В своих прошлых статьях о Сантин ката я неоднократно упоминал о об упражнениях "кико", которые тесно связаны с практикой Сантин ката. Многие читатели просили меня, чтобы я описал эти упражнения. Теперь я попытаюсь сделать это.


Существуют многочисленные различные версии Сантин ката. Та, о которой я буду говорить, является “дзю” или “мягкой” версией. Существует также “го” или “жёсткая” версия, которая использует динамическое напряжение, о котором я скажу несколько слов в конце статьи.


Согласно многим окинавским мастерам, Сантин ката основано на упражнениях, созданных самим Дарума Тайси. К ним относятся комплексы Эккин кико (ekkin kiko – энергетические упражнения, укрепляющие сухожилия) и Сэндзуй кико (senzui kiko – энергетические упражнения, очищающие костный мозг). Первый комплекс (Эккин кико) направлен прежде всего на циркуляцию ки через энергетические меридианы по всему телу. Когда он выполняется, мускулы и сухожилия укрепляются и растягиваются. Сэндзуй кико обеспечивает проникновение ки в кости и костный мозг.



СЁСЮТЭН (shoshyuten)

Многие из специфических особенностей, связанных с Сантин ката имеют непосредственное отношение к Сёсютэн кико. В Сёсютэн кико ки, или жизненная энергия, циркулирует через два главных меридиана тела – Токумяку-кэй и Нинмяку-кэй. В Сантин ката ки циркулирует в координации с дыханием и незначительными движениями внутренних мышц и крестца.


При практике Сантин ката важно помнить, что подбородок должен быть опущен, шея отводится назад, чтобы выровнять затылочный позвонок со спиной, выпрямляя спину, как только возможно. Таз также подаётся вперёд, чтобы устранить кривизну поясницы. Это делается для того, чтобы ки могла течь свободно по спине через Токумяку-кэй. Также помните, что кончик языка упирается в верхнее нёбо. Это соединяет Токумяку-кэй и Нинмяку-кэй.


Далее следует краткое описание процесса дыхания, используемого при выполнении Сёсютэн кико во время исполнения Сантин ката.


ВДОХ

Во время вдоха вы мысленно представляете себе, что ки (воздух) спускается вниз по центральной линии тела (Нинмяку-кэй) в область тандэн. При таком вдохе ваш живот должен расширяться очень незначительно. Это движение должно быть очень небольшим и едва заметным для глаз. Это небольшое расширение живота помогает “тянуть” ки в нижнюю часть живота. Когда вы достигаете крайнего предела вдоха, таз подаётся немного назад. Снова это движение должно быть очень небольшим и едва заметным для глаз.


Одновременно, вы представляете себе, что ки направляется от тандэн вниз в промежность, а потом вверх к основанию позвоночника. Это – конец стадии вдоха. Небольшое движение таза, направленное наружу/назад, помогает “тянуть” ки от тандэн в нижнюю часть живота (в этом случае уже вдоль позвоночника).


ВЫДОХ

Во время выдоха вы “ведёте” поток ки вверх по Токумяку-кэй. Когда вы делаете это, ваш живот будет слегка втягиваться внутрь (снова это движение очень небольшое). Это движение живота внутрь помогает в продвижении ки к спине. Вы также слегка поднимаете урогенитальную диафрагму (втягиваете анус) и тянете вверх таз во время выдоха (подаёте его немного вперёд). Оба эти действия помогают направить ки плавно вверх вдоль спины (в этом случае через Токумяку-кэй). К концу выдоха ки направляется вверх вокруг головы в нос, а потом в язык. В этой точке вы закончили один цикл Сёсютэн. Обратите внимание, что следующий цикл начинается там, где последний закончился (то есть, точно под языком). Этот тип дыхания может использоваться во всех ката "длинного дыхания." Существует множество типов "короткого дыхания.” Во время "короткого дыхания” не нужно точно воображать, а нужно просто почувствовать, “ощутить” движение ки вдоль по Нинмяку-кэй и Токумяку-кэй.



ДАЙСЮТЭН (daishyuten)

Более высокий уровень изучения Сантин ката предполагает перемещение ки по всему телу. Эта тренировка называется Дайсютэн кико. Практически это есть дальнейшее развитие Сёсютэн кико. В Дайсютэн кико ки точно так же циркулирует по обоим меридианам, и таким образом, анус втягивается, таз поворачивается, спина выпрямляется и положение языка у верхнего нёба сохраняется и служит для той же самой цели. Главное различие между Сёсютэн и Дайсютэн в том, что в методе Дай-сютэн ки циркулирует и через конечности.


Примечательно, что обе версии Сантин ката – версия Хигасионна (или Хигаонна) и версия Магусуку (или Мияги) позволяют использовать Дайсютэн кико. Первые несколько движений используют двойной цикл дыхания (то есть, оттягивание руки назад и вдох, выпрямление руки вперёд и выдох, движение рук в технике моротэ тюдан укэ и вдох/выдох). Следующие несколько движений используют одиночный цикл дыхания и простые движения рук. Последние движения ката снова используют одиночный цикл дыхания, но в сочетании со сложным движением рук. Короткие дополнительные выдохи в конце ката используются для того, чтобы провести ки через Сёсютэн кико и затем в тандэн после Дайсютэн кико.


Таким образом ката составлено так, чтобы позволить человеку "разогреться”. Сначала каратэка делает Дайсютэн с двойным циклом дыхания, что является относительно лёгким. Потом каратэка исполняет цикл с одним дыханием, но с очень простым движением рук (это делает более легкой визуализацию потока ки). Потом каратэка снова использует цикл с одним дыханием, но в сочетании со сложным движением рук (которое делает визуализацию более трудной). Как вы можете видеть, Сантин ката составлено таким образом, что начинается с легкого метода Дай-сютэн кико и переходит постепенно к более сложным методам, которые требуют отдельного описания.



ДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Динамическое напряжение используется в некоторых стилях каратэ при выполнении Сантин ката. Традиционно было две причины для использования динамического напряжения.


Во-первых, во время Дайсютэн кико напряжение мышц будет направлять ки в конечности и к поверхности тела. Когда тело потом расслабляется, ки будет циркулировать через тело. Таким образом, это действует, как своего рода усилитель для Дайсютэн кико.


Во-вторых, динамическое напряжение использовалось, чтобы направить ки в кости во время Сэндзуй кико. Многие окинавские мастера чувствуют, что динамическое напряжение потенциально очень опасно. Его не следует использовать без внимательного наблюдения квалифицированного мастера, который хорошо знает тонкости сложных Сантин кико.


Многие стили не используют динамическое напряжение, а просто используют легкий дополнительный стретчинг при выполнении движений. Хотя этот метод даёт результаты не так быстро, он считается более безопасным многими окинавскими мастерами.



С большим количеством уникальных материалов по каратэ можно познакомиться здесь.

Тэги: каратэ ката

Оцените статью:
1

0|+1