Доу Ханьцин (Доу Цзе) (1196—1280) — ученый-иглотерапевт эпохи правления династий Цзинь и Юань. Его дела описаны во многих древних книгах. Доу Ханьцин с молодости занимался наукой, твердо поставив перед собой цель. Когда монгольские войска разгромили Цзинь, он перебрался на юг, переправившись через Хуанхэ. Император Ши-цзу (Хубилай), послав ему дары, пригласил на службу в качестве канцлера и наставника императора. В иглоукалывании и прижигании Доу Ханьцин уделял особое внимание каналам и коллатералям, распознавал «вершины» и «корни» каналов, был силен в методах стимуляции (бу) и седатации (се), хорошо постиг методы выливания и вливания Цзы-У, восемь методов священной черепахи, восемь методов взлета. Скончался в возрасте 85 лет, возведен в ранг гогуна (третий из девяти почетных феодальных титулов) Вэй, ему посмертно присвоен почетный титул «исправителя текстов». Является автором книги «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов, 1295), поэм «Прояснение таинства», «Познание сокровенной сущности» и других произведений.
Доу Ханьцин выделил восемь точек пересечения восьми сосудов, а также предложил использовать их в определенные промежутки времени. Впоследствии эти точки стали сочетать с восемью триграммами в девятиклеточном квадрате, «небесными стволами» и «земными ветвями», сформировав «Восемь методов священной черепахи», описание которых содержится в книге Сюй Фэна «Чжэнь цзю да цюань» (Все о иглоукалывании и прижигании, 1439).
В поэме «Прояснение таинства» Доу Ханьцин писал:
«Левой рукой сильно надавливайте [поверхность тела], чтобы рассеять Ци; Правой рукой легко и медленно вводите [иглу], чтобы не возникло боли».
Таким образом, Доу Ханьцин уделял большое внимание действиям левой руки. Он считал, что выполнение приемов надавливания, вонзания и резания способствует рассеиванию Ци и крови. Введение иглы он предлагал производить легко и медленно, слегка вращая иглу, что не вызовет у пациента боли. В данном случае точка зрения Доу Ханьцина отличается от взглядов Хэ Жоюя, который предлагал быстро вводить иглу без вращений. Однако, каждый из этих приемов имеет свои преимущества, поэтому они оба подходят для применения в клинике.
Серьезное внимание Доу Ханьцин уделял приходу Ци. В поэме «Прояснение таинства» он писал:
«Если [игла] поверхностно, скользко и медлительно, Ци еще не пришла, Если глубоко, вязко и напряженно, — уже распространилась. Когда [Ци] уже распространилась, взвесив обстоятельства холода и жара, оставьте или быстро [извлекайте иглу]. Когда Ци не распространилась, на основании обстоятельств недостатка и избытка, ожидайте Ци. Когда Ци уже распространилась, [игла] всплывает и погружается, будто рыба попалась на крючок; Когда Ци не распространилась, [игла] глубоко, словно в обители тишины. Если Ци распространяется быстро, результат [лечения] быстр; Если Ци распространяется медленно, то [болезнь] не будет излечена».
В данной цитате содержится не только описание прихода Ци, но и указано на тесную связь прихода Ци с результатами лечения.
В этой же поэме говорится:
«Всякий раз при укалывании сначала успокойте душу [пациента], лишь затем вводите иглу. Во время укалывания Ци эффективна лишь тогда, когда душа спокойна; Пока душа не успокоится, укалывать нельзя, Когда успокоится, можно действовать».
Доу Ханьцин часто применял метод пронизывания точек (укалывание одной иглой нескольких точек), который впоследствии оказал очень большое влияние на клинику иглоукалывания.
В поэме «Прояснение таинства» Доу Ханьцин писал:
«Препятствие против, [вращение] вправо — седатация (се) и охлаждение; Содействие вдоль, [вращение] влево — стимуляция (се) и прогревание».
В книге «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов, 1295) он писал:
«Увязывайте [движения] большого и указательного пальцев. Большой палец продвигайте вперед, [указательный — назад] — называется влево. Большой палец продвигайте назад, [указательный — вперед] — называется вправо».
Впоследствии эти слова заняли важное место в методах иглоукалывания и получили дальнейшее развитие.
