Это один из широко известных стилей ушу. Однако за пределами КНР распространен не пекинский, а кантонский вариант названия стиля - чойлифут.


Создатели стиля считается Чэнь Хэн (1805-1875), выходец из уезда Синьхуэй провинции Гуандун. Как гласят семейные хроники. Чэнь начал заниматься ушу у своего отца, Чэнь Юаньху - по стилю фоцзя-цюань - "Стиль буддийской школы".


Он считался "внутренним" стилем, так как немалый упор в обучении фоцзя-цюань делался на овладение специальными упражнениями, направленными на регуляцию энергии "ци" в организме. Здесь же Чэнь Хэн изучил принцип короткого резкого удара с подскоком - "пронзающего удара", который потом вошел важнейшей составной частью в цайли-фо-цюань. Был еще один необычный для южных стилей элемент в фоцзя-цюань - он включал много ударов ногами и даже прыжков, в то время как знаменитые стили из той же провинции Гуандун, например, хунцзя-цюань, лицзя-цюань, практически вообще не имели в своем арсенале прыжков.


Чэнь Хэн так увлекся изучением ушу, что вскоре стал считаться лучшим бойцом в округе. Ему даже предлагали самому начать преподавание. Однако смерть отца и разорение семьи заставили его уйти из родной деревни. В поисках заработка он объехал почти всю провинцию Гуандун, которая славилась своими мастерами ушу.


Наконец, судьба свела его с Ли Юшанем, которого за удивительную крепость тела прозвали Алмазный Ли. Сам Ли обучался у основателя стиля лицзя-цюань ("Стиль семьи Ли), монаха Ли Янькая. Алмазный Ли первоначально с большой настороженностью отнесся к Чэню, так как не мог понять, зачем ему - уже неплохому знатоку ушу - вновь поступать в обучение. Но шесть лет совместных тренировок продемонстрировали Алмазному Ли чистоту намерений Чэнь Хэна и суровый старец полностью передал ему технику школы, даже назвал своим преемником. Это было довольно необычно, так как Чэнь не принадлежал к семье Ли.


Именно из лицзя-цюань пришли в стиль цайлифо мощные амплитудные удары предплечьями, размашистые удары кулаком наотмашь, а также большинство ударов ладонями. В лицзя-цюань считается, что только ладонь обеспечивает достаточный энергетический выброс. В этом стиле распространена поговорка, что "один удар ладонью побивает три удара кулаком".


Через шесть лет обучения Алмазный Ли сам отвел своего последователя к другому известному учителю, жившему в том же уезде Синхуэй, монаху Цай Фу. Стиль, который он преподавал, назывался цайцзя-цюань - "стиль семьи Цай". Цайцзя-цюань отличается длинными ударами предплечий и низкими, растянутыми стойками, в этом он похож на лицзя-цюань. В момент удара предплечьем рука почти полностью распрямлялась в локте и предплечье било наотмашь, сметая противника, словно дубина, что и называлось "длинное предплечье". Вместе с тем, школа цайцзя под влиянием местных боевых традиций начала использовать и короткие прямые удары с ближней дистанции, а защиту от ударов ногами и руками бойцы выполняли за счет резкого удара локтем по атакующей конечности, что вело к ее перелому.


Таким образом Чэнь Хэн овладел тремя стилями - фоцзя-цюань, лицзя-цюань и цайцзя-цюань, причем по всем трем он считался преемником школы. Его слава достигла таких высот, что уже в молодом возрасте императорским указом он был назначен на должность старшего инструктора местных войск по ушу, должность по тем временам весьма почетную.


В процессе преподавания Чэнь Хэн значительно переработал стили, которые постиг. Его детище, названное цайли-фо-цюань ("чойлифут" на кантонском диалекте) в память о трех школах в которых он обучался, стало не простым механическим объединением многочисленных приемов, но цельным, самостоятельным стилем, который значительно превосходил по своей эффективности всех своих предшественников.


Всего существуют 49 основных комплексов по стилю, в том числе парных, с оружием, с так называемым "тайным оружием", комплексы воздействия на болевые точки и т.д. Все они подразделены на три большие группы, которые и составляют три этапа обучения.


На первом этапе в составе комплексов изучают базовые принципы передвижений, основные удары, позиции, схемы коротких связок, характеризующих способы ведения поединка в цайлифо-цюань. Второй ("средний") этап составляют более сложные комплексы, требующие прекрасной ориентации в пространстве, хорошей физической и психологической подготовки. Большинство из них по своей геометрии движений связаны с триграммами и гексаграммами знаменитой "Книги перемен" - "И-цзин". Третий этап обычно называют "высшим" или "тайным", так как к нему допускают только ближайших учеников руководителя школы, или членов семьи мастера. На этом этапе они, помимо комплексов, изучают принципы психологического воздействия на противника и работу с небольшими подручными предметами, например, с палочками для еды и короткой веревкой.


Так или иначе, все технические комплексы сводят к двум большим разделам - комплексам базовой технической подготовки, на основе которых вырабатывают навыки передвижений и ударов, и комплексам зверей, требующим сознательной концентрации на образе животного, его манере вести бой, передвигаться и т. д. Необходимо не столько имитировать повадки зверя, сколько воспроизводить его внутреннее состояние - ярость тигра, изворотливость журавля, хладнокровие и быстроту змеи и т.д.


Цайлифо-цюань традиционно связан с образами двух животных - могучего быстрого барса и гибкой змеи. Барс символизирует собой светлое, сильное, жесткое начало ян, змея - податливое, темное, мягкое начало инь. Таким образом на сочетании инь и ян, мягкого и жесткого, прямой и круговой атаки и строится цайлифо-цюань.


Цайлифо-цюань в противоположность большинству южных стилей в равной степени сочетает мягкие и жесткие движения, короткие и длинные удары. К тому же он включает много ударов ногами, подсечек, зацепов, ударов ногами в прыжках, подскоков, что резко выделяет его из всей плеяды южных стилей.



Перечислим некоторые основные комплексы цайлифо-цюань.

  • Комплексы начального уровня: цзомашэн ("Переходы в позициях"), сымэньцяо ("Мосты четырех врат"), сяомэйхуа ("Малый комплекс цветка сливы"), цзехуцюань ("Кулак стремительного тигра"), сяо бянъхуцюанъ ("Малый комплекс барса и змеи").
  • Комплексы среднего уровня: пинцюань ("Кулак спокойствия"), коуда ("Разбивающие удары"), багуасинь ("Сердце восьми триграмм"), мэйхуа багуа ("Восемь триграмм цветка ел ивы").
  • Комплексы высшего уровня включают много имитационных таолу: хуцюань ("Кулак тигра"), шэцюань ("Кулак змеи"), шицюань ("Кулак льва"), усин ("Пять форм животных"), шисин ("Десять форм животных"), цзуй басянъ ("Восемь пьяных небожителей"), датин багуа ("Достигать чертога восьми триграмм"), фочжан ("Ладонь Будды") и другие.


Обучение в школе цайлифо-цюань отличается от того, к которому привыкли западные последователи боевых искусств, когда изучают сначала стойки, потом отдельно удары руками и ногами, затем из них составляют короткие связки, потом комплексы. В цайлифо на основе двух-трех основных комплексов разбирается не только весь базовый арсенал техники, но и методы дыхания, психоконцентрации, работы взгляда и т.д. Поэтому относительно несложные комплексы в двадцать-тридцать движений изучают в течение двух-трех лет. Каждому уровню обучения соответствуют свои базовые комплексы.

Тэги: боевое искусство внешние стили ушу

Оцените статью:
-1

-1|0