Буза - русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До второй половины ХХ-го века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Наиболее родственные традиции: "Спас", родовая система князя Бориса Васильевича Голицына.


Прежде чем говорить о системности в боевых искусствах, определим само понятие "система". Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых происходит по определенным законам. Автомобиль - это система, он состоит из деталей, связанных между собой и взаимодействующих по законам механики. Комплект тех же деталей в автомагазине системой не будет, потому что между ними нет связи. Теперь представьте себе, что были взяты детали от машин разных марок, и с помощью смекалки, изобретательности, электросварки, проволоки и т.п. их объединили в некоторое подобие автомобиля. В этой конструкции все детали взаимосвязаны, но не взаимодействуют, так как взятые от разных моделей не подходят друг к другу. Подобное устройство системой не является - это набор. Набор - это совокупность связанных элементов взаимодействие, между которыми происходит случайным образом или не происходит вообще. В наборе каждый элемент может быть заменен на любой другой, элементы могут быть добавлены или убраны, это ни на что не влияет. В системе это невозможно, так как любые замены нарушат законы взаимодействия внутри нее, это ее или разрушит, или превратит в другую систему.


Для примера проведем анализ некоторых единоборств на наличие в них системности. Начнем с каратэ, широко известного и распространенного единоборства. Посмотрим, что представляют из себя некоторые популярные стили. Ашихара каратэ - техника ног из каратэ, "руки" - бокс, система передвижений - айкидо, броски - дзюдо. Кекушинкай-каратэ - программа обучения каратэ, техника спаррингов и ударов ногами - муай-тай. Вадо-рю - техника ударов карате, способы защиты и передвижений дзю-дзюцу. Можно видеть, что в нем присутствует свободная взаимозаменяемость элементов. Вывод: каратэ системой не является, это набор приемов. Но надо отметить, что на неискушенного человека оно при знакомстве производит впечатление хорошо разработанной системы. Там действительно есть доведенная до ума, четко структурированная методика обучения технике, это-то и создает такое впечатление. В противоположность каратэ, практически завершенной системой является бокс. Попробуйте что-либо к нему прибавить или убрать - не получиться.


Часто не различают понятия системность и боевое искусство, а это не одно и то же. Боевое искусство всегда система, а вот единоборство, представляющее из себя хорошо разработанную систему может к боевому искусству не иметь никакого отношения. Например, бокс и спортивное фехтование. Превратить единоборство в систему, на самом деле не трудно, для этого надо ввести ограничения, например бить только кулаками или фехтовать только на шпагах. Далее, в условиях крайне ограниченного количества способов воздействия на противника просчитать все возможные варианты атаки и защиты и организовать их соответствующим образом. Зато задача построения системы в ситуации, когда нет никаких ограничений в приемах нападения и защиты (ведения боя, воздействия на противника), является архисложной. Решена она только в русском боевом искусстве.


Предваряя разговор о бузе как о системе, необходимо отметить следующее: ее невозможно полностью описать, в этом она похожа на живой организм. Если препарировать лягушку и посмотреть из чего она состоит, то можно сделать вывод, что лягушка - это совокупность мышц, костей, органов и т.д. Но если попытаться заново собрать эти части, то получиться не лягушка, а ее труп. Ушло самое главное - жизнь. Живой организм - это нечто большее, чем совокупность частей его составляющих. Также и с бузой, ее можно свести к некоторой структуре, но вот восстановить из нее обратно уже невозможно. Но такое структурирование все же полезно, оно дает дополнительное понимание предмета изучения.


Буза - это триединство веры, обычая и боевого искусства. В этой статье мы не будем касаться вопросов веры, это отдельный серьезный разговор. Отметим только, что русское боевое искусство не существует вне православия.


Чтобы понять бузу как систему, сформулируемруем задачи, которые она решает как боевое искусство. Первая - дать человеку возможность вести эффективный бой на победу с любым противником.