Четырнадцать приемов
В книге «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов, 1295) Доу Ханьцин предложил использовать четырнадцать приемов укалывания: потряхивание, раскачивание, введение, отступление, «сучение», круговое раскачивание, пощелкивание, вращение, поглаживание, зажимание, пощипывание, надавливание, вонзание, резание.
В дальнейшем врачи продолжили и развили учение Доу Ханьцина. Так, Сюй Фэн в поэме «Золотая игла» писал:
«Вонзание и резание — приемы введения иглы [под кожу]; Раскачивание и отступание — приемы извлечения иглы; Потряхивание и введение — приемы ускорения [Ци] иглой; Поглаживание и пощипывание — приемы прохождения Ци; Применяйте сучение и болезнь уйдет; Пощелкиванием восполняйте недостаток; Круговое раскачивание применяйте на животе; Зажиманием закройте точку; Сильно немного вглубь называется опусканием; Слабо немного на поверхность называется подниманием. [Это и есть] четырнадцать приемов. Следует готовить иглы».
Сокращен прием вращения и добавлен прием поднимания, указано применение всех приемов.
Ван Цзи в книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании, 1530) также описывал четырнадцать приемов: резание, раскачивание, отступление, потряхивание, введение, поглаживание, пощипы-вание, прием самострела, «сучение», пощелкивание, круговое раскачивание, зажимание, надавливание, поднимание. Содержание в общем и целом сходно с приемами Доу Ханьцина, добавлен прием самострела, имеются сравнительно подробные комментарии и пояснения к выполнению операций и применению по каждому приему.
Ниже приводятся описания каждого из четырнадцати приемов укалывания Доу Ханьцина с дополнениями и пояснениями Ван Цзи, изложенными в книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании, 1530).
Прием потряхивания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов)говорится:
«Потряхивание: если нет прохождения Ци, потряхивайте иглу, только и всего».
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы для прохождения Ци потряхивают ее тело в сочетании с пунктированием и вращением.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Всякий раз, когда игла введена, если нет прохождения Ци, потряхивайте иглу, как трясут колокольчик, двигайте и шевелите ее. Каждый раз в каждой точке надо потряхивать при пяти дыханиях. Один выдох — одно потряхивание, опускайте иглу, вращая влево; Один вдох — одно потряхивание, поднимайте иглу, вращая вправо. Поэтому называют потряхиванием для движения Ци».
Прием отступления
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Отступление: когда при стимуляции (бу) или седатации (се) надо извлечь иглу, во всех случаях сначала немного поднимите иглу, затем оставльте ее, только тогда можно извлекать иглу».
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) добавлено разграничение стимуляции (бу) и седатации (се) в зависимости от дыхания пациента и предлагается:
«Всякий раз, когда производите стимуляцию (бу) или седатацию (се), немного поднимите иглу. Поднимая иглу при стимуляции (бу), следует седатировать при трех вдохах; Поднимая иглу при седатации (се), следует седатировать при трех выдохах. Затем на короткое время останавитесь, только тогда можно извлекать иглу».
В настоящее время, выполняя этот прием, обычно медленно поднимают иглу от глубинной части к подкожному слою, ненадолго оставляют ее, ожидая успокоения Ци. Когда пройдет ощущение тяжести и напряженности, сразу же извлекают иглу.
Прием «сучения»
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Сучение: всякий раз, вызывая ощущение жара, [вращайте] иглу наружу, словно сучите нитку. Не следует вращать слишком сильно. При лечении охлаждением укладывайте иглу внутрь, [применяя] прием вращения, как [описано] ранее. Это и считается сучением».
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы большим и указательным пальцами удерживают рукоятку иглы и вращают ее в одном направлении в виде сучения нитки.
Иногда к приему «сучения» добавляют пунктирование, разделяя его на охлаждение и прогревание. Так, в книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«После введения [вращайте] иглу или внутрь, или наружу, в виде сучения нитки. Не следует вращать слишком сильно, [что может] вызвать закручивание мышц вокруг иглы, [тогда] трудно поднять или опустить иглу. Опускание с вращением влево — это прогревание; Поднимание с вращением вправо — это охлаждение. Во всех случаях прекращайте через 5 дыханий, поэтому и называется сучением для Ци».
Применение этого приема содействует возникновению реакции на укалывание и усиливает ее. Однако, не следует производить чрезмерное число вращений в одном направлении, так как тело иглы может запутаться в мышечных тканях, произойдет застревание, перелом иглы или прочие осложнения.
