"Брюс Ли отвергал традиции, делая то, чего никогда не делали другие мастера боевых искусств. Он отбрасывал привычные атрибуты. Он пропагандировал комплексные тренировки, не носил формы, создал собственное боевое искусство. Это ставило его особняком, отличало от других и обращало на него всеобщее внимание. Сегодня общее мнение в среде боевых искусств таково, что так было всегда и будет всегда, и всегда было правдой".

(Паула Иносанто)

Джит Кун До - одно из самых драгоценных сокровищ среди боевых искусств, его последователи относятся к наиболее разносторонне подготовленным мастерам боя в мире. Они тренируются в такой обстановке, которая помогает им развить мастерство реального поединка. Всё искусство Джит Кун До (ДКД) связано с движением - перемещения, скольжения, удары руками и ногами, захваты и броски, блоки и контрудары. Это продолжение вечного движения, хотя это и поток спокойствия, заключенный в осознавании, восприимчивости и интуиции.


Около 30 лет прошло с тех пор, как создатель ДКД, Брюс Ли, сделал прощальный поклон, оставив великолепное наследство своим ученикам и ученикам своих учеников. После его смерти знамя школы было подхвачено, и до сих пор ДКД возглавляется его главным учеником Дэном Иносанто.


Имея школу в Лос-Анжелесе, Иносанто проделал огромный путь по сохранению и распространению искусства и философии Брюса Ли. Он обладает необычайным талантом привлекать к себе людей. Его последователями становятся даже мастера других видов боевых искусств. Отчего же так много сторонников ДКД в мире? "Потому что Иносанто - образованный, искренний человек с открытым сердцем", - отвечает мастер тай мантис кун-фу Роб Мозес - "С распростертыми руками он приглашает другие школы и стили в свою академию. Открытый ковер расстелен для каждого из любой точки земного шара. Иносанто - это такое благословение боевых искусств, кто же откажется к нему присоединиться?".


Несмотря на популярность этого искусства, многие все еще смешивают ДКД и его корни - Джун Фан Гун-фу и Вин Чун. То, в каком направлении собирался Брюс Ли развивать свое искусство, так и останется тайной. Тем не менее, изучение того, как на протяжении лет меняется личное представление о ДКД Дэна Иносанто, может пролить свет на это великое искусство.


Брюс Ли присоединил часть своего китайского имени Ли Джун Фан к слову "гун-фу", чтобы образовать новое имя открытым им школам - Джун Фан Гун-фу. Этим же именем он назвал свое творение - результат соединения Вин Чун, западного бокса, техники сават, борьбы и фехтования, приправленные собственными открытиями.


После проведения дополнительных исследований, а также введения некоторых существенных принципов, стратегий и концепций, Ли преобразовал Джун Фан Гун-фу в стиль, который он назвал "Джит Кун До". В то время, как Джун Фан Гун-фу был устоявшейся законченной системой, ДКД стал философией и живым процессом самораскрытия. ДКД представляет собой персональное достижение Ли, его собственный путь, которым он следовал для самоопределения с помощью медитации, тренировки духа и боевых искусств. Известно, что, как только Ли придумал имя для нового стиля, он пожалел об этом, поскольку имя стало определять пределы и ограничения его принципов и идеалов. Джит Кун До не может иметь ни пределов, ни ограничений.


После смерти Брюса Ли Иносанто должен был решить, как продолжать дело дальше без мастера. Чтобы вести школу так, как, по его мнению, хотел бы Ли, Иносанто решил продолжить использование учебной программы, предназначенной Брюсом Ли для Джун Фан Гун-фу, и сделать ее той базой, на которой ученики могут построить понимание продвинутых сторон ДКД и постепенно создать свое собственное отражение стиля. "Когда мы говорим Джун Фан Гун-фу, мы имеем в виду оригинальный стиль, переданный нам Брюсом Ли," - говорит Иносанто - "Но когда мы говорим ДКД, мы говорим о нашем персональном росте. ДКД, как говорил Брюс Ли, не может быть стандартизован, но ему можно научиться".


