Первые сведения о каларипаятту появились впервые на страницах зарубежных спортивных журналов в самом начале 1980-х. Внимание привлекли цветные фотографии бойцов с необычным оружием в руках: изогнутые палки, стальные бичи, кинжалы необычной формы... Фотографии поединков полуголых бойцов показывали искусство, которое заметно отличалось от уже популярного в то время каратэ.
Из опубликованных статей можно было узнать, что это древнее боевое искусство практикуется где-то на юге Индии. В то время поехать в Индию было делом почти невозможном и о более близком знакомстве пришлось забыть. Однако, необычное название запомнилось, и интерес к этой древности остался.
Прошло семь лет. И вот на спортивной арене комплекса в Битце появились живые бойцы каларипаятту, которые приехали на праздник “Утсав”, который впервые состоялся в Москве в рамках советско-индийского фестиваля. “С доставкой на дом” к нам приехали лучшие боевые мастера из самого крупного центра “Калари Сангхам”, расположенного в городе Тривандрум, столица штата Керала. Возглавлял делегацию бойцов мастер Нарайянан Найр. Газета “Советский спорт” писала об этом событии следующее:
“Азартно и щедро аплодировали зрители большой группе атлетов, демонстрировавших древние виды индийского боевого искусства. Схватки с мечами и щитами, саблями и кинжалами, бамбуковыми палками и короткими дубинками, сражение одного безоружного бойца с двумя вооружёнными – всё это исполнялось с большим искусством и явственно напоминало о распространённых у нас в стране видах национальных единоборств и о рождённой уже после революции борьбе самбо”.
Действительно, зрители были поражены сериями молниеносных ударов и блоков, необычным оружием, вращениями и прыжками-полётами бойцов. Совершенное владение своим телом и лёгкость обращения со всевозможными видами оружия произвели сильное впечатление. Так мы смогли увидеть каларипаятту в действии, но праздник был коротким и в праздничной суете познакомиться с бойцами поближе не удалось.
Несколько лет спустя к нам попал сериал фильмов “Путь воина”, одна из серий которого посвящена индийским боевым искусствам. В этом фильме показано, как занимаются каларипаятту на его родине.
И вот, наконец, нам представилась возможность побывать в Индии и посетить знаменитый “Калари Сангхам”. Путешествие туда напоминало древнюю сказку.
Штат Керала находится на самом юге Индии, а его главный город – Тривандрум – был столицей древнего царства Траванкор, занимавшего узкую полосу земли на западном побережье полуострова, образованного наиболее выдвинутой на юг частью континента.. Это земля необычайной красоты, отличающаяся от остальной Индии пейзажем, растительностью, историей, расой жителей (тёмных, стройных, с негроидными чертами лица), культурой. В штате Керала очень много христиан, что является последствием португальской колонизации, которая началась с Керала. Керала – наиболее бедный и наименее грамотный штат страны.
Центр “Калари Сангхам” расположен в городском форте. Форт в Тривандруме только один. На его территории размещается базар и великолепный храм Падманабха Свами с характерным для древней архитектуры Южной Индии “гопурамом”, или высокой, в несколько ярусов конусной башней над главными воротами.
Мы пошли в форт, показывая ежеминутно карточку с написанным на ней адресом:
c.v.n. kalari sangham,
fort, trivandrum 23, kerala
и вскоре попали в “Керала Сангхам”, тренировочный центр с кабинетом врача аурведы. Тренером, владельцем и врачом этого центра является знаменитый гуррукал Нарайянан Найр. Слово “гуррукал” означает “мастер” или “учитель”.
Оказалось, что в этот день мы уже ничего не увидим. Тренировки в центре начинаются в семь часов утра и продолжаются два часа.
Назавтра утром мы были приняты необычайно тепло. Несколько ребят установили тростниковые кресла на галерее, идущей вдоль тренировочного зала, и мы могли хорошо видеть всё тренировочное занятие. Пояснения к увиденному на тренировках и ответы на наши вопросы давал сам гуррукал.
Вопрос: Что означает название боевого искусства “каларипаятту”?
Ответ: На диалекте малаям слово “калари” означает “гимнастический зал” или “место занятий“, а слово “паятту” – “рукопашный бой”.
Вопрос: Когда возникло это искусство?
Ответ: Каларипаятту – это одно из нескольких индийских боевых искусств. В то время, как другие виды борьбы, типа “тонтха” и “патхан” происходят с севера страны, каларипаятту возникло на юге в штатах Керала и Тамилнаду.