Условно столкновение с "любым противником" можно представить в виде трех ситуаций:

  1. бой с технически подготовленным противником равной физической комплекции
  2. бой с противником, имеющим какое-либо преимущество: физическое (сила, скорость, выносливость, рост, вес), численное, за счет оружия и т.д.
  3. бой, когда противник имеет подавляющее физическое, техническое или численное превосходство.


Вторая задача - обеспечение возможности ведения боя в любых условиях. Другими словами, система должна обеспечивать высокую надежность действий бойца, т.е. "прощать" ему ошибки (например, удар должен выполняться таким образом, чтобы в случае промаха не травмировались собственные суставы и бьющий не попадал в сильно уязвимое положение), по возможности минимизировать зависимость эффективности действий бойца от его физического состояния (усталость, болезнь, ранение).


Кроме того, буза, как и любое боевое искусство решает задачу качественной подготовки и обучения воина.


Рассмотрим все по порядку. Подзадача 1а - это уровень, на котором работают все спортивные единоборства и подавляющее большинство восточных. Она решается за счет технического арсенала системы. В бузе он чрезвычайно богат и эффективен, позволяет вести бой с представителями любых видов единоборств. Бузовская техника это не набор приемов, а совокупность законов и принципов, которым подчинены действия бузника, вместе они образуют двигательную структуру бузы как системы.


Во время боя положение тела бузника определяется принципами - "железный столб", "мертвое тело" и т.д.; перемещения - "покач", "жур", "петушиный шаг" и т.д.; работа рук - "бузовка", "крест", "колотушка", "жаворонок", "рогач" и т.д.; работа ног - "жур", "запашка", "отмашка" и т.д. Их можно наработать без партнера. Ядром двигательной структуры является "покач". Он в бузе выполняет ту же роль, что в каратэ все стойки вместе взятые. Принципиальная разница в том, что стойки - это всегда статика, даже если в них ходить или бегать, а "покач" - это непрерывная динамика. Очень важно понять следующее, мы не бьем с помощью "бузовки" и не перемещаемся посредством "покача" и т.д. и т.п., все это не более чем подсказки для выхода на бузовскую работу. Если бузовские принципы воспринимать как набор приемов, то мы останемся на уровне восточных единоборств, при этом они еще и будут в преимуществе, за счет детально разработанной методики развития физических качеств бойца.


Подзадача 1б решается за счет использования трех принципов: "домика", построения единой двигательной системы и сложения усилий (см. соответствующие статьи). Принцип "домика" - это то с чего вообще начинается любое боевое искусство, а если в единоборстве нет чего-либо подобного, то об искусстве говорить не приходится. "Домик" структурирует пространство вокруг бойца, дает ему возможность организовать свои действия. Эти три принципа образуют бузовскую систему взаимодействия с противником, причем каждый из них может использоваться сам по себе, во взаимодействии с любым другим и со всеми сразу, тут и начинается бузовская работа. Наработать эти принципы можно только с партнером.


Мы уже рассмотрели две составные части бузы: двигательную структуру, образующую ее арсенал технических средств, и систему взаимодействия с противником, состоящую из совокупности трех принципов: "домик", "единая система", "сложение усилий". Владение первым из них позволяет вести бой с равным по физическим качествам соперником независимо от того, какой технике он обучен. Владение второй частью дает возможность биться с любым противником при наличии минимально достаточной физической формы, надо хотя бы иметь силы, чтобы двигать свое тело со скоростью, позволяющей уклониться от ударов. Уровень этой достаточности будет тем выше, чем лучшую подготовку будет иметь противник. Только овладение третьей частью бузы, как системы, позволяет полностью решить задачу ведения боя с любым противником, в любых условиях, в практически любом состоянии.