Черта, выделяющая Иносанто среди многих других последователей Брюса Ли, - это то, что он участвовал в создании Джун Фан Гун-фу и ДКД. Автор подробных дневниковых записей, Иносанто был школьным учителем, преподававшим в школе и колледже английский, общественные и естественные науки. Он помогал Ли в организационных вопросах и знакомил его с различными приемами тренировок. Поскольку Иносанто имел широкое представление о кенпо-каратэ, работе с оружием и особенностями многих боевых систем, он мог помочь Ли в создании и шлифовке различных методов и техник ДКД. Дэн Иносанто имел весьма основательную подготовку и в филиппинских боевых искусствах. Он проходил обучение у таких известных мастеров как Грандмастер Лео Жирон (Жирон Арнис-Эскрима), Грандмастер Анджел Кабалес (Серрада Эскрима) и Грандмастер Сириако "Какой" Касете (Досе Парес).


В Джун Фан Гун-фу базовые стойки включают естественную стойку (позицию, в которой вы стоите, когда вас атакуют) и боевую стойку. Боевая стойка подобна аналогичной в боксе, за исключением того, что ноги стоят чуть шире плеч, носки повернуты внутрь, а пятки приподняты. Руки находятся в постоянном движении. "Стойка сама по себе - это лишь момент времени, и едва люди пытаются определить ее, они упускают идею, поскольку стойка находится в постоянном движении," - говорит Иносанто - "Это все равно, что разглядывать изображение футболиста на поле. Его руки и ноги движутся непрерывно. Ключевой момент стойки - это подвижность и устойчивость".


Единственное, что утвердил Иносанто, - и что отличается от учения Ли, - это необходимость быть симметричным. Иными словами, ученики должны освоить техники как с ведущей левой, так и с ведущей правой руки. В пользу такого правила говорит рассуждение о том, что если одна сторона вашего тела выведена из строя, вы все равно можете продолжать поединок.


Иносанто по-прежнему проповедует одновременность защиты и атаки, но он говорит, что есть случаи, когда этот принцип не может быть использован. Он не делает акцента на отбивании ударов, как многие другие инструкторы, хотя он действительно блокирует и защищается от ударов вроде хука. "Мы не делаем сверх-блоков" - утверждает Иносанто. - "Иногда достаточно просто переместить свое тело. Иногда есть время, чтобы поставить жесткий блок и парирование, но обычно блок бывает очень легким. Для защиты есть легкое парирование одновременно с уходом с линии атаки, скольжением, отскоком и уклоном".


Иносанто убежден, что для того, чтобы остаться в живых, мастер боевых искусств должен быть хорош в бою с использованием ударов, в борьбе, в состязании в партере и в работе с оружием. Он должен быть многопрофильным бойцом.


"Мы используем многие из тех ударов, что нам передал в наследство Брюс Ли, но я должен сказать, что удары пережили некоторое развитие, и этот процесс продолжается и сегодня" - говорит он. - "Когда я тренировался с Брюсом Ли, мы использовали много боковых ударов (side-kicking), низких боковых ударов и боковых ударов под углом. Теперь мы больше работаем хуками и круговыми ударами. Мы используем техники, близкие к муай тай. Вы можете блокировать вместе с ударом и вы можете преграждать движение вместе с ударом. Мы делали так и до муай тай, но муай тай добавил нам понимания. То же с бандо и сават. Больше не значит лучше, это дает вам понимание различных типов атак".


Будучи всегда на переднем крае развития боевых искусств, Иносанто также осознает необходимость современного боя на земле и тренировки психики, как дополнения к учебному расписанию своей академии. В результате с уроками Джун Фан Гун-фу сочетаются уроки бразильского дзюдзюцу и уроки шутреслинга. "Люди, которые занимаются ДКД, должны реально научиться выжить в бою на земле", - говорит он - "Большинство из них по крайней мере натренированы в бразильском дзюдзюцу, шутфайтинге, греко-римской борьбе или в каком-то виде свободного боя, чтобы держать равновесие. Мне нравится, когда все мои ученики испытали себя в шутреслинге, потому что это расширяет кругозор. Многие больше уходят в сават, и это тоже здорово. Это все равно, как вы приходите в китайский ресторан, а там есть от 30 до 100 блюд. Ваша еда всегда будет отличаться от еды ваших друзей, потому что вы едите то, что вам нравится. Боевые искусства - это то же самое".


Иносанто - талантливый учитель в работе с оружием, кали и другие филиппинские стили работы с оружием занимают большое место в его преподавательской работе. "Люди не всегда любят изучать оружие" - говорит он. - "Но от 80 до 95 процентов уличных стычек связаны с оружием, тупым или острым. Если вы никогда не тренировались с оружием, вы не будете иметь никаких шансов защитить себя".


