именно федерации сегодня насаждают отношение к ката, как к необходимому условию сдачи на пояс - и только. И именно поэтому ката учат кое-как, наспех, без обдумывания. Поэтому их выполняют только в одной манере. Поэтому большинство каратистов считает их "бабьими танцами". И им нечего возразить, поскольку в этом случае ТАКИЕ ката - действительно бабьи танцы, не имеющие ничего общего с условным спаррингом, по которому проводятся соревнования. А зачастую - не имеющие ничего общего и с изначальным видом тех же самых ката. Пример - Сэнага, 9 дан.
Пример - тот парнишка, который в сердцах крикнул мне: "А зачем мне их по-другому учить, если у меня их именно так принимать будут!"
Ему надо СДАТЬ. Как можно скорее. Сейчас! А не возиться "по-другому", снова и снова выворачивая ту же самую форму. Даже если по-другому - это значит, так, как надо для боя. Ради чего, собственно, он когда-то в секцию пришел…
Таким образом, методики федераций не дают возможности полностью раскрыть потенциал ката. Привлекаемые ради количества "окученных" клиентов или ради громких побед недоучки и "переучки" искажают или отрицают смысл ката. И такая политика федераций уничтожает не только учителей, действительно умеющих работать с ката (на это не остается времени - да и учить этому становится невыгодно) - но и сами ката, как носитель информации. Обратите внимание: новые формы, которые сегодня создают многие из федераций, не только гораздо проще, но и не имеют никакого боевого смысла, кроме самого примитивного, лежащего на поверхности.
Таким образом, продолжая политику, некогда заданную Фунакоси и его последователями, федерации упрямо ведут людей все дальше от истинного смысла каратэ - даже от гимнастического. Ибо никто в наши дни таким способом качаться не хочет и не будет. Есть более быстрые и удобные способы. И более безвредные - цигун, к примеру.
С уважением
ЮЮ.