Самые ранние упоминания о каларипаятту встречаются в тамильской поэзии vi–vii веков, когда появилось регулярное обучение воинов.
Однако, некоторые историки утверждают, что, что корни искусства уходят в глубь тысячелетий. Легенда приписывает его создание Парашураму – ”герою с топором”, или шестому воплощению бога Вишну, одного из божеств индусской троицы. Он обучил этому искусству других брахманов. Индийские эпосы “Махабхарата” и “Рамаяна” упоминают боевое искусство под названием “Дханурведа”. Некоторые мастера утверждают, что их искусство происходит именно от Дханурведы.
Предполагают, что национальные боевые искусства развивались в Индии и Китае примерно в одно и то же время. В пятом или шестом веке индийский монах по имени Бодхидхарма познакомил монахов китайского храма Шаолинь с индийским боевым искусством. Сегодня боевые мастера из Китая и Японии подтверждают, что развитие их боевых искусств началось из храма Шаолинь.
Каларипаятту связано с другими искусствами штата Керала, особенно, с театром “катхакали”, актёры которого проходят сложную физическую подготовку и обучаются технике фехтования самыми разными видами оружия.
Своего наибольшего расцвета каларипаятту достигло во второй половине xvi века. После вторжения в Индию англичан искусство рукопашного боя, в котором колонизаторы видели опасность для себя, стало исчезать. Англичане безжалостно уничтожали мастеров и их школы, однако, в народе искусство бережно сохранялось. В народной памяти сохранились имена таких легендарных бойцов, как Тхачоли Отхенан (прославленный воин-вождь племени из Северного Малабара), Палаат Коман, Тхачоли Чандху... В истории сохранилось также имя женщины – Уннийарча, которая в одиночку победила нескольких бандитов.
Вопрос: Каково состояние боевого искусства сегодня?
Ответ: В начале 1970-х годов, когда во всём мире начался “бум боевых искусств”, на волне роста национального самосознания вновь возник интерес к индийским боевым искусствам. Началось возрождение каларипаятту.
Сегодня каларипаятту практикуют все: мужчины, женщины, мусульмане, христиане, индусы и люди разных каст. Это приводит к возникновению многочисленных стилей.
Появились первые филиалы за границей – в Канаде. Эдвард Эленасир открыл первую школу в Ванкувере. Эдвард – потомственный мастер каларипаятту. Он начал изучать искусство в возрасте шести лет у своего отца, а тот учился у своего отца. Сегодня у него всего двадцать учеников, но интерес к искусству огромный.
Вопрос: Сколько людей изучают каларипаятту в Индии?
Ответ: Количество занимающихся по всей стране превышает пять тысяч человек. Конечно, в сравнении с населением Индии это – капля в море, однако количество занимающихся стабильно растёт.
Вопрос: В каких условиях проводятся тренировки учеников?
Ответ: Из-за страшной жары и высокой влажности, которые характерны для юга Индии, занятия, как правило проводят в закрытых помещениях по утрам, когда не так жарко. Вечером заниматься невозможно, потому что после захода солнца темнеет мгновенно. Типичное помещение для занятий имеет размеры небольшого школьного гимнастического зала. Вместо деревянного пола – плотно утрамбованная земля. Ученики занимаются в “дхоти” (короткие штаны-юбка) и босиком. Вход в зал, по традиции, делают с восточной стороны. Иногда помещение немного заглубляют в землю, чтобы в нём было прохладнее. Внутри зала есть два возвышения: “потара” – место для судей или экзаменаторов и “гурутара” – место, на котором сидит учитель, гуррукал.
Когда ученик выходит для исполнения упражнений, он должен приветствовать учителя и всех присутствующих в соответствии с принятым ритуалом.
Принято различать два вида упражнений в калари: паят калари (индивидуальные упражнения) и анкам калари (поединки в парах).
Вопрос: Каков возраст ваших учеников?
Ответ: Я принимаю учеников с семи лет и до двадцати лет. Конечно, лучше начинать тренировку, как можно раньше. Для маленького мальчика авторитет взрослого учителя чрезвычайно высок. Ребёнку проще всего привить уважение и любовь к окружающим людям и научить послушанию. Ум и тело ребёнка особенно восприимчивы. Его скелет и мышцы находятся в состоянии формирования. После двенадцати лет ежедневных тренировок по два часа в день плюс полчаса массажа, способный мальчик может достичь высокого уровня мастерства.
Вопрос: Каков технический арсенал каларипаятту?
