Те из наших читателей, кто уже успел посмотреть видеофильм "Самооборона И нападение в УНИБОС", познакомились с большим арсеналом выведении из равновесия, а также воочию убедились в преимуществе пластичных боевых Систем, таких, как УНИБОС или система Кадочникова.


В книге "Как дрались в НКВД" анализируются основные отличия пластичной манеры движений от непластичной и рассказывается о преимуществах первой.


Что же является критериями пластичности движения? Если присутствует закругленность движений на фоне их непрерывного течения; если позы, принимаемые телом естественны, а само тело не имеет "зажимов", если ноги чуть согнуты и при движении используют разные участки стопы, а туловище использует все степени свободы, то наблюдаемая манера пластична. А чтобы читатели яснее представили себе разницу, приведем ряд образных сравнений. Ведь и ребенок поймет, что: ...Естественный шаг пластичнее строевого. ...Ритм - балет пластичнее обычного балета. ...Кик-боксинг (и бокс) пластичнее ортодоксальных стилей карате. ...Система Кадочникова гораздо пластичнее боевого самбо... и т. д. В книге А. Ретюнских "Русский стиль" выделены некоторые основополагающие принципы системы Кадочникова, характерные для любой более или менее гармоничной пластичной манеры ведения боя.


Вот эти принципы:

  1. Непрерывность.
  2. От опоры.
  3. Пара сип.
  4. Круги и спирали.
  5. Работа от ситуации.
  6. Любой частью тела - удар.
  7. Приемов нет.
  8. Непротивление.
  9. Незаконченность движений.
  10. Дыхание.
  11. Перемещение.
  12. Работа сильным на слабое.
  13. Волна.
  14. Импульсивность.
  15. Держать дистанцию.
  16. Все с энергии.
  17. Обходить силу.
  18. По точкам.
  19. Из любого положения-любой удар.
  20. Копирование (противник правой, а вы левой).
  21. Экономность движений.
  22. Маятник.
  23. Левым за левое, правым за правое.
  24. Независимость движений.
  25. Руки и ноги не скрещивать.
  26. Складывание движений.


Попробуем разъяснить вкратце смысл некоторых из них... Названия многих принципов раскрывают их суть и не нуждаются в комментариях. Таковы 15-й, 16-й, 17-й, 18-й, 19-й, 21-й, 22-й и 23-й принципы из приведенного списка. Что же касается остальных, то они требуют некоторых разъяснений. Много принципов пластических систем предписывают те или иные действия в тех или иных ситуациях. Вот принцип, который можно условно назвать "клин клином". Следуя этому принципу, в качестве контрприема против задней подножки выполняется задняя подножка, против узла кисти - узел кисти и т. д. К группе подобных принципов относится и упомянутый принцип "Копирования".


Развитая координация бойцов пластических систем позволяет работать каждой конечности и туловищу по собственным программам, вне зависимости от движений других частей тела. В этом суть "независимости движений". Не мешать собственному движению и не ограничивать свои возможности из-за перекрещивания рук или ног. Вот суть 25-го принципа. Однако не следует понимать "тот принцип слишком буквально, воспринимая как табу или программу действий. Складывание движений, усилий, импульсов, техник - один из принципов, красной нитью пронизывающий пластические системы. В любом ударе участвует наибольшее количество траекторий и групп мышц. Действия пластических систем также многофункциональны. Защита сливается в одно целое с нападением, удар с толчком, толчок с выведением из равновесия, бросок с болевым, а болевой с удушающим или сбиванием и так до бесконечности. Кроме того, следует отметить, что пластичный боец распоряжается по своему усмотрению всем объемом движений и своих, и противника. Передвижения в пластических системах естественны. При движении вперед, назад и по кругу на полусогнутых ногах исполнитель как бы перекатывается на стопах с пятки на носок или с носка на пятку. Повороты с перемещением ног выполняются различными способами (подобно движению двери, с предварительным выставлением на избранную точку носка или другой части стопы) и на любой угол. При маневрировании очень аффективны перепрыгивания и перешагивания из стороны в сторону, сочетающие различные направления и длину шага. Широко применяются и комплексные перемещения, подобные боксерским.


Серия поставленных научных экспериментов доказала неоспоримое преимущество "пластичных" перемещений и защит. В частности в своей кандидатской работе Н. Г. Цед исследовал преимущества "пластической", "круговой" техники при обучении и при использовании против штыковых атак.


