Последние годы все больше и больше разговоров и споров идет о так называемых

русских стилях единоборств. Одни превозносят чуть ли не мифическую

эффективность, другие, впадая в другую крайность, утверждают, что русский

народ никогда не имел и не мог иметь каких-либо боевых школ, а была какая-то

манера биться в деревнях и семьях. В этой статье я попытаюсь по возможности

последовательно изложить понимание сущности боевых искусств с точки зрения

одного из адептов русского стиля, известного как стиль Кадочникова, а также

коснуться истории его возникновения и некоторых особенностей техники. Думаю,

я имею на это право, как старый ученик и друг Алексея Алексеевича. Что

касается других школ русского стиля, то, не являясь специалистом в этой

сфере, я не могу объективно оценить их особенности и эффективность, лишь

замечу, что многие из них активно пользуются схожим "арсеналом". При

изложении я буду приводить цитаты из критической статьи М.Колесникова (см.

"Кэмпо", ?5,1994г.), которая наиболее последовательно и типично "ругает

рукопашников", а также пользоваться некоторыми другими материалами.



Вплоть до второй половины 80-х годов не существовало термина "русский стиль".

Его придумали позднее. Свою систему А.А.Кадочников называл боевым самбо и

выделял при этом еще две школы - полубоевое и спортивное самбо (последнее,

известное как Харлампиевское, знакомо всем). Пройдя подготовку в специальных

подразделениях флота в

качестве боевого пловца, А.А.Кадочников получил материал, на основе которого

создал систему и школу, известную теперь в стране как "стиль Кадочникова".

На это ушла, по сути, вся жизнь.



В постреволюционный период возрождением боевой системы занимались многие, но

наибольшую известность получили Ознобишин и Спиридонов. Основой послужила

система рукопашного боя, принятая в русской армии. Последнее нередко

оспаривается, но если вспомнить своеобразие того периода истории, то многое

становится ясным. Носителем системы являлось русское офицерство, и поэтому

не удивительно, что за океаном охотно брали бывших офицеров в качестве

инструкторов. Кстати, среди инструкторов хваленых "зеленых беретов" нередко

можно встретить и русские фамилии, более того, в учебниках по боевой

подготовке войск США, в разделе "Рукопашный бой", встречаются рисунки и

пояснения к ним из старых наставлений, принятых в царской армии, и, что

удивительно, со ссылками на первоисточники.



Если же поднять более старые

пласты истории воинского искусства, то убеждаешься, что в русской армии

рукопашному бою придавалось особое значение. Об эффективности русской

"рукопашки" свидетельствует не одна армия мира, испытавшая ее на себе. И в

этом контексте известное суворовское выражение "пуля дура - штык молодец"

приобретает, мне кажется, особое значение. Была техника и была школа, но

оформлена была по-русски, без восточного колорита и помпы - не бросается в

глаза, да еще если глаза с азиатским прищуром. А вот мнение "специалиста":

"Не существовало, по крайней мере, последние 3-4 века у русского народа ни

эзотерических, ни каких-либо других "боевых школ". Не было! Были свои манеры

и способы биться в разных краях, деревнях, семьях". Вот так! Все забыто, все

извращено. Обидно и стыдно.



Рождение боевой системы, как и рождение ребенка - акт священный. Поверьте,

нет ни одной системы, которая бы возникла в результате "творческой

активности масс". Это озарение одного человека - как открытие Ньютоном

законов механики или Менделеевым периодической системы элементов. И точно

так же, как черты характера, внешний вид и национальность ребенка

определяются его родителями, точно так же и рожденная система будет иметь

свои национальные черты. Причем это никак не связано с обрядностью и прочей

мишурой, которая появляется гораздо позже. Именно поэтому можно и нужно

различать русскую, китайскую, японскую и другие системы единоборств.



Дальнейшая эволюция системы может протекать двояко - система может

взрослеть, набирать силу, повинуясь потенциям, заложенным в ней самой, а

может претерпевать метаморфозы в результате развития ее по спортивному пути.

В последнем случае происходит элиминация травмоопасных, а следовательно, и

наиболее эффективных элементов, расчленение живого тела системы на ряд

изолированных технических элементов - "приемов" (понятие приема в боевой

системе имеет иной смысл), которые, в свою очередь, также деформируются в

угоду зрелищности и эффектности. В результате возникает законченная

спортивная система, внутреннее развитие которой весьма затруднено в силу

самой методологии ее возникновения. От былого живого тела остается лишь

деформированный скелет.



