Я хорошо помню, как примерно двадцать лет назад Мицуги Саотомэ сихан сказал на семинаре по айкидо в Чикаго: “Будо готовит и учит вас тому, как умереть”.
Услышав его слова на татами я была поражена и захотела побольше узнать об этой интересной перспективе. Я вспоминаю, что все мои чувства обострились, и я слушала мастера очень внимательно. Будо - подготовка к смерти. Но, учась умирать, вы учитесь жить, уважать и ценить жизнь. Боевые искусства есть бой, и существует только два варианта: остаться в живых и жить или умереть.
Следует заметить, что некоторые люди избегают боевого аспекта айкидо. В то время, как многие желают, чтобы айкидо было мирным и красивым видом физической культуры, я в настоящее время уверена, что для полного понимания айкидо необходимо воспринимать его во всей полноте. Отрицание боевой стороны айкидо есть неуважение к боевому искусству.
Попытки отсечь айкидо от его боевых корней Дайторю означают непонимание айкидо. Айкидо есть боевое искусство - форма боя. Изучение обеих сторон должно не обесценивать айкидо, а скорее добавлять новые знания к его пониманию в процессе серьёзного изучения. Чтобы сделать это, необходимо знать историю создания айкидо и то, как происходила эволюция этого искусства.
Боевая история Уэсиба Морикэи состояла не только из славных побед айкидо. Он испытал много трудностей и рисковал жизнью. Его стиль боя в ранние годы был очень агрессивным, и многие люди боялись его. Но айкидо преодолело все трудности развития. Мудрость Уэсиба позволила айкидо стать большим, чем только простой формой самообороны. Искусство айкидо вышло за пределы бусидо и превратилось в будо.
Когда вы учитесь бороться и убивать, вы понимаете, как важна и хрупка жизнь в действительности. К сожалению, нет лучшего урока для этого, чем непосредственное свидетельство травмы, ранения, или смерти на ваших глазах в результате несчастного случая. Нужно самому почувствовать раскаяние, сожаление и печаль, чтобы стать ближе к пониманию жизни, природы и всех живых существ. Смерть есть такая же часть жизни, как жизнь есть часть смерти. Они диаметрально противоположны, но всё же очень зависимы друг от друга. Без смерти мы не ценили бы жизнь. Мы не страдали бы. Мы не имели бы сожалений о смерти. Жизнь и смерть дополняют друг друга.
Отказ признавать "боевое" в айкидо мы можем сравнить с различными аспектами жизни. Например, если кто-то не любит плоды с оранжевой коркой, то это не означает, что вы тоже выбрасываете еду оранжевого цвета. В нашей культуре мы любим проводить чёткое деление вещей и суждений. Мы делим мысли и все виды вещей на две группы: вещи которые мы любим и которые удобны нам, и те вещи, которые мы не понимаем, ненавидим и боимся. Почти то же самое мы делаем, когда пытаемся удалить "боевой” аспект из айкидо. В этом случае мы удаляем жизнь и суть искусства. Борьба за жизнь совершенно естественна в природе. Волчица бросается на защиту своих волчат. Если животное загнано в угол, то оно не сдаётся и не падает на спину, а нападает на врага до последнего дыхания. Даже самые маленькие животные демонстрируют этот тип поведения. Я видела это сама у крыс и собак. Они бросаются в бой за выживание и сохранение жизни.
В западном мире очень часто злоупотребляют терминами "честь" и "благородство”. Эти сентиментальные термины, ассоциируются со славной местью за оскорбление, нарушенное достоинство, неправомерную смерть. Честь бусидо ассоциируется со словом "честность". Честь есть правда. Выражение "спасти лицо” означает сохранить свою честность и достоинство независимо от того, насколько это трудно, независимо от возможности компромисса, развращающей вашу душу, независимо от того вреда, который будет нанесён нечестному эго. Это есть честь истинного бусидо. Не каждый человек достаточно силён, чтобы выдержать это. Мы никогда не сможем добиться совершенства, а честь бусидо - это пожизненное стремление к тому совершенству, которое делает человека великим. Это вызов себе и цель стремления, это - часть будо. Честность важна прежде всего. Хорошим характером восхищаются из-за трудностей, которые требуются для его воспитания. Истинная сила и дисциплина человека измеряются его характером.
Однажды мой друг упомянул человека, которого мы оба знаем, как благородного, но я с ним не согласилась. Причина моего несогласия была в том, что этот человек, который был айкидока, посетил однажды моё додзё и был очень хвастлив. Он ругал других айкидока в додзё, включая моего друга, и ставил себя выше других. Он делал это открыто перед учениками додзё. Я не одобряла его поведение и постаралась сделать так, чтобы мои возражения были сообщены ему в более подходящее для этого время. Этот человек возвратился домой в Европу. В том же году я была в Европе и посетила этого человека. К сожалению, и к моему полному разочарованию, его поведение было прежним. Та же самая бравада и самолюбование.