Поражаемость личного состава экспериментальной группы близилась к 50%, в то время как в контрольной, использовавшей технику боевого самбо, она составляла 100%!!! Следует отметить, что при более продолжительном обучении эффективность применения "круговых" техник продолжает расти, в то время как другие техники не дают существенного прироста результативности. Раскрепощенное сознание бойцов, подготовленных в пластичной манере, позволяет пользоваться в бою общими принципами, а не закостенелой схемой приема, предназначенного для ситуаций, не выходящих за рамки обыденности.


В Шоу-Дао и некоторых комплексах УНИБОС существуют системы защиты, а которых за счет непрерывного движения рук вокруг бойца создается своеобразный кокон из движений, благодаря которому можно осуществлять поиск противника, в абсолютной темноте отражать атаки, которые не были замечены и многое другое.


Без опоры боец не боец. Он не может создать усилия. Поэтому следует учиться использовать в качестве опоры не только почву или противника, но даже движение части тела, направленное в противоположную желаемому направлению, сторону. Согнутые ноги, а значит, и пониженная стойка - источник силы. Знание элементарных законов физики позволяет полнее использовать силу любого воздействия, избегать потерь при ее разложении и обеспечить преимущество своего усилия над усилием противника в нужном месте и в нужное время. Кстати, в Шоу Дао канонизировано несколько сотен способов приложения силы, и читатели нашего журнала рано или поздно познакомятся с ними.


Дуговые и круговые траектории таят в себе бездну техник. Такие техники многими воспринимаются как чудо. Чего стоит, например, "спиралевидное" обезоруживание, когда за счет неуловимого движения руки исполнителя Предмет или оружие, использовавшееся для атаки, оказывается под мышкой, а сам атаковавший на полу, лишенный возможности двигаться (спиралевидные обезоруживания можно увидеть в видеофильме "Коготь каменной ПТИЦЫ").


Круговое движение больше присуще человеческому организму. Особенноэто заметно при работе с оружием и предметами против нескольких человек. С тонки же зрения последователей клановой школы Шоу Дао человек вообще не может сделать прямолинейного движения, так как прямая линия это лишь сторона очень большого круга, а если какая-нибудь часть человеческого тела движется по прямой, то другие обязательно описывают дугу.


Человек, владеющий пластичной манерой ведения боя, не только очень ТОНКО чувствует малейшие нюансы собственных движений, но и способен выжать максимально возможное из создавшейся ситуации, а не только из своего собственного организма.


Такой человек, интуитивно или осознанно зная большинство тайн движения человеческого тела и окружающего мира (все зависит от школы стиля и направления, не говоря об обучении), способен предугадывать любые атаки Противника в открытом столкновении и, основываясь на этом, не только предпринимать что-либо со своей стороны, но и максимально использовать предпринятое противником., Вооруженный достаточным количеством технических элементов, исполнитель применяет нужные элементы в нужное мгновение.


Еще пара слов о некоторых принципах. Оказывать сопротивление усилию глупо, нужно обращать его себе на пользу. Поэтому разумное сопротивление выглядит как "непротивление". Корни этого принципа уходят в даосизм. Незаконченность движений проистекает из непрерывности.


Дыхание непрерывно, без остановок и обеспечивает работу организма.


Перемещение-основа любого маневра, даже если ноги стоят на месте, премещаться может туловище. Работая "сильным на слабое", исполнитель с Помощью различных действий добивается мгновенного преимущества, которое впоследствии развивает. Воли* - один из эффективнейших способов манипулирования и усиления движений.


Повтор кратковременных усилий или взрывное краткое усилие - вот основа импульсивности в пластических системах.


Непрерывное движение ноги и всего тела позволяет не только скрывать начало атаки, сохранять накопленное предыдущими движениями усилие, Затруднять атаку противнику и полнее использовать собственный резерв наибольшего числа мышц, оно позволяет экономично распоряжаться ресурсами организма и устоявшимся психологическим фоном, чутко и мгновенно реагировать на изменение ситуации, держать под контролем движения нескольких противников и многое, многое другое.