Полубоевая же система часто создается на базе

спортивной. когда "существо" боевой системы либо забыто, либо закрыто для

широких масс (как в последнем случае было с системой Кадочникова), и поэтому

уже при создании становится нежизнеспособной. Подобную эволюцию претерпели и

харлампиевское САМБО, и каратэ, и другие системы спортивных единоборств. Вот

почему те восточные единоборства, которые так широко экспортируются в нашу

страну, не являются и не могут быть боевыми системами в точном значении

этого слова. Именно в этом смысле А.А.Кадочников говорит, что внедрение

восточных систем рукопашного боя, которые по своей сути таковыми не

являются, в вооруженные силы России, по существу, является подрывом

боеготовности армии. Из страны вывозят либо то, что не нужно, либо то, что

имеется в избытке. Ни одна уважающая себя нация или государство не будет

разбазаривать свое национальное достояние. Даже в сфере спорта имеется масса

секретов! Так что же тогда говорить о грозной боевой системе, имеющей прямое

отношение к безопасности страны!



"...Можно не сомневаться, что мастер спорта по боксу или греко-римской

борьбе в уличной потасовке окажется на голову сильнее, чем парнишка,

успевший пройти курс обучения у деда Кадочникова... Ни один из "русских

рукопашников" в бою с хорошим боксером или кикбоксером не продержался бы и

одной минуты. Не видно решительно ничего такого в их технике и тактике, что

позволяло бы им гарантированно "вырубать" любого противника. Их уверения в

обратном - только слова, сопровождаемые показухой один деятель проводит

приемы, а второй ему изо всех сил поддается..."



Эта цитата является своего рода квинтэссенцией мнений наших оппонентов и

одновременно эталоном их бессодержательности. Впрочем, давайте попробуем

разобраться. Что касается первой части цитаты, то я не был бы столь

категоричным. Кроме того, нельзя принимать всерьез тех, кто утверждает, что

гарантированно "вырубает" любого противника. Нелепость возникает из-за

смешивания задач, решаемых спортивными системами и боевой. В первом случае -

эффектный зрелищный бои, а во втором - уничтожение врага. Предложения же о

встрече на татами всегда сопровождаются условиями, которые по сути

разоружают систему.



Что предлагается: "...надо наглядно продемонстрировать

свое превосходство хотя бы на уровне спортивного (?) варианта "рукопашки" по

самым жестким правилам (?)..." По чьим правилам - по правилам,

адаптированным к условиям ринга? Если боксер будет бороться с борцом или

борец боксировать с боксером, то даже "не специалисту" ясен исход подобного

поединка по правилам. И что за "спортивный вариант "рукопашки" - в системе

А.А. Кадочникова я такого не знаю. Да и зачем, спрашивается, боевую систему

доводить до спортивного варианта - есть ведь спортивный аналог некогда

боевого харлампиевского САМБО.



Почему бы не провести встречу любого мастера

восточных единоборств с хорошо подготовленным самбистом, тем более, что

титулованных мастеров у нас достаточно. Не уверен, что последнее слово будет

за поборниками азиатского пути. Но все же думаю, что делать этого не

следует, так как все это уже было - еще в 20-30-х годах пытались таким

образом сравнивать различные системы и разумно решили, что таким путем идти

нельзя, да и бессмысленно - это не выявляет существа дела. Я в этом смысле

тоже ортодокс и такую задачу в руководимой мной школе не ставлю. Что

касается последней фразы приведенной цитаты, то лишь замечу, что один

поддается другому лишь из соображений безопасности, и делать он это должен

именно "...изо всех сил...", иначе получит травму. Кстати, в айкидо тоже

поддаются изо всех сил, и по той же причине, и никто этим "деятелям" этого в

вину не ставит. А видели ли вы у тех же японцев, чтобы, скажем, каратисты

отстаивали "честь кимоно" на татами с мастерами айкидо? Видимо, подобная

"азиатчина" даже самим азиатам в голову не приходит.



А вот еще мнение в стиле А.А.Кадочникова: "...броски и болевые приемы

существенно преобладают над ударами. Между тем, именно удары, и только они,

позволяют надеяться на победу в скоротечной схватке с несколькими

вооруженными противниками..." Подобные сентенции не редки и говорят о полном

незнании и непонимании сути системы. Либо смотрят не то, либо не хотят

видеть. Впрочем, смотреть - еще не значит видеть. А вот еще: "...как я могу

послать хотя бы в нокдаун без акцентированного удара... в боевой обстановке

нельзя быть расслабленным... да и зачем расслабляться в бою..."



Удары

расслабленной рукой не изобретение "деда" Кадочникова. Такие удары широко

известны и активно используются во многих стилях. "Хлесткий удар" - этот

термин широко известен боксерам, известна и его эффективность. Только, в

отличие от боксерского, удар может наноситься и пальцами, и тылом кисти, и

"открытой перчаткой", не говоря уже об ударах предплечьем, локтем, плечом.

