Что такое боевое искусство? Что оно собой представляет, какие цели преследует и из чего состоит. Споры по этому поводу не утихают до настоящего времени. Попробуйте спросить об этом тех, кто занимается в спортзалах. В лучшем случае, вы услышите рассуждения о том, каким уникальным стилем занимается данный субъект. (Ну, это понятно! Стал бы он заниматься, если бы не считал свой стиль уникальным!) Серьезная литература ясности в данный вопрос не вносит.
Например, в энциклопедии «Боевые искусства» объяснение термина, используемого в названии, пропущено. В большинстве же книг на данную тему авторы вскользь упоминают о том, что их стиль - это стиль боевого искусства, и поскорее переходят на привычную почву стоек и ударов. Договорились даже до того, что «дать определение этому понятию вообще не возможно». Впрочем, расписаться в собственном бессилии не лучшее решение проблемы. Отсюда можно понять пренебрежение, с которым профессиональные спортсмены подчас относятся к любителям боевого искусства. Как можно серьезно относиться к людям, которые не могут четко сказать, чем они занимаются? Сравните, например, «попытки» определений боевого искусства с определением борьбы: «борьба, как вид спорта, представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам». Все четко, ясно и понятно!
К сожалению, подобные четкие определения не подходят под боевое искусство хотя бы потому, что не всегда соперников двое и не всегда оба действуют по правилам. Автор не надеется своей статьей раз и навсегда внести ясность в данный вопрос. Но если не пытаться это сделать, то миллионы занимающихся так и останутся в неведении относительно того, чему они отдают столько сил (и средств!), а волна ничем необъясненного и неопределенного мордобоя будет и дальше катиться по нашей стране.
Итак, что такое боевое искусство? Для облегчения задачи, определим смежные с ним области человеческой деятельности, исходя из самого термина. Что у нас вообще относят к искусству? Живопись, литература, поэзия и так далее. Вот это соседство! Если следовать формальной логике, то придется признать, что результатом искусства может быть как разбитое в кровь лицо соперника, так и поэтическое четверостишие.
Для того, чтобы разобраться в этом кажущемся нонсенсе, вспомним, что любое искусство включает в себя два уровня. Первый - это приемы мастерства, которые используются в данном искусстве. Например, в поэзии существует четкая классификация размера стиха, типов рифм и так далее. Второе - это личный талант к творчеству, который и делает из подмастерья мастера. Приемы мастерства преподаются в десятках школ и институтов, но только приемы. Понятно, что талант преподать на занятиях в аудитории нельзя. Можно написать книгу по актерскому мастерству для студентов ВГИКА и обучать по ней, но мастерами сцены из студентов станут единицы. Те, в которых искра таланта изначально присутствовала, и кто, так сказать, не закопал свой талант в землю. А остальные? Кто они? Отработанный материал? Совсем необязательно. Кто сказал, что театру нужны одни гении? Кому-то нужно и второстепенных персонажей играть, и в массовках участвовать. Ладно, театр, там сцена небольшая и статистов требуется не так уж и много, а если вы кино снимаете с батальными сценами?
Боевое искусство в этом плане не исключение, а правило. Во-первых, в нем тоже присутствуют приемы мастерства, те азы, без изучения которых любой талант так и окажется не проявленным. Именно они на 90% и составляют плоть любого искусства. Тем более что эти приемы мастерства в боевом искусстве имеют четкое название: техника рукопашного боя. Во вторых, в боевом искусстве тоже нужен талант, что, впрочем, не означает, что без наличия таланта занятия теряют смысл и лучше всю жизнь пролежать на диване.
Установив, что такое боевое искусство и какую роль в нем играет рукопашный бой, выясним, какую цель оно преследует. Цель искусства, как известно, творчество, но творчество в чем? Ответ прост: в искусстве боя и во всем, что с ним связано. Подробно этих составляющих мы коснемся ниже, когда будем разбираться с тем, что представляет собой рукопашный бой. А как же поддержание хорошей физической формы, где развитие энергетики и духовности? Давайте все расставим по своим местам. Если вы хотите поддержать форму, то учиться для этого откручивать противнику голову, по меньшей мере, странно. «Пахать огород на танке» - так кто-то метко охарактеризовал подобные попытки. В атлетическом зале или в группе аэробики вы поддержите свою форму гораздо лучше, при этом избегая неизбежных травм. Если вам нужна энергетика, то поищите хорошего учителя по йоге или ци-гуну. Поверьте, что толку от занятий у него будет гораздо больше. Правда, найти такого учителя даже сложнее, чем стоящего преподавателя по боевому искусству…
Впрочем, в Китае учителей десятилетиями искали, и ничего. Дух же, как и душа, испокон веков был прерогативой религии. Любой священник понимает и разбирается в этом гораздо лучше, чем тренер в зале. Если с христианством нелады, так у нас теперь свобода вероисповедания. Есть и другие точки зрения на данный вопрос, не только христианские. Правда, занимаясь рукопашным боем, вы можете, попутно, и поддерживать форму, и развивать энергетику, и до каких-то духовных уровней дойти. Но для этого не обязательно заниматься именно этим делом. В принципе, для достижения подобных высот подходит любой вид человеческой деятельности. Почему за этим нужно идти именно в спортзал непонятно. Потому что в Китае да в Японии энергетику и духовность искали в школах боевого искусства? Так это как раз и неверно. На Востоке, с его синкретичным мышлением, подобным вещам учили в любой школе. Японцы (по замечанию Ошо Раджниша) вообще смогли простое чаепитие превратить в целую религию.