Ответ: Каларипаятту – это универсальное боевое искусство. В его арсенал входят различные удары кулаком, ладонью, локтем, ступнями, коленями, головой и другими частями тела. Кроме того, изучаются многочисленные броски и более двухсот болевых захватов и удержаний.
Точно так же, как в китайском ушу, очень многие техники заимствуются у животных. В арсенале искусства есть техники, связанные с такими животными, как слон, лошадь, кошка, лев, змея, медведь...
Вопрос: В какой последовательности проводится обучение?
Ответ: Сначала ученик изучает базовую технику и комплексы специальных движений, по сути аналогичные ката каратэ. Потом проводится обучение фехтованию различными видами оружия. Высшая стадия обучения – рукопашный бой без оружия. Важной частью всего процесса обучения является специальный массаж.
Вопрос: Расскажите об этом подробнее.
Ответ: В течение первых четырёх лет используются только физические упражнения, называемые “майпаятту”, предназначенные для физического развития тела. Эти упражнения представляют собой комбинации шагов, поворотов, прыжков и наклонов. Таких комбинаций всего двенадцать, и каждая последующая всё более сложнее и труднее предыдущей. Десятилетние мальчики могут легко выполнять полный поперечный шпагат, в котором делают круговое вращение туловища, касаясь головой земли.
Упражнения для физического развития выполняют не только начинающие ученики, но и мастера. Главное упражнение заключается в серии прыжков с подтягиванием полностью выпрямленных ног вверх–вперёд так, чтобы колени коснулись тела. Мастера делают такие прыжки, попадая кончиками пальцев в небольшой кожаный мяч, подвешенный на высоте примерно три метра от земли.
Прошедшие курс начальной подготовки ученики начинают осваивать различные виды оружия. Каларипаятту – это прежде всего искусство самообороны. Мастер, владеющий им, практически неуязвим для противников, независимо от их количества и вооружения. Видов оружия множество – кеттукари, черувати, отта, уруми и другие.
Когда ученик полностью овладеет этой частью искусства, учитель может начать обучение бою без оружия. Гуррукал обучает этому только тех учеников, которых он считает достойными этого. Учитель должен убедиться в том, что его ученик никогда не использует свои навыки в дурных целях.
Вопрос: Расскажите более подробно о видах оружия, которые используют бойцы каларипаятту в тренировках и поединках. Для чего они предназначены и чем отличаются?
Ответ: Прежде всего принято различать деревянное и металлическое оружие (“анган тхари”).
Деревянное оружие – это шесты, палки и дубинки различной длины (от нескольких метров до нескольких сантиметров) и различной формы. Особенно часто используют кеттукари и черувати.
Кеттукари – это тонкий и очень прочный бамбуковый шест длиной примерно 2,7 метра. Боец использует оба конца шеста для нанесения и парирования ударов. Тренировка с кеттукари совершенно необходима для овладения копьём.
Черувати – жёсткая и лёгкая бамбуковая палка длиной примерно 0,7 метра. Удары этим оружием наносятся с ошеломляющей частотой, доходящей до 100–120 ударов в минуту. Используется в атаке и в защите.
Мадзху – толстая тяжёлая дубина используется для упражнений и поединков и обеспечивает хорошее физическое развитие бойца.
Этими видами оружия боец учится владеть на начальных стадиях тренировки, однако, есть деревянное оружие доступное только мастеру. Это оружие – отта – искривлённая в форме буквы “s”деревянная палка с рукоятью на одном конце и небольшим шариком на другом.
Отта – это больше, чем оружие, это – некий символ каларипаятту. Количество ударов, уколов и финтов с этим оружием огромно. Специфический загиб на конце позволяет мастеру “обойти” любую защиту и нанести удар в любую точку тела. Известно шесть таких точек, удары в которые вызывают мгновенную смерть. Если прочие виды оружия имеют по двенадцать комбинаций ударов и защит, то отта имеет их восемнадцать! Отта считается одним из двух “высших” видов оружия (второй вид “высшего” оружия – уруми – гибкий стальной меч).
Боец, свободно владеющий отта, становится мастером и имеет право на звание “гуррукал”. Он становится непобедимым. Ловкий и стремительный в движениях, он может в мгновенье ока обезоружить противника, бросить его на землю и даже убить его голой рукой.
К металлическим видам оружия относятся различные пики, трезубцы, кинжалы, сабли... Как правило, боец в одной руке держит оружие, а в другой – щит.
