Чтобы хорошо водить машину, надо много ездить: поддерживать навыки. Никакой водитель не соблюдает ВСЕ правила. Особенно если торопится. Последствия необратимы. Поэтому придерживайтесь правила трех "Д": "Дай дураку дорогу". Когда вы пешеход - руководствуйтесь тем же правилом. Вы должны не задумываясь реагировать на те или иные дорожные ситуации. Сидя дома на диване и крутя воображаемый руль, представляйте себе разные происшествия.
Выбор автомобиля
- Красный или оранжевый автомобиль лучше заметен днем, белый - ночью. Заметный автомобиль меньше рискует.
- Лучше управляется автомобиль с приводом на передние колеса (в сложных условиях езда по грязи, снегу, слякоти, - хорошая курсовая устойчивость). Тем не менее в быстром прохождении поворотов задний привод - лучше. Лучшие гоночные машины имеют всегда задний привод.
- Длинный капот - защита при столкновении.
- При аварии бензобак может взорваться, поэтому лучше, когда он расположен сзади - подальше от водителя.
Руление
- Нормальное положение рук на руле - "без пятнадцати три" (держитесь за руль справа и слева, а не внизу или вверху), большие пальцы должны обхватывать руль и находиться с его внутренней стороны.
- При крутом повороте применяйте скоростное руление с перекрестной сменой рук.
Поворот
- Если едете быстро, максимально увеличивайте радиус поворота. Тогда меньше возможность заноса.
- Начинайте и заканчивайте поворот на той стороне полосы движения, которая противоположна повороту. Это очевидно. Неочевидно другое: середину поворота лучше проезжать ближе к стороне дороги, в которую поворачиваете.
- На повороте (во второй его части) можно чуть-чуть "поддать газу" - для лучшего сцепления ведущих колес с дорогой.
Движение
- Двигайтесь так, чтобы вокруг вашего автомобиля было больше свободного места.
- Держитесь от автомобилей, идущих впереди и позади (!), как минимум, на 2-секундной, а лучше на 4-секундной дистанции. Это необходимо, чтобы тормозить без столкновения. Управляя положением автомобиля в пределах полосы движения, ориентируйтесь не на обочину и не на разметку слева, а на воображаемую точку впереди, в которую вы хотите через несколько секунд попасть. Правило простое - куда смотрят глаза туда вы и предете.
Переключение передач
- Когда правой рукой переключаете передачу, держите руль левой рукой в его верхнем секторе - на случай экстренного маневра.
- Не переключайте передачи на повороте: возможна блокировка колес, и трудно управлять одной рукой.
Торможение
- Опасна блокировка колес при резком торможении: тормозной путь увеличивается чуть ли не на половину, возможен занос.
- Если колеса заблокировались, надо на мгновение отпустить тормоз, потом снова нажать.
- Способ быстрого торможения: нажимать на педаль несколько раз - сильно, но стараясь не доводить до блокировки колес.
- Плавное торможение: постепенно вдавить педаль, потом отпускать по мере снижения скорости (поскольку медленно вращающиеся колеса блокируются при меньшем усилии тормоза).
- При резком торможении не надо давить на педаль сцепления, так как двигатель препятствует блокировке колес.
- При резком торможении вас прижмет к рулевому колесу. Не противодействуйте этому упиранием ноги в тормоз. Лучше заранее подтяните ремень безопасности.
- Не тормозите на повороте: возможен занос. Сбрасывайте скорость заранее.
Занос и снос
- При заносе передние колеса всегда разворачивайте в направлении, в котором надо двигаться: например, если вас разворачивает вправо, крутите руль влево. Не жмите на тормоз и на сцепление. Подача топлива - умеренная.
- Заднеприводные автомобили склонны к заносу задней части, переднеприводные - к сносу передней.
Внезапное препятствие
- Первая реакция - нажать на тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Кроме того, возможен занос. Расстояние, необходимое для объезда препятствия - в два раза меньше тормозного пути. Поэтому пробуйте объехать.
Езда ночью
- Долгое смотрение телевизора часа снижает остроту зрения на 1 - 2 часа (с монитором компьютера дела обстоят еще хуже).
- Перед переключением на ближний свет внимательно рассмотрите видимые пределы дороги.
- Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на периферии вашего зрения.
- При ослеплении плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги.
- Не выключайте фары в утренних сумерках: надо быть особенно заметным для других водителей. Те, кто ведет машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, еще не проснулись.
Преодоление водной преграды
- Уровень воды должен быть не выше половины колеса.
- Не въезжайте в воду с разгону: поднятая волна зальет двигатель.
- В воде не прекращайте давить на газ, иначе вода заполнит глушитель.
Преодоление водной преграды по льду
- Толщина льда 15 см достаточна для переправы автомобиля массой 2 т. Каждая дополнительная тонна веса требует дополнительных 5 см льда.
- Двигайтесь по льду с открытой дверцей, высадив пассажиров.
- При треске льда и появлении на нем воды не прыгайте сразу из машины, а увеличьте скорость.
Преодоление выступов и ям
- Заранее притормозите, а перед самым препятствием дайте газ. Передние рессоры распрямятся, и вам будет чем встречать удар.
- Не берите препятствие с разгона - рессоры могут лопнуть.
Езда зимой
- Не пользуйтесь стояночным тормозом: тормозные колодки могут примерзнуть. Лучше включите первую передачу.
- Периодически проверяйте работу тормозов. Если тормозные колодки намокли и скользят, просушите их несильными нажатиями на педаль тормоза.