Определение рукопашного боя найти гораздо легче, чем определение боевого искусства. Так, например, у Ознобишина: «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки». Вполне подходящая формулировка, за исключением того, что опять-таки говорится об индивидуальном характере схватки, да немного режет слух общая форма изложения, напоминающая определение из школьного учебника. Не трогая термина «искусство», попытаемся установить, из чего состоит рукопашный бой. Рабочая гипотеза: рукопашный бой - это собственно схватка, техника, которая в этой схватке применяется и методика ее отработки. Попробуем обосновать это, выпуская, мысленно, одну из составляющих.
Бой - это первая составляющая рукопашного боя. Цель, с которой рукопашный бой создавался как нашими пращурами, так и китайскими, проста - бой, схватка. Как ни крути, а уничтожение себе подобного голыми руками, а также с помощью подручных средств, есть первая и наиважнейшая цель этого вида человеческой деятельности. Бой, не соревнования, а именно схватка без правил и судей - это цель рукопашного боя. Без него, как рукопашный бой, так и боевое искусство мгновенно вырождаются до уровня балета разной степени сложности наподобие китайского театра. Правда, актеры честнее многих инструкторов, и в театре никто и не уверяет, что его цель - боевое искусство.
Зато у нас существует куча «боевых» школ, которые прекрасно обходятся без проверки своих навыков на практике. Объяснения бывают самые разные. Начиная от того, что их сверхсложную и эффективную технику могут применять только мастера, и, кончая тем, что «мы же вас просто убьем!» Ой, как страшно! Любопытно, что каждый стиль имеет свою, достаточно четкую картину того, как этот самый бой будет выглядеть. Эта картина постепенно закладывается в подсознание учеников. Так тхеквондоист «знает», что бой состоит из обмена пощечинами ногами на дальней дистанции, а дзюдоист представляет, что бой это обоюдный захват и бросок с удушающим приемом. Но, как бы ни различалась картина боя у разных стилей, повторим еще раз простую истину: без боя, схватки ни рукопашного боя, ни тем более боевого искусства нет.
То, что вторая составляющая рукопашного боя - это техника, особенно доказывать нет необходимости. Без техники мы получаем не бой, а драку. Можно даже сказать, что драка становится боем, когда в ней появляется логика техники. Естественный вопрос: драка одна-единственная, так откуда взялось столько техник? Драка-то одна, а вот способов ее выиграть достаточно много. Можно в нокаут послать, можно дыхание сбить. Кроме этого можно придушить или повредить сустав болевым приемом. Удержания, перебивания мышц (лоу-кик по бедру) и броски в список способов окончания боя не вошли. Лежать можно при удержании без особого вреда для здоровья, а с перебитой мышцей ноги вполне эффективно действовать в схватке, если силы духа и воли хватает (например, завалить противника, лишив его возможности двигаться и, таким образом, уровнять шансы). Упасть же на землю после броска при небольшом навыке падений не самое страшное, что может случиться. Прибавьте к этому то, насколько по-разному можно осуществить сами способы окончания боя, и техническое разнообразие стилей становится не только объяснимым, но и вполне закономерным. Кстати, попутно, мы получили и первое разделение на ударные и борцовские стили, но не по приемам, а по целям, которые они преследуют. Так, например, бросок может использоваться и в тех и в других системах. Однако, в борцовском стиле, бросок это средство для того, чтобы перейти к болевому или удушающему приему в партере, а в ударном стиле это способ продолжить атаку ударом из более выгодной позиции.
Третья составляющая рукопашного боя - методика преподавания. Без методики все сводится, так или иначе, к болтологии. Впрочем, как было сказано выше, совершенства можно искать в любом деле. Мастер болтологии - тоже достижение, в своем роде. Можно много говорить о секретных методиках, но, кажется, грамотно построенный алгоритм тренировки не изменился с древнейших времен до наших дней. В принципе, любой прием оттачивается последовательно в 4 этапа. Первый - отработка приема на воздухе, когда выставляется форма движения. Второй - оттачивание на макиваре, на лапе, на цели. Ученик, при этом начинает вкладывать в прием реальную силу. Третий этап - работа с партнером, когда уже предварительно отточенный прием учатся применять к боевой ситуации. Четвертый этап - работа с противником в свободном бою.