Третья часть решает подзадачу 1в, она представляет из себя совокупность методов управления противником без оказания физического воздействия. Управление может осуществляться на уровне движения частей тела, поведения, мышления. Человеку (группе людей) "делают напуск" или, по другому, "подпускают морок" (вспомните выражение, морочить голову) и переводят в беспомощное состояние, чем потом и пользуются. В качестве примера работы на таком уровне приведем случай, произошедший с князем Голицыным Борисом Васильевичем. Это было незадолго до его смерти, к этому времени он пережил инсульт и только-только начал нормально передвигаться. Проходя по улице, он встретил молодого парня распространяющего сектантские листовки. В результате этот парень оказался в мусорном баке вместе со своими прокламациями. Даже инвалидность не помешала старому воину легко справиться с молодым человеком.


Подзадача №2 в бузе решается за счет построения системы на основе движений первого и второго порядка. Движения первого порядка это простые повороты, сгибание и распрямление конечностей и т.п. и их любое сочетание, в том числе использование принципа реверса. К движениям второго порядка относится "волна". А движения третьего представляют собой сочетание двух предыдущих. Они обеспечивают максимальную силу и скорость удара, но координационно очень сложны. Чем сложнее техника тем менее она надежна, так как ее действенность зависит от работоспособности большого числа входящих в ее состав элементов и того насколько хорошо налажено взаимодействие между ними. Например, удары третьего порядка резко снижают свою эффективность если боец теряет физическую форму, а причин для этого может быть много: отсутствие тренировок, неблагоприятные условия жизни, болезнь, усталость, травмы и т.д. Так же низка их устойчивость к внешним помехам (активное воздействие противника, неудобная одежда, скользкая опора, непривычная окружающая обстановка и т.д.). Кроме того, они имеют такое свойство, как целостность или завершенность, то есть четкое начало и конец, а значит всегда заканчиваются "мертвой точкой". К чему это приводит уже писалось в предыдущих статьях.


Всех вышеперечисленных недостатков лишена бузовская техника построенная на движениях 1-го и 2-го порядка. Их несколько меньшая сила и скорость с лихвой компенсируется за счет принципов построения единой двигательной системы и сложения усилий. При этом любое из них становиться движением третьего порядка при наложении на него "сполоха". Сполох повышает эффективность оказываемого на противника воздействия и используется тогда, когда этого требует ситуация.


Буза тесно связана с русской мужской пляской. Она содержит в себе зерно движений, этнический двигательный архетип. Через нее бузник приобретает навык спонтанного комбинирования движений, учится импровизации. Важнейшее же значение пляски состоит в том, что она является главной частью обряда, который, в свою очередь, для бузы тоже, что блок питания для компьютера или аккумулятор для стартера автомобиля. Обряд - это бузовской энергоисточник огромной мощности. В спорте ту же роль выполняет общая и специальная физическая подготовка, благодаря которым растет сила и выносливость спортсмена, увеличивается его энергопотенциал.


Бузовской плясовой обряд представляет собой ритуальную форму боя. Проведенный правильно, он в организме человека вызывает ту же реакцию, что и настоящая драка - это эмоциональный подъем, выброс в кровь адреналина и т.д. Обряд не только позволяет пробудить внутренние резервы человека, он дает возможность накапливать, собирать в общий котел энергию всех участников обряда, где она приумножается и откуда каждый может почерпнуть ее столько, сколько ему надо или сколько он способен взять. Чем ближе в своих тренировках мы к русской традиционной мужской боевой культуре, тем больше можем почерпнуть из обряда. В самом же обряде нет ничего волшебного, заложенные в нем механизмы, с помощью которых оказывается воздействие на человека, известны и изучены.