Прямой и обоюдоострый меч имеет длину около 1,2 метра. В левой руке боец держит щит диаметром около 0,5 метра, слегка выпуклый в центре и сделанный из нескольких слоёв прочной кожи, покрытой жестью. Сражение ведут на открытом воздухе. Непрерывные прыжки и повороты, стремительные смены позиций, удары “в полёте” создают зрелище невероятной грациозности и быстроты.
Стилет необычной формы имеет широкую гарду, защищающую всю ладонь сверху и снизу до запястья. Он имеет длину около 0,2 метра. Бойцы выполняют ими удары и уколы.
Уруми – стальной обоюдоострый меч шириной 2,5 см и длиной примерно 1,5 метра, столь гибкий, что воины носили такие мечи свитыми вокруг пояса. Это – высший вид оружия и, подобно отта требуется не менее двенадцати лет для его изучения.
Гуррукал встал, чтобы показать нам технику фехтования с уруми. Все предыдущие упражнения показывали нам ученики, а теперь вышли сам гуррукал и его помощник.
Противники встали друг против друга на расстоянии около двух метров, сжимая в правых ладонях что-то вроде стальных пружин, свитых кольцами. Вдруг что-то свистнуло и фигуры обоих бойцов окружил блестящий веер. Это распрямились уруми, один из наиболее смертоносных видов оружия, придуманных человеком. Использовали его в момент наибольшей опасности и тем эффективнее, чем больше было противников и, чем лучше они были вооружены. Оружие это очень опасное и даже во время тренировок случаются тяжёлые ранения.
Существуют и некоторые другие виды оружия. Например, обычное короткое копьё с острым наконечником используется для нанесения уколов в том случае, когда нужно удерживать противника на дистанции, но часто его используют против меча, что требует овладения двумя совершенно различными техниками. Зрелище это чрезвычайно эмоциональное.
К необычным видам оружия относится мади – оружие из острых рогов антилопы.
Вопрос: Мы уже обратили внимание, что во время тренировок используются различные формы поединков. Какие используют наиболее часто?
Ответ: Действительно, существует несколько форм поединков. Например, пулиям каппату или “бой леопардов”, когда сражаются два человека, вооружённые саблями и щитами, или катхиум тхалаюм – поединок воина с ножом против безоружного, имеющего только кусок ткани в руках. Атаки стремительные и смертельно опасные, защита спокойная и надёжная. Хорошо подготовленный боец может голыми руками обезоружить противника с ножом в течение нескольких секунд.
Верхом совершенства считается пулиянкам –сражение с уруми, которое вы видели. Самым распространённым видом поединков является верумкай – поединок безоружных бойцов.
Вопрос: Мы обратили внимание на то, что вся тренировка тесно связана с массажем. С чем это связано?
Ответ: Майпаятту неразрывно связано с массажем, называемым узхичили, который служит для растяжения связок и увеличения гибкости тела. Узхичили проводит сам гуррукал. Для этого необходимо знание каждой кости, нервной системы и системы кровообращения. Ученик натирает тело медицинскими маслами и ложится на землю, а учитель, повиснув руками на верёвках, массирует его обеими ступнями.
Индийская аурведа широко использует приёмы узхичили, имеющего омолаживающее и лечебное действие при многих болезнях.
Практически все мастера каларипаятту являются одновременно специалистами аурведы и народными лекарями.
Мы видели эту процедуру и можем сказать, что после нескольких минут такого массажа ученик выглядит так, словно по нему проехал дорожный каток...
Вопрос: Многие восточные единоборства имеют в своём арсенале приёмы воздействия на болевые точки, расположенные на теле противника. Такие приёмы получили общее название дим мак. Существуют ли аналогичные приёмы в каларипаятту?
Ответ: Такие приёмы являются основой нашего искусства. В “Марма сутре”, древней книге по каларипаятту, описаны 108 болевых точек на теле человека, удары в 12 из которых смертельны.
Вопрос: Что Вы можете сказать любителям боевых искусств в нашей стране, которые хотели бы изучить каларипаятту?
Ответ: Каларипаятту никогда не используют в практических целях. Это – способ самосовершенствования. Мастером может стать только совершенный духовно. Для этого требуется самоотверженность аскета и необычайно сильное желание. Только это поможет выдержать долгие годы тяжелейшего тренинга и позволит сказать: “Я достиг этого”.
Никто из нас не изучает каларипаятту для того, чтобы стать “звездой экрана или выступать в цирке. Мы редко появляемся на публике, мы не артисты и не гладиаторы. Просто каждый из нас хочет быть совершенным. Для себя самого.