Прием введения
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Введение: мужчинам — наружу, женщинам — внутрь. Весна, лето, осень, зима — все обладает принципами введения и извлечения».
Имеется ввиду прием, при котором после вхождения иглы под кожу, вращая, вводят ее на определенную глубину, ожидая распространения Ци.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«[Если] после вхождения иглы Ци не распространяется, вводите [иглу], вращая мужчинам влево, женщинам вправо. Вращение наружу — это влево; вращение внутрь — это вправо. Весна, лето, осень, зима — все имеет глубину».
Изложенное деление введения иглы с вращением мужчинам влево, а женщинам вправо, в сочетании с глубиной укалывания в зависимости от времени года используется при ожидании Ци.
Прием зажимания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Зажимание: это когда всякий раз при стимуляции (бу) рукой зажимают точку».
Имеется ввиду прием, при котором после извлечения иглы зажимают точку пальцем, затыкая отверстие от иглы, не позволяя жизненной Ци «вылиться» наружу. Обычно используется при стимуляции (бу).
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Когда при стимуляции (бу) извлекаете иглу, пальцем заткните точку, не позволяя Ци вылиться, поэтому называют зажиманием для взращения Ци».
Прием раскачивания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Раскачивание: это когда всякий раз при седатации (се) надо извлечь иглу, необходимо расшатать и извлечь ее».
Имеется ввиду прием, при котором при извлечении иглы раскачивают ее в разные стороны. Обычно используется при седатации (се).
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Когда извлекаете иглу из точки, следует раскачать и извлечь ее».
Этот прием заключается в раскачивании иглы при ее извлечении, чтобы «открылось» большое отверстие от иглы и «вылилась» патогенная Ци. Используется при седатации (се).
Прием кругового раскачивания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Круговое раскачивание: если иглоукалывание производится в области живота, слегка раскачивайте иглу кругами, только и всего».
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы, удерживая рукой ее рукоятку, производят круговое раскачивание.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) устанавливается количество круговых раскачиваний за раз, а также разграничение раскачиваний влево и вправо на стимуляцию (бу) и седатацию (се). В этой книге говорится:
«Всякий раз при круговом раскачивании следует совершать вращения 5 раз. Раскачивание кругами влево и опускание иглы — это стимуляция (бу); Раскачивание кругами вправо и поднимание иглы — это седатация (се). Поэтому и называют круговым раскачиванием для приведения Ци к гармонии».
Прием пощелкивания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Пощелкивание: всякий раз при стимуляции (бу) можно легко пощелкивать ногтем большого пальца по игле, чтобы ускорить прохождение Ци».
Имеется ввиду легкое пощелкивание пальцем по рукоятке иглы после ее введения, чем можно способствовать прохождению Ци, а также ускорить приход Ци.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Если нет прохождения Ци, легонько пощелкивайте по игле, чтобы Ци скорее проходила. Пощелкивание большим пальцем как будто налево — это стимуляция (бу); Пощелкивание указательным пальцем как будто направо — это седатация. В каждой точке пощелкивайте 7 раз. Поэтому называют пощелкиванием для ускорения Ци».
Прием вращения
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) где говорится:
«Вращение: это вращение иглы рукой. Необходимо знать налево и направо. Налево — это наружу; направо — это внутрь. Хорошенько запомните, и только».
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы большим и указательным пальцами держат иглу и поочередно делают движения пальцами вперед и назад, чтобы игла вращалась.
В книге «Чжэнь цзю да чэн» (Великие достижения иглоукалывания и прижигания, 1601) говорится:
«Вращение: если лечите [болезнь] выше [укалываемой точки], большим пальцем [вращайте] наружу; Если лечите [болезнь] ниже [укалываемой точки], большим пальцем [вращайте] внутрь.
Вращая наружу, направляйте Ци вверх для лечения болезни; Вращая внутрь, направляйте Ци вниз для лечения болезни. Когда извлекаете иглу, вращая внутрь, направляете [истинную] Ци к месту болезни; Вращая наружу, заставляете патогенную Ци отойти под иглу и выйти наружу».
Этот прием воздействует на прохождение Ци, чтобы Ци распространялась до места болезни и повысился терапевтический эффект.