Любой частью тела - удар. Это возможно за счет большего числа способов усиления ударов, применяемых в пластических боевых единоборствах. Приемов нет, так как есть технические элементы, которые изучаются вместо них и из которых составляется более сложное действие. Система тренировок в большинстве пластических видов единоборств позволяет "раскрепостить" внимание и мышление, что дает возможность бойцу мгновенно оценивать ситуацию, да и вдобавок еще и следить за окружающей обстановкой.


Что касается "Манеры ведения боя" (М. В. Б.) - понятие, в корне отличающееся от понятия "манеры движения". Их можно классифицировать по признакам тактики и стратегии поединка.


По признаку используемых групп приемов, например, бросков или болевых в сочетании с выведениями из равновесия и т. д. Можно классифицировать М. В. Б. и по ритмам исполнения техники, и по целому ряду других признаков...


Выведения из равновесия - это броски, как правило, с небольшой высотой полета бросаемого, исполняемые с максимально возможным использованием движений тела противника и при минимальном усилии исполнителя по сравнению с силовыми бросками. Выведения из равновесия характерны в первую очередь для "пластических" воинских искусств. К ним можно отнести Шоу Дао, тай-чи и ряд других стилей ушу, некоторые русские стили, айкидо, некоторые школы ниндэютсу и различные спецкомплексы прикладных стилей рукопашного боя, культивируемых у нас в стране. Это прежде всего система Спиридонова, основанная на ней и существенно усовершенствованная система Кадочникова, и "УНИБОС", комплексы которой известны пока лишь узкому кругу специалистов. В наиболее совершенных и гармонично сочетающих разные группы приемов пластических боевых системах, обучение выведениям из равновесия построено на изучении целого ряда технических элементов - малых составных частей, из которых складываются более крупные построения, воспринимаемые сторонним наблюдателем уже как приемы.


Составляющими выведении из равновесия могут быть: 1. Воздействия, причиняющие боль. Реагируя на боль, противник совершает действия и движения, которые тут же использует исполнитель. Боль можно причинять разными частями своего тела и тела противника, надавливая и ударяя по точкам, суставам, костям; захватывая и ущемляя кожу, мышцы, сухожилия... Воздействовать на противника можно и с помощью оружия (предметов) как своего, так и его. 2. Следующая группа воздействий - это воздействия, мешающие передвижению опорных конечностей, а также воздействия, нарушающие эту опору.


Конечно же, в эту группу попадают и зацепы, и разнообразные подсечки, и "входы" в ноги, а также наступания на стопу, голень и другие части ноги, заступания за ногу противника стопой, голенью или всей ногой, а также многочисленные захваты, придерживания, силовые скольжения и другие группы технических элементов.


Третья группа воздействий - это воздействия, каким-либо образом выводящие проекцию центра тяжести за площадь опоры, образованную точками опоры.


Многочисленные толчки в поясницу, грудь, таз, шею, голову; усилия рывками и давлением, использующие рычаги конечностей, головы, туловища; и даже психологические воздействия, не говоря уже о других способах приложения усилий - весь этот арсенал можно отнести к третьей группе. Даже небольшое число элементов из этих трех групп позволит успешно применять в бою различные выведения из равновесия, построенные на техэлементах одной, двух или всех трех групп. Не помешает употребление техэлементов и из других групп, не упомянутых нами. Предвидя недоумение многих читателей по поводу упомянутых нами психологических выведении из равновесия, разберем в качестве примера механизм одного из них.


Представьте себе, что на вас набегает противник, а вы, уклоняясь в сторону, делаете угрожающее движение пальцами, направленное ему в глаза. Чисто рефлекторно он отбрасывает голову и верхнюю часть туловища назад, в то время, как ноги еще продолжают двигаться вперед. Еще одно мгновение, и он на полу. Таких воздействий десятки, но свободно применять их может лишь рукопашник, хорошо владеющий всем спектром воздействий на противника в бою и предвидящий развитие ситуации на несколько "ходов" вперед. Вооружившись этими сведениями, читатели смогут проанализировать все выведения из равновесия*, встречающиеся в фотоматериалах. В первую очередь следует обращать внимание на составляющие части, затем на ситуации, применяемые защиты, вспомогательные элементы и т. д.



* Следует отметить, что авторы вкладывают в термин выведение из равновесия несколько иной смысл, чем в самбо или в дзюдо.

Тэги: кадочников сила боевое искусство энергия

Оцените статью:
2

0|+2