- Чаще пополняйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образоваться лед и перекрыть отверстия для забора топлива.
- Имейте солидный аварийный запас одежды, еды, сухого спирта и снаряжения для пешего зимнего путешествия. Снежный ураган даже в густо населенной местности может создать опасную ситуацию.
Движение на переезде
- Если двигатель заглох на железнодорожном переезде, а толкать некому, выезжайте на стартере при включенной первой передаче. Если стартер не работает, включите первую передачу и двигайте автомобиль вращением заводной рукоятки.
Езда в горах
- Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 м отрегулировать зажигание, установленное на равнине, в сторону большего опережения.
- Постоянное притормаживание на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. Тормозите двигателем.
- В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь вблизи ручьев, оврагов, в местах, где видны следы прошлых оползней и селей. Погода в горах может меняться очень быстро. Особенно опасны туманы при резком понижении температуры.
- Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом.
Наблюдение за дорогой
Вот некоторые неочевидные правила восприятия ситуации на дороге:
- Не задерживайте взгляд длительное время на одном объекте. Для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 сек. За это время вы при скорости 60 км/ч проедете около 17 метров!
- Наблюдайте не только за дорогой, но и за пространством возле нее. Опасное развитие событий может начаться вне дороги.
- Несколько раз в минуту проверяйте обстановку сзади беглым взглядом в зеркало заднего вида.
- Заглядывайте как можно дальше вперед - минимум, на 12 секунд хода. При скорости 60 км/ч вам потребуется 3 - 6 секунд на торможение, столько же - встречному водителю.
Опасные факторы на дороге
- Лужа может скрывать яму или острый предмет.
- Мокрые опавшие листья делают дорогу скользкой, как лед.
- Можно получить ослепление от двигающегося сзади автомобиля через зеркало заднего вида.
- Если идущее ночью навстречу транспортное средство светит одной фарой, это может быть не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна. Держитесь правее.
- С идущего впереди грузовика может на повороте свалиться груз.
- Только что начавшийся или очень слабый дождь делает дорогу скользкой: он превращает дорожную пыль в грязь, которая действует как смазка.
Вождение и психика
- Первые два часа вождения - период "врабатывания", самые опасные.
- Не садитесь за руль в скверном настроении или большом возбуждении - половина погибших водителей садилась именно в таком состоянии.
- Не решайте за рулем проблем. Не возите интересных собеседников.
- Через каждый час останавливайтесь на 5-минутный отдых: пройдитесь, разомнитесь.
Поломка автомобиля
Сидя дома на стуле, отработайте мысленно действия при внезапных поломках двигающегося автомобиля.
Вот возможные ситуации:
- Лопнула шина.
- Отказало рулевое управление.
- Отказали тормоза.
- Отвалилось колесо.
- Сломалась подвеска.
Признаки: Хлопок, крен, уход руля в сторону.
Действия: Крепче ухватитесь за руль: его может вырвать из рук. Тормозите медленно.
Признаки: После ухаба руль стал крутиться слишком легко и без результата.
Действия:
Приготовьтесь к опрокидыванию (пригнитесь к креслу, схватитесь за него руками) и резко тормозите.
Действия: Пытайтесь объехать, тормозите двигателем, или стояночным тормозом (на большой скорости его сорвет), или выберите препятствие помягче и подешевле. На перекрестке выезжайте на полосу встречного движения, объезжайте стоящие автомобили и поворачивайте направо.
Признаки: Вы тормознули, а колесо покатилось вперед.
Действия:
Тормозите дальше, стараясь не зацепиться тормозным диском за выступ дороги или тротуар, иначе машину может перевернуть.
Признаки: После ухаба автомобиль накренился, его начало уводить в сторону.
Действия:
Тормозите, стараясь не зацепиться обломком рессоры за неровности дороги, иначе перевернетесь.
Столкновение
- ВСЕГДА используйте ремень безопасности. При неизбежном столкновении создайте жесткую распорку. Руки упираются в руль, левой ногой - в кожух левого колеса, правой - в педаль тормоза. Спина упирается в кресло, голова в подголовик. Можно также завалиться в бок на соседнее сидение, пряча голову и стараясь упереться, создать распорку между сидениями и передней панелью. Иногда даже безопаснее врезаться в хвост тормозящего перед вами автомобиля, чем в дерево или столб.
- О лобового столкновения со встречной машины, нужно беречься любой ценой. Постарайтесь рулевым маневром перевести столкновение в скользящее. Или сразу съезжать с проезжей части на обочину. Здесь лучше врезаться в упругие растения и конструкции (например кусты).
- Самое опасное столкновение для водителя - когда кто-то врезается вам в бок с вашей стороны. При лобовом столкновении вас частично защищает деформация капота.
- Врезайтесь в препятствие под острым углом правым или левым краем капота. Уклоняясь от лобового столкновения, не подставьте свой бок другому автомобилю. Не врезайтесь в другой автомобиль в том месте, где у него бензобак.
- На заполненной машинами дороге не пытайтесь "спастись" на полосе встречного движения.
Пожар
- Обычно горит моторный отсек. Не открывайте капот полностью, иначе облегчите приток воздуха к огню. Приоткрыв капот, направьте струю из огнетушителя в щель.
- Главная опасность - взрыв бензобака. Избегайте находиться возле горящего автомобиля со стороны бензобака.
- Если после отключения зажигания горящий двигатель продолжает работать (замкнулись провода из-за обгорания изоляции), после остановки машины включите повышенную передачу и дайте газ. Машина не сможет тронуться с места на повышенной передаче, и мотор заглохнет.