Увы, пока боец не может применить прием с реальным противником, этот прием нельзя считать действительно отработанным до достаточного уровня. Стили боевого искусства, в этом плане, отличаются друг от друга только тем, что в разных школах одним или другим этапам придается большее или меньшее значение. Иногда некоторые уровни вообще выпускаются, как происходит в некоторых стилях ушу отечественной редакции, где десятки приемов отрабатываются на воздухе в виде тао, а потом их пытаются применить в бою. Естественно, если выпустить целых два этапа тренировки, удачное применение приема становится больше исключением, чем правилом. Сравните, для интереса, сколько приемов отрабатывают на тренировке боксеры, и сколько из них применяют в бою, и вопросы о правильной и неправильной методике обучения отпадут сами собой.
Итак, рукопашный бой состоит из боя, техники, которая в этом бою применяется и методики отработки этой техники. В принципе, каждая из этих составляющих достойна отдельного разговора, но подробно рассматривать эти вопросы в тему данной статьи не входит. Если боевое искусство относится к разряду искусства, то рукопашный бой, пожалуй, лежит ближе к ремеслу. Не стоит пренебрегать им на этом основании. Стать хорошим профессионалом в ремесле рукопашного боя это очень и очень много. Для этого нужно много лет сосредоточения и практики, умение работать с информацией и еще много такого… без чего не возможно стать профессионалом ни в одном виде человеческой деятельности. Увы, не став профессионалом, никто и никогда не станет мастером, сколько бы искр таланта в его душе не зажигалось. Путь к мастерству в искусстве лежит через ремесло. Итак, боевое искусство - это профессионализм рукопашного боя + личный талант, позволяющий поднять ремесло до уровня искусства.
Теперь, когда мы установили, что такое боевое искусство и рукопашный бой и примерно определили их места в общей структуре, попытаемся выдвинуть версию происхождения стилей боевого искусства. Возможно, что все начиналось с того, что у конкретного человека в определенный момент времени появилась новая, свежая мысль на тему боя, техники или методики. Не так уж и важно, каким путем были добыты эти истины: откровением, размышлением или более экзотическими способами. Важно, что новые мысли о бое, технике или методике пришли в чью-то голову. Начинать, в принципе, можно с любого из этих понятий. Так как боевое искусство вещь взаимосвязанная, новая техника, например, потянет за собой новые методы ее отработки и новое видение боя. Верно и обратное.
Далее проверяется, насколько эти самые истины интересны окружающим людям. Если в душе предложившего действительно присутствует нечто, указывающее на то, что кроме знаний и идеи он имеет и талант, у него есть определенный шанс, что к нему прислушаются. Возникает школа, где идея проходит первую проверку на практике, а наш герой начинает играть роль мастера-основателя. Со временем он отходит в мир иной, а ученики, рядами и колоннами, маршируют в указанном направлении, хором скандируя о появлении нового, самого эффективного стиля. Созданная мастером система продолжает по инерции двигаться дальше, пока импульс, заложенный в нее, не исчерпывает себя. Тогда движение останавливается и фиксируется в определенных более-менее узких рамках. Это стандартный путь большинства школ боевого искусства.
Впрочем, не всегда история кончается так благополучно. Некоторые дороги превращаются в шоссе, а некоторые заводят в болото. Из этого болота адепты несостоявшегося стиля выбираются и, вспоминая недобрым словом мастера, отправляются на поиски других путей. Один же, умник, не спеша пристраиваться к марширующим колоннам, задумывается и выдвигает идею, объясняющую, почему казавшаяся столь прямой и ясной дорога завела черт знает куда, и что нужно исправить, чтобы все-таки получить идеальный стиль. Цикл повторяется снова. Желающие могут придать этой истории любой национальный колорит, в соответствии с индивидуальными вкусами. Дело не в этом. Людям, глубокомысленно рассуждающим о передаче сокровенного духовного импульса от мастера к ученику и о непрерывающейся через века истинной традиции, нужно подумать о том, что и истинная традиция когда-то и с кого-то начиналась.
Закончить статью хочется простым до неприличия советом. Дорогие адепты боевого искусства, чаще размышляйте над тем, чем вы занимаетесь и зачем вам это надо. В конце концов, голова дана человеку не только для того, чтобы получать по ней удары. Ей, хотя бы время от времени, нужно еще и думать. Впрочем, естественно, получать удары проще. Только помните, что количество пропущенных ударов никогда не перерастет в качественное понимание того, что и зачем вы делаете как в данный момент времени, так и вообще по жизни.