Итак, буза это триединство веры, обычая и боевого искусства. Бог - есть Троица, обычай - совокупность трех элементов ремесла, войны и воспитания, боевое искусство - совокупность системы взаимодействия с противником, арсенала технических средств, методов управления человеком. Каждая из них в свою очередь представляет из себя триединство составляющих их компонентов. Система взаимодействия - это три принципа: "домик", единая система, сложение усилий. Методы управления сводятся к управлению мышлением, поведением, движением. Арсенал технических средств - к перемещениям, броскам, ударам. Способы перемещений получаются из трех действий ходьбы, прыжков, перекатов. Броски производятся тремя способами: за счет выведения из равновесия (вся спортивная техника), оказания болевого воздействия и лишения сознания. Из равновесия можно выводить за счет смещения проекции центра тяжести за площадь опоры (например, подножки), за счет выбивания опоры (подсечки), отрыва от опоры ("мельница"). Боль можно причинять за счет воздействия на суставы, захвата чувствительных частей тела (рывок за волосы), давления на болевые точки. Суставы можно выкручивать, перегибать против естественного сгиба, дожимать по направлению естественного сгиба (при работе на запястье). Сознания можно лишить ударом, удушением, переломом (например, позвоночника).


Переходим к удару. Его эффективность определяется тремя качествами: силой, скоростью, жесткостью. Сила в ударе достигается за счет силы мышц, скоординированной работы то есть сложения усилий различных частей тела и наполнения движения. Скорость зависит от скоростных качеств человека, использования принципа сложения скоростей различных частей тела и применения методов ускорения движений частей тела. Движение можно ускорить за счет использования "волны", длинного рычага и уменьшения радиуса вращения. Жесткость в ударе достигается силой мышц, выстраиванием правильной силовой конструкции, созданием опоры. Опора может быть внешняя (например, нескользкая поверхность, стена, точка захвата), динамическая (движение центра тяжести в направлении удара), внутренняя (принцип реверса).


Выше приведенная структура бузы является плоскостной, она отражает только одну грань боевого искусства - безоружный бой, но есть еще две - это бой с холодным и огнестрельным оружием. Структурно все они организованы одинаково, так как являются тремя проекциями одного явления, но выглядят по разному. Проиллюстрируем это таким образом, представьте себе боевое искусство в виде сложной, объемной фигуры, например скошенного с двух сторон цилиндра. На три плоскости она даст три разные проекции, но мало того, даже с одной плоскости но разных ее точек будет выглядеть не одинаково. Боевое искусство вещь целостная, то что его делят на виды боя (с оружием, без него), стили, техники означает, что связь с ним потеряна и люди имеют дело только с его отражением.


Из структуры бузы видно, что в основе ее организации лежит триединство. Она состоит из большого числа элементов количество связей между которыми стремится к бесконечности. Именно поэтому бузу можно свести к структуре, а обратно получить нельзя, так как никакой жизни не хватит чтобы найти те самые, нужные связи, которые сделают ее живой, действующей. Эта работа была проделана многими поколениями наших предков, длилась она, судя по всему, не одну сотню, а может и тысячу лет. Сейчас мы пользуемся ее результатами.


Количество элементов велико, число связей между ними стремится к бесконечности, как же можно сохранить и передать такой объем информации? За это отвечает обычай или традиция, а метод передачи - "из рук в руки от сердца к сердцу", о том, что это такое, уже писалось.


В традиции выработаны способы, облегчающие сохранение и передачу знаний. В наших статьях неоднократно упоминались бузовка, рогач, покач и т.д. Так вот, например, бузовка - не удар и даже не какой-то принцип работы, это правильно выстроенная совокупность многих принципов с налаженными между ними связями. Бузовка, а также рогач, покач и т.д. - это живая иллюстрация законов организации взаимодействия внутри системы, все они уникальные открытия в области боевых искусств. Через них можно выйти на бузовскую манеру движения, хотя лучше "взять" ее напрямую у тренера. Если нет возможности заниматься с тренером, очень хорошо может помочь работа со связями, изложенная в статье А. Иванова "Зерно". Значение же пляски для выхода на бузовскую манеру движений, переоценить вообще невозможно. Плясать надо всем, независимо от того кто, где, как и с кем занимается. На всякий случай напомним, буза начинается там где взаимодействуют все составляющие ее элементы. Если освоить ее манеру движений без овладения системой взаимодействия с противником и методов управления, можно стать хорошим плясуном, но не бузником.


Официальный сайт системы - www.buza.ru

Тэги: буза боевое искусство россия

Оцените статью:
4

0|+4