Причем, эти удары можно наносить рукой, уже захваченной противником. По

существу, ударная техника системы гораздо разнообразней, чем боксерская и

каратистская вместе взятые. Что касается болевых приемов и бросков (броски

отличаются от спортивных), то это лишь элементы управления противником - не

более того. А вот в спорте - это "приемы", которые имеют самостоятельное

значение и оцениваются баллами. Есть и блокировка, внешне похожая на

каратистскую, но в отличие от нее - не "жесткая", и делается она с вращением

конечности. Кроме того, "мягкая" блокировка позволяет захлестывать бьющую

конечность и тем самым не только использовать кинетическую энергию бьющей

руки противника, но и на его же ударе входить в зону поражения. Нечто

похожее происходит у боксеров при "клинчевании" - вы как бы связываете удары

противника.



Что касается техники работы ногами, то эффектные удары в корпус

и голову, наносимые каратистом или кикбоксером на татами, нелепы и опасны

для самого бьющего в иных условиях. Гораздо эффективнее обработать не

защищенную мышечным пластом голень или суставы противника. И вообще, нет

необходимости бить выше пояса, так как задача поражения нападающего решается

гораздо проще.



Как уже отмечалось выше, сутью техники рукопашного боя, как одного из

разделов системы, является доктрина управления - вы должны владеть ситуацией

и уметь управлять противником. Пожалуй, только айкидо наряду с системой

А.А.Кадочникова так последовательно воплощает этот принцип в своей работе.

Правда, способы достижения в целом различны. Для управления используется

изощренная техника освобождения от захватов и техника управления собственным

весом. Использование наряду с этим "мягкой" блокировки с вращением,

приводящей к эффекту закручивания и протягивания, и хлыстообразных ударов,

позволяющих огибать блоки путем использования точек контакта, как точек

вращения, дает возможность проводить работу с большой эффективностью.

Направления ударов также не случайны, они вписываются в общую логику работы,

воздействуя на слабые места и болевые точки противника. Быть может, такая

изощренность для системы, претендующей на армейскую, покажется несколько

излишней, но при выполнении боевой задачи вы можете оказаться в таких

условиях и состоянии, при которых не то, что ногой ударить - руку с трудом

поднимешь. И в этом не раз убеждаешься, изучая опыт прошедших войн. Думаю,

для вас теперь очевиден и второй постулат системы - работа должна быть

проведена не любой ценой, а ценой наименьших усилий и потери времени. Есть

еще и третий постулат - бой ведется сразу на поражение врага (нет

боксирования), что обеспечивается целым рядом превентивных мер. К этому

можно лишь добавить, что работа с оружием и против оружия является

неотъемлемой составной частью системы и органично вплетена в ее ткань.



Что касается тренировочного процесса, то он также отличается от

общепринятых. Тренировки проходят в спокойном, медленном темпе, без

напряжения (важна релаксация), в треть силы. Основным критерием правильности

выполняемого технического действия является проведение его без выраженного

ощущения сопротивления партнера, так называемый эффект проваливания. В

отличие от других систем используется не отдельный "прием" или группа

"приемов", доведенных бесчисленными повторами на тренировках до автоматизма,

а работа тела, "настроенного" на движения противника. Вы не взламываете

оборону мощными ударами, а гармонично вплетаетесь в движения, как бы помогая

им, доводя их до абсурда. Вы не наносите удар с опережением (противник

быстрее вас), а подводите его под свои удары. Причем зачастую нет

необходимости наносить удар самому - противник на собственной инерции

травмируется об услужливо подставленные ударные части вашего тела и

окружающие предметы. По сути то, до чего спортсмен в ходе турнирных боев

интуитивно доходит сам, здесь используется как база, на которой строится

весь тренировочный процесс. Особенности и отличия от других систем не

ограничиваются уже сказанным, но это особая и широкая тема.



Конечно, вся система А.А.Кадочникова не предназначена для массового

потребителя, но ее отдельные разделы могут быть адаптированы для локальных

задач. К сожалению, в отличие от ввезенных систем, имеющих квалифицированный

тренерский состав и международное признание, русский стиль выглядит пока

бедным пасынком. Тем не менее, я считаю, что при серьезной, грамотной работе

система А.А.Кадочникова может и должна занять видное место. Для быстрого и

динамического развития необходима поддержка влиятельных организаций и

заинтересованных структур. В то же время, кроме чисто профессионального

аспекта есть еще и моральный. Мы - русские, и должны есть, спать, любить и

защищаться по-русски. Человек должен помнить свое родство и гордиться своей

национальностью



Тэги: боевое искусство кадочников россия

Оцените статью:
1

0|+1