Прием поглаживания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Поглаживание: всякий раз после введения иглы в месте соответствующей части канала, поглаживайте вверх и вниз вдоль него, чтобы Ци и кровь двигались туда и сюда, только и всего».
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы от места укалываемой точки пальцами массируют вверх и вниз по ходу ее канала, чтобы способствовать приходу Ци.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«После введения иглы, если Ци не приходит, рукой вверх и вниз поглаживайте вдоль канала. Предположим, что укалываете точку Хэ-гу (gi.4) ручного ян-мин. Если Ци не приходит, тремя пальцами ровно и прямо поглаживайте от места укалывания до точки Цюй-чи (gi.11), поглаживайте вверх и вниз, туда и сюда, чтобы Ци и кровь двигались по каналу».
Обычно этот прием используется при стимуляции (бу).
Прием пощипывания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Пощипывание: если после введения иглы происходит застой Ци, режьте ногтем большого пальца по каналу вверх и вниз, чтобы прочистить прохождение Ци и крови».
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы производят пощипывание ногтем вверх и вниз по каналу, к которому относится укалываемая точка.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«После введения иглы может возникнуть застой Ци, тогда ногтями большого, указательного и среднего пальцев пощипывайте туда и сюда в соответствующем канале, чтобы распространялись Ци и кровь, поэтому называют пощипыванием для прохождения Ци».
Этот прием обычно применяется пациентам с замедленной реакцией на укалывание и при застревании иглы.
Прием вонзания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Вонзание: всякий раз, когда вводите [иглу], пальцем с силой надавливайте [на укалываемую точку], чтобы введение иглы было точным».
Имеется ввиду прием, при котором перед введением иглы вонзают ноготь большого пальца в точку, что удобно для точного введения иглы.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Ноготь левой руки с силой вонзайте в точку. Удерживая иглу правой рукой, точно вводите ее в точку».
Истоком этого приема послужили слова из канона «Су вэнь»: «Вонзать [ноготь] и вводить [иглу]».
Прием резания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Резание: всякий раз, когда надо ввести иглу, сначала следует ногтем большого пальца влево и вправо резать в точке, чтобы рассеять Ци и кровь, затем вводите иглу».
Имеется ввиду прием, при котором перед введением иглы ногтем большого пальца с силой режут точку, чтобы успокоить Ци.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Всякий раз, когда надо ввести иглу, вонзайте и двигайте ногти больших пальцев обеих рук сверху и снизу, слева и справа — с четырех сторон точки, как режут ножом».
Истоком этого приема послужили слова из канона «Су вэнь»: «Резать [ногтями] и рассеивать [Ци]».
Прием надавливания
В книге Доу Ханьцина «Чжэнь цзин чжинань» (Руководство по укалыванию каналов) говорится:
«Рукой вращайте иглу, не надо опускать или поднимать [ее]. [Пальцем левой руки] надавливайте [на точку] в виде ощупывания [пульса]».
Имеется ввиду прием, при котором, вращая иглу, пальцем надавливают на точку. Применяется при стимуляции (бу).
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Когда необходима стимуляция (бу), [правой] рукой быстро вращайте иглу, [левой рукой] надавливайте на точку, как щупают пульс. Нельзя перемещать [иглу вверх и вниз]. Затем опустите [иглу], каждый раз надавливая [на точку], пусть [пациент] сделает 5 мелких выдохов».
Прием самострела
Данный прием описан в книге Ван Цзи «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании). Добавлен к четырнадцати приемам укалывания Доу Ханьцина.
Имеется ввиду прием, при котором после введения иглы и прихода Ци, большим и указательным пальцами удерживают головку иглы, а средним пальцем надавливают на тело иглы, чтобы она приняла изогнутую форму. Играет роль в прохождении Ци.
В книге «Чжэнь цзю вэньдуй» (Диалог о иглоукалывании и прижигании) говорится:
«Опускайте иглу до земной [части] и снова поднимайте до человеческой части. Стимулируйте (бу) или седатируйте (се), ожидая распространения Ци. Если необходимо распространение [Ци] вверх, большим и указательным пальцами возьмите головку иглы, не следует вращать, а средним пальцем можно надавливать на тело иглы в течение 4—5 дыханий, словно оттягивая спусковой механизм самострела. Надавливайте вперед, чтобы Ци проходила назад; Надавливайте назад, чтобы Ци проходила вперед».