"Брюс Ли обычно цитировал из Сунь Цзы: "Люди очень умны в понимании самих себя и игнорируют понимание других людей". Почему не наоборот?" - спрашивает Иносанто - "ДКД стал почти многопрофильным. Если человек не овладел многими стилями, он не может реально вступить в поединок в 2001 году. В 1950-х годах каждый стиль соревновался только внутри своего стиля и все выполняли один и тот же удар кулаком. Но сегодня люди сражаются по-разному, они нападают по-разному. Одни люди - борцы, другие сильны в ударной технике, третьи сочетают то и другое. Стратегия, подходящая к одному десятилетию, не применима в следующее десятилетие".


Ли говорил, что боец ДКД должен владеть реальной техникой. "Однако, вы должны с чего-то начинать", - говорит Иносанто - "Человек не может сразу стать обладателем реальной техники. Он нуждается в школе, а ее нам Брюс Ли дал в виде Джун Фан Гун-фу".


Иносанто - очень открытый для всех человек и мастер, он любит тренироваться с разными людьми, и такого рода практику можно считать визитной карточкой ДКД. "Даже если вам кажется, что ваши знания превосходят знания всех остальных мастеров, иногда полезно посмотреть, чего добились другие специалисты в боевых искусствах", - говорит он. - "Или изучить их манеру движения".


Если какая-то определенная боевая техника не работает против вашего спарринг-партнера, это не означает, что эта техника вообще не работает. "Вы можете выучить 4 или 5 способов контрударов против хука, но наряду с этим вы можете получить удар вместе с хуком. Это вовсе не значит, что ваша техника хуже, а это значит, что вам надо работать над вашим характерным набором приемов, над вашими привычными реакциями, над вашим чувством времени, над согласованностью действий, над вашим ощущением пространства. Я всегда вспоминаю слова моей матери: "Неудача постигает огонь, который закаляет сталь, но в результате получается отличная вещь." Вам необходимы препятствия. Они заставляют вас учиться. Брюс Ли был прав, говоря: "Раньше человек мог иметь уверенность, а сейчас ему необходимо все время расти и учиться, чтобы приспособиться к изменяющемуся миру"".


Каждая система боевых искусств утверждает, что она владеет истиной, но иногда эти истины могут оказаться неверными для вас. Никакие два человека не могут вести себя в поединке одинаково, потому что бой включает эмоциональный элемент, жизненную позицию. "Если вы более агрессивны, вы сразу наступаете, если вам ближе пассивная позиция, вы будете более эффективны, отступая", - говорит Иносанто - "Артур Шопенгауэр говорил, что истина проходит три стадии. Первая - этого не может быть! Вторая - в этом что-то есть... Третья - да это же все знают!".


Первым примером такого отношения к истине могут послужить воспоминания Иносанто о середине 1960-х годов. Брюс Ли начал отстаивать комплексные тренировки - как в боевых искусствах, так и в любых атлетических занятиях. Например, он считал, что в индивидуальной практике последователя боевых искусств могут быть полезны занятия велосипедом, плаванием, тяжелой атлетикой, танцами, гимнастикой и йогой. Он утверждал, что тренировки в борцовском стиле помогут специалисту ударной техники и тренировка в работе ногами поможет мастеру стиля, где преобладает ударная техника рук. "Когда Брюс Ли отстаивал комплексные тренировки, это казалось абсурдным, против этого все яростно выступали", - говорит Иносанто. - "Теперь же в любом журнале вам порекомендуют этот вид тренировок. Это всеми принято, как окончательная истина".


В огромном море инструкторов ДКД Дэн Иносанто возвышается, как маяк. Одной из причин этого стало то, что он продолжает преподавать по первоначальной программе, разработанной Брюсом Ли, позволяя студентам взять все то, что им полезно, и отбросить все то, что им кажется ненужным. Он никогда не позволяет себе слишком увлечься знаменем "ДКД", не заражается фразами типа "использовать никакой другой путь кроме пути" или "истина находится вне всех отдельных упражнений".


Вместо того, чтобы раскрывать скрытый смысл того, что имел в виду Ли, Иносанто базирует свою философию на философии основателя. Он призывает людей думать самостоятельно и делать свои собственные выводы. Он также вносит дух ДКД в другие стили боевых искусств, обучая их мастеров исследованию, эксперименту и улучшению самих себя. Он продолжает преподавать искусство Брюса Ли, как метод самораскрытия, и десятки тысяч его последователей поверили в то, что это и есть самая главная цель всех тренировок.

Тэги: боевое искусство мастерство

Оцените статью:
3

0|+3