Благородство означает, что вы должны быть честны и правдивы с самим собой. Я упомянула ранее, что всегда имеется кое-что, что должно быть изученным, из вещей, которых вы боитесь или хотите избежать. Чтобы быть благородными, мы должны стоять лицом перед вещами, которых мы боимся и которых мы не хотим видеть. Наиболее страшные вещи, перед которыми мы не хотим стоять, это те вещи, которые мы ненавидим в самих себе, это недостаток честности, стремление к самооправданию и прочие подобные качества. Многие из нас отказываются подтвердить существование этих черт в себе самом. Эти черты характера плохие и столь же нежелательные, но они есть часть нашего существования и лучше, когда вы можете определить их. Например, если вы знаете, где находится рана на вашей руке, то вам легче её лечить. Если человек предпочитает игнорировать свою рану, то она воспаляется, заражает весь организм и приводит к смерти. Сохранить лицо означает сохранить честность в себе самом, независимо от боли и цены уплаченной за это. Это означает стоять лицом перед тем, что плохо в себе самом.
Возможно, если мы будем честно признавать в себе недостатки, то сможем лучше понимать свой характер, избежать хвастливости, самооправдания и самовлюблённости. Если мы честны с нашими собственными недостатками и делаем усилия, чтобы превратить эти недостатки в хорошие качества, мы сможем стать лучше. Мы не будем нуждаться в самоутверждении и насилии над эго. В столкновении с нашими тёмными сторонами побеждает храбрость. Я знала одного человека, который обманул нескольких стариков из-за денег. Он почувствовал, что ему трудно жить с этим преступлением и добровольно в нём признался. Он был заключён в тюрьму на короткое время, потом добровольно вернул долг своим жертвам и смирился с тем, что ему с такой репутацией будет трудно найти хорошую работу. Этот человек совершил нечестный поступок и по собственной воле выбрал путь возвращения к тому, чтобы стать "благородным". Он мог бы хранить молчание, и никто не узнал бы о его преступлении, но он был достаточно силён, чтобы "спасти своё лицо". Я считаю, что этот человек был храбрым.
Он показал силу своего характера, прошёл через суд, скандалы и денежные долги. Его семья приняла его действия, как должное. Он совершил этот поступок не из страха раскрытия его преступления, а из подлинного желания снова стать честным. В то время, как убийства врагов на войне, например, считаются храбростью и доблестью, они большей частью есть действия для выживания, которые предпринимают солдаты в состоянии абсолютной опасности, и в результате они делают лучшее из возможного в самое плохое из времён. В моём примере этого человека никто не мог обнаружить. Он добровольно пошёл на этот шаг, сел в тюрьму, вернул долги и хорошо понимал, что последующая жизнь будет трудна, и для него, и для его семьи. Он выполнил самое лучшее в самом плохом из времён. Некоторые могут сказать, что этот человек был преступником. Да, он совершил преступление, но всё ещё требуется, храбрость чтобы сделать то, что он сделал. Он храбр, потому что решил продолжить жизнь с этим пятном. И эта пятно исчезнет, в конечном счёте, со временем. Я верю что этот человек будет вознаграждён.
Храбрость и доблесть очень часто не прославляют фанфарами и парадами, как это показано в старых военных фильмах. Мёртвые солдаты не слышат почётных залпов, перезвон бокалов с шампанским и тосты за них. Истинное благородство проявляется тогда, когда вы понимаете, что обладаете чем-то более ценным, чем медаль, очередной дан или даже деньги. Вы не можете выменять или купить честь. Она приобретается трудной работой, болью и чрезвычайным усилием. Она не может быть скомпрометированной. Истинная честь рождает лучшие чувства души.
Однажды мой друг восхищался очень известным человеком, обладающим богатством и властью, и добавил, что тот является "хорошим" бизнесменом. Он объяснил, что этот человек создавал новые компании, а потом закрывал их и распродавал по частям. Он оставлял людей без работы и совершал некоторые очень сомнительные операции, чтобы приобрести больше богатства и власти. Я слушала своего друга некоторое время, а потом задалась вопросом, почему айкидока восхищается таким человеком? Я думаю, что мы все виновны в том, что нас привлекают люди, которые прямо противоположны нам самим. Мы тянемся к ним, как бабочка тянется к пламени. Возможно, это ( любопытство, нам хочется представить себе, что было бы с нами, если бы мы были на месте этого человека. В западном мире принято распространять слухи о платёжеспособности человека в его бизнесе, чтобы вызвать хаос, неустойчивость или финансовое крушение. Также вполне допустимо быть нечестным, чтобы уничтожить доверие к такому же служащему и захватить должность этого человека. Список можно продолжить.
Люди, которые обманывают, крадут, лгут и нарушают закон во имя “хорошего бизнеса” делают то же самое в личной жизни. Некоторые пытаются разделить бизнес и жизнь в обществе и семье. Вы не можете так сохранить честь в бусидо. Нельзя выделить некоторые плохие черты и отрицать свою ответственность за них. Вы полностью есть то, что вы делаете в бизнесе. Это неотделимо. Кроме того, быть профессионально нечестным и утверждать, что это является приемлемой практикой, означает только оправдание своей нечестности. А вера в то, что такое оправдание допустимо, является “потерей лица”.
Конечно, я - не мудрая старая сова и недостаточно хороша, чтобы утверждать, что стану когда-либо такой же известной, как Уэсиба Морикэи, но я понимаю, что не благородно разделять личные и профессиональные черты из соображений удобства.
Из долгого общения с моим последним учителем Такахаси Исао я помню, что он был непреклонен, заставляя учеников брать личную ответственность за те вещи, которые они делают профессионально, потому что все дела мы делаем лично и это влияет не только на нас, но и на других людей.
С большим количеством уникальных материалов по айкидо можно